Школа научного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:07, реферат

Краткое описание

В конце XIX в. в индустриальном обществе ощущалась потребность в научной организации производства, труда и управления, так как производственные процессы, построенные на основе «дедовских» принципов, уже не могли в полной мере использовать достижения научно-технического прогресса того времени. Рост эффективности производства стал невозможен без его дальнейшей рационализации, экономии времени и ресурсов. Своеобразным откликом на эту общественную потребность стало возникновение и развитие школы «научного менеджмента», основателем которой является Фредерик Уинслоу Тейлор.

Оглавление

1 Основные теории и концепции.
2 Вклад научной школы в современную теорию управления.

Файлы: 1 файл

Школа научного управления.doc

— 431.50 Кб (Скачать)
 

     В разработанных стандартных приемах для различных видов работ учитывалось, что количество времени на их выполнение должно быть реальным и включать возможность небольшого отдыха для рабочих. В результате появилась необходимость в специализации труда отдельных рабочих с учетом их квалификации, в обучении их использованию наиболее рациональных приемов работы.

 

     Изменение организации производства привело, в свою очередь, к необходимости  изменения организации управления. В своей теории Ф.У. Тейлор отстаивал необходимость глубокого разделения труда в сфере управления, выделения планирования как самостоятельной функции управления.

 

     Изменил Ф.У. Тейлор и систему заработной платы работников в соответствии с научно обоснованными методами нормирования труда. Она стала носить характер строго индивидуальный, дифференцированный в зависимости от выполнения установленных норм. Он выступил против артельного труда, настаивая на оплате труда каждого рабочего в соответствии с его индивидуальной выработкой, а не в зависимости от выработки группы рабочих, в которую он входит.

 

     Ф.У. Тейлору принадлежит заслуга  в обосновании «принципа соответствия». Правильному подбору и подготовке рабочих он придавал исключительно большое значение. Он считал, что каждому работнику следует поручать такую работу, для которой он подходит лучше всего. Найденного человека нельзя предоставлять самому себе. Он должен получить от своего руководства необходимый минимум подготовки и инструкции, предписывающие рабочие движения, порядок и способы применения стандартизированных инструментов и материалов.

 

     Система Ф.У.Тейлора нашла широкое применение в первые три десятилетия XX в. в работе промышленных предприятий во многих странах, таких, как США, Германия, Англия, Франция, Швеция. На тех машиностроительных предприятиях, где Тейлор внедрял свои принципы управления, средняя производительность труда выросла за три года в два раза. Однако сам Тейлор отмечал, что научная система рационализации труда не привела к тому климату взаимного доверия между рабочими и администрацией, в котором он видел одно из условий рационализации.

 

     В 20-30 годы XX в. последователями и активными пропагандистами «научного управления» были Генри Гантт, Лилиан и Фрэнк Гилбреты, Генри Форд, Гаррингтон Эмерсон.

 

     Одним из наиболее близких учеников Ф.У. Тейлора был Генри Гантт, известный своими работами: «Труд, заработная плата и доход», «Промышленное производство», «Организация труда».

 

   ГЕНРИ ЛОУРЕНС ГАНТТ  (1861-1919)

 

     Генри Гантт родился в 1861 г. Семья Ганттов владела плантацией в штате Мэриленд, но потеряла свое состояние в результате гражданской войны. После окончания Технологического института Стивенса с дипломом инженера-механика он стал помощником главного инженера Ф. Тейлора в Мид-вэльской сталелитейной компании. Г. Гантт и Ф. Тейлор успешно сотрудничали в молодые годы до тех пор, пока их пути не разошлись. Позже Г. Гантт открыл собственную консалтинговую фирму, реализовал несколько проектов, что принесло ему широкую известность.

 

     Г. Гантт серьезно интересовался организацией производственных процессов. Методы организации производства, предложенные Г. Ганттом, не потеряли свое значение и в современных условиях.

 

     Г. Гантт занимался вопросами производственного  планирования: именно им были составлены карты-схемы для удобства планирования, так называемые Гантт-схемы. Они позволяли как контролировать выполнение плана за прошлый период, так и составлять календарные планы на предстоящий период. Разработал систему заработной платы, интегрирующую в себе элементы повременной и сдельной форм.

 

     Г. Ганттом был предложен график (график Гантта), по которому каждый рабочий  мог проследить за результатами своего труда и размером заработка. Внедрение премиальной системы оплаты труда по Г. Гантту позволило вдвое повысить производительность труда на предприятиях.

 

     В центе его внимания вопросы стимулирования труда. Он разработал первую научно обоснованную методику премиальной системы оплаты труда. Особенностью этой системы было то, что минимальный заработок сохранялся независимо от степени недовыполнения нормы. Рабочему, выполнившему дневное задание, выплачивалась премия в 50 центов.

 

     Г. Гантт рассматривал человеческий фактор в качестве основного двигателя повышения эффективности производства. Он считал, что производство является не только источником заработка, но и источником удовлетворения, и все, что предпринимает руководитель, должно находиться в соответствии с человеческой природой. Не нужно понукать людьми, нужно направлять их развитие в нужное для предприятия русло.

 

     Г. Гантт был убежден, что необходимо постоянно обучать рабочих для сокращения непроизводительных затрат времени, для повышения ответственности за выполнение задания, для улучшения их физической формы и внешнего вида и для налаживания сотрудничества между руководителями и рабочими.

 

     Г. Гантт мечтал о демократии на производстве, о гуманизации науки управления в будущем, считая, что «проблема человеческого фактора является одной из важнейших проблем менеджмента».

 

     Его демократические взгляды на мир  труда, вероятно, были причиной натянутых  отношений с Ф. Тейлором и его  отчуждения от людей бизнеса. Г. Гантт  уже в свое время поднимал проблему социальной ответственности бизнеса. Он считал, что, несмотря на то что основное значение для бизнеса имеет прибыль, система бизнеса должна нести социальную ответственность перед обществом. Только в этом случае общество воспримет бизнес и даст возможность действовать в соответствии с его собственными интересