Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:06, шпаргалка
Работа содержит отвеы на 40 экзаменационных вопросов.
...
38.Метод «Анализа решений»
39.Технология метода «Мозговой атаки»
40.Характеристика метода «мозговой атаки»
Основные условия применения экспертных методов:
- в состав экспертной комиссии должны входить общепризнанные специалисты в соответствующей области РУР;
- решения,
принимаемые членами
- области применения экспертных методов должны давать участникам преимущества перед другими.
Экспертные методы применяются преимущественно в социальной и биологической системах, например, при консилиумах, на конкурсах, дегустациях и т.п. Существуют четыре основных направления экспертных методов: метод простой ранжировки (метод предпочтения), метод задания весовых коэффициентов, метод последовательных сравнений и метод парных сравнений.
Метод простой ранжировки
Метод основан на том, что каждый эксперт располагает набором признаков, например, время реализации, финансовые затраты, повышение объема сбыта, величина дополнительной прибыли, качество продукции. Эти признаки располагают для каждого решения в порядке предпочтения. Цифрой 1 обозначается наиболее важный признак, цифрой 2 — следующий за ним по важности и т.д. Полученные данные сводятся в таблицу и обрабатываются либо вручную, либо с помощью методов математической статистики.
Метод задания весовых коэффициентов
Метод заключается в том, что каждому решению ставится в соответствие весовой коэффициент (коэффициент значимости). Используются два варианта формирования весовых коэффициентов:
-сумма
всех коэффициентов должна
-для
наиболее важного признака
Метод последовательных сравнений (сортировки)
В состав метода входят следующие операции:
1. Составляется перечень признаков решений.
2. Перечень
записывается в таблицу в
3. По
каждому признаку в таблицу
записывается оценка
признака по всем решениям — максимальная оценка 5
4. По
каждому столбцу находится
Метод парных сравнений (парная сортировка)
Метод
реализуется путем парных сравнений
признаков каждого УР и дальнейшей
статистической обработкой УР.
10.Классификация УР
1.Масштаб объекта: -глобальное решение, охватывает весь объект, -локальные – связанные с определенной подсистемой или подразделением
2.Длительность воздействия: -стратегическое (на 8-10 лет), -перспективное (на 5 лет), -тактическое (на 3 года), -текущие (до года), -оперативное (сиюминутное решение)
3.Круг решаемых проблем:
-комплексные, охватывает большое количество объектов деятельности организации
-частные (тематические), касаются отдельных сфер деятельности организации (экономические, текущие, социальные)
4.Метод обоснования решений: -формализованный, -неформализованный (базируется на эвристических методах)
5.Условия принятия решений: -детерминированные (принимаются в условиях определенности), -вероятностные (в условиях риска), -стохастические (в условиях неопределенности)
6.Способ воздействия на управленческий объект: -прямой (метод административного воздействия), -косвенный (экономический, социальный, психологический)
7.Причина возникновения: -ситуационное решение, -программное (реализация перспективных целей или показателей), -инициативные, -решение по предписанию вышестоящих органов
8.По отношению к среде: -внутренние, -внешние, -стыковые (взаимодействие внешних и внутренних)
9.Глубина воздействия: -одноуровневые решения, -многоуровневые
10.Способ фиксации УР: -письменные, -устные
11.Функциональная направленность: -планирующие, -организационные, -активизирующие, -координационные, -информационные (направленные на упорядочивание информационного поля организации)
12.По принятию: -индивидуальные (руководитель), -коллегиальные (группа руководителей, ответственность делится поровну)
13.Характер
разработки и реализации
14.По числу критериев: -однокритериальные, -многокритериальные
15.По ограничению на ресурсы
-решения
принимаются в условиях
-решения,
принимаемые в условиях
11.Модели разработки УР
Модель – упрощенное представление какого-либо объекта, системы.
