Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:19, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
В связи с тем, что теории управления персоналом (человеческими ресурсами) развивались вместе с различными школами управления, последние наложили отпечаток на название первых. За более чем столетие (период промышленной революции) роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом. В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.
Видными представителями классических теорий являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теорий человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ли-карт, Р. Блейк и др. Авторами теорий человеческих ресурсов являются: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др. Основные постулаты, задачи и ожидаемые результаты от реализации этих теорий приведены в таблице. Классические теории получили развитие в период с 1880 по 1930 г. Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930-х гг. Теории человеческих ресурсов являются современными. По мере развития теории становятся все более гуманными. Сущность этих теорий подробно рассматривается в специальной литературе.
Вся история управления персоналом как отрасли науки, которая явилась основой формирования науки об управлении, рассматривается нами как путь к самостоятельному статусу этого научного направления. Обратимся к истории развития управления персоналом начиная с 1900 г. - того периода, когда, по мнению исследователей, началась специализация в этой области человеческой деятельности. До того времени функции управления персоналом были прерогативой руководителя, который до 80% своего рабочего времени тратил на управление работниками.
Промышленная революция и
Руководители организаций
Глава 1. Классические теории управления
Классические теории управления получили развитие в период с 1880-1930 г. Основателем классической теории управления считается Фредерик Тейлор (1856-1915) - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.
Основные взгляды Тейлора изложены в книгах "Управление предприятием" (1903), "Принципы научного управления" (1911). Основные идеи указанных работ:
- роль менеджеров;
- стимулирование и
- нормирование работ.
В работах Ф.Тейлора также приводятся качества, которыми должен обладать хороший управленец:
- ум;
- образование;
- опыт;
- такт;
- сообразительность;
- честность;
- здравый смысл;
- здоровье.
Главная идея Ф.Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т. е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда [ 1, с. 64 ].
Система Ф. Тейлора получила весьма широкое распространение в передовых капиталистических странах в первые три десятилетия XX в. - Германии, Швеции и других западноевропейских странах, как движение за научную организацию труда, рационализацию, научное управление и т. д. Создаются школы консультантов, фирмы и т. п.
Таким образом, заслуга
Ф. Тейлора и его последователей
заключается в утверждении
- исследование каждого отдельного вида деятельности;
- отбор работников для
выполнения определенных
- обеспечение работников необходимыми ресурсами;
- систематическое и
правильное использование
- выделение, планирование
в отдельный процесс
- утверждение менеджмента
в качестве самостоятельной
Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером, теоретиком и практиком менеджмента Анри Файолем (1841-1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них функции:
1. Планирование;
2. Организация;
3. Мотивация;
4. Контроль;
5. Координация.
Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые. Принципами сформулированными А. Файолем предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджера.
Принципы управления по Файолю:
1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
2. Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.
8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
9. Скалярная цепь — «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
10. Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость —
уважение и справедливость
12. Стабильность персонала
— текучесть кадров ослабляет
организацию и является
13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы [ 2 ].
А. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией
В отличие от Ф. Тейлора, А. Файоль расставлял качества идеального управленца в следующем порядке:
1) Здоровье и физическая выносливость.
2) Ум умственная работоспособность.
3) Нравственные качества: энергия, отвага, воля, мужество, чувство долга.
4) Значительный круг общих познаний.
5) Административная обстановка.
6) Общее знакомство со всем, что имеет отношение к возглавляемому производству.
7) Возможно более глубокая компетентность в специфически характерной для данного предприятия профессии [ 3, с. 127 ].
А. Файоль усиленно подчеркивает деятельность, которая близка к боевой борьбе, а Ф. Тейлор выделяет обыкновенные культурные качества европейца или американца.
К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, Максом Вебером (1864-1920) - немецким социологом, историком и экономистом, которую он называл - "бюрократией". [ 4, с. 84 ]. Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной (механической) модели М. Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как "идиосинкразию", которая не представляет интереса для теоретика.
В самом общем виде организация
в механистической модели представляется
как инструмент управления, а человек
- как «винтик» большого механизма.
Жесткая определенность связей (механические
приводы и передачи), взаимозависимость
подсистем, иерархичность - вот главные
характеристики этой модели. Эта модель
выстраивается по принципу максимально
четкого распределения
Считается, что эффективность
организации только возрастет, если
максимально ограничить проявление
субъективного фактора. Механистическая
модель в ее классическом варианте
требует от руководства фирмы, прежде
всего, максимального упрощения
и стандартизации. Главными недостатками
механистической организации
Глава 2. Теории «человеческих отношений»
Теории «человеческих отношений» стали применяться с начала 1930 г.
Рационализм в менеджменте, при всех его достоинствах, как оказалось, далеко не единственный, а во многих случаях и не лучший путь повышения эффективности работы реальных предприятий и организаций. В качестве реакции на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний прочно утвердилось другое направление - поведенческое, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в организациях, в более крупных социальных системах. На его основе осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию "человеческих отношений", мобилизации "человеческого фактора", развитию участия трудящихся в управлении, повышению эффективности лидерства. Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой теории "человеческих отношений"[ 6, с. 162].
Считается, что начало
этому направлению положил
(1880-1949) - американский социолог
и психолог, один из основоположников
организационной социологии и
социальной психологии, профессор
Гарвардского университета. Разрабатывая
теорию «человеческих
- повысить уровень мотивации человека к труду;
- психологически подготовить
работника к принятию
- улучшить качество
организационных и
- развивать сотрудничество
среди работников и их
- содействовать личностному развитию работника.
Теория «человеческих отношений» сформулирована Мейо в ходе его знаменитых Хоторнских экспериментов, которые проводились в течение 13 лет (с 1924 по 1936 г.) в городе Хоторне близ Чикаго. В целом можно выделить четыре этапа экспериментальной работы Мейо:
Первый этап. В 1924 году к Мейо обратилось руководство текстильного предприятия с просьбой разобраться в причинах высокой текучести кадров, которая в некоторых цехах предприятия достигала 25%, т.е. каждый четвертый работник в течение года увольнялся с предприятия. В одном из цехов, где работали преимущественно женщины, Мейо провел ряд реорганизационных мероприятий:
- перерывы для всех
работников цеха стали
Информация о работе Шпаргалка по "Управлению человеческими ресурсами"