Системный подход:
1.Информационный
блок: прием, обработка, сжатие
и хранение информации. Информация
поступает из внешней и
2.Распознавание ситуации. Ситуация – состояние объекта в конкретный период времени. Тут сопоставляются цели организации и описание ситуации, выявляются симптомы проблемы. Возвращаемся в блок 1 (по принципу постоянного сопоставления информации) – получает дополнительную информацию, с которой может быть связана данная проблема.
3.Блок разработки альтернатив. (вариантов будущего решения).
4.Блок оценки вариантов решения. Формирование критериев оценки – формулируем критерии предпочтительности: параллели, по которым будет выделена наиболее эффективная альтернатива, направленная на решение проблемы. Результатом данного блока является массив проранжированных альтернатив будущего решения.
5.Принятие решения – ключевая роль – руководитель или руководители, здесь осуществляется волевое действие, связанное с выбором одной наилучшей альтернативы и придания ее силу закона в виде УР.
Из 5 в 3 блок – руководитель отправляется на доработку. Альтернативы могут не соответствовать приемлемому уровню риска. Здесь используется теория предпочтения, на основе которой с учетом прошлого опыта выстраивается кривая риска конкретного руководителя.
Ситуационный подход:
Модель
разработки принятия включает 15 этапов.
Они группируются по блокам: 1 – подготовка
и разработка УР, 2 – разработка УР, 3 –
принятие и реализация УР.
12.Классификация проблем
Проблема – это ведущее противоречие цели и ситуации, определяющее движение или изменение ситуации в направлении цели. Иначе говоря, проблема – это противоречие, требующее первоочередного разрешения. Существуют 2 аспекта определения проблемы. Согласно первому проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Во втором случае в качестве проблемы рассматривают потенциальную возможность.
Классификация:
1.Назначение проблемы:
2.Отношение к среде: -внутренние (микросреда), -внешние, -проблемы, взаимодействующие с внешней и внутренней средой
3.Отношение к объекту управления.
4.Время: -кратковременные, -долгосрочные, -среднесрочные -статические, -динамические
5.По способам решения:
6.По степени структуризации: -хорошо структурированные, -плохо поддающиеся анализу
7.По содержанию: -производственные, -экономические, -социальные
8.Уровень решения: -общесистемные, -элементные, -подсистемные, возникающие в отделах или подсистемах аппарата управления
9.Срочность
решения проблемы:
13.Сущность и характеристики ситуации
Ситуация – состояние факторов, характеризующих конкретный объект в данных период времени.
Классификация:
1.Масштаб действия ситуации: -общесистемные, -элементные, -подсистемные, возникающие в отделах или подсистемах аппарата управления
2.по отношению к среде: -внутренние (микросреда), -внешние, -ситуации, взаимодействующие с внешней и внутренней средой
3.По причинам возникновения:
-ситуации, связанные с появлением новой цели
-ситуации, которые связаны с сохранением достигнутого уровня
-ситуации,
связанные с искусственным
4.По содержанию: -производственные, -экономические, -социальные
5.По времени: -кратковременные, -долгосрочные, -среднесрочные
6.По степени структуризации: -хорошо структурированные, -плохо поддающиеся анализу
7.по степени сложности: -простые, -сложные
8.По оценке субъектов управления: -удовлетворительные, неудовлетворительные, -проблемные
9. По скорости изменения факторов: -статические, -динамические
10.По отношению к риску: -детерминированные, -стохастические, -рисковые
Ситуация должна включать характеристику основных элементов, к которым относится:
-описание объекта
-потенциал
организации (состояние
-цели функционирования организации
-соотношение между имеющимися ресурсами и поставленными целями
-масштаб оперативного простора
-основные факторы регулирования
-время, необходимое на реагирование
-ограничения, которые необходимо учитывать при разрешении ситуации
-условия окружающей среды и отношения с ней
-работоспособность
менеджеров и положение
14.Понятие и сущность проблемы
Проблема – это ведущее противоречие цели и ситуации, определяющее движение или изменение ситуации в направлении цели. Иначе говоря, проблема – это противоречие, требующее первоочередного разрешения. Существуют 2 аспекта определения проблемы. Согласно первому проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Во втором случае в качестве проблемы рассматривают потенциальную возможность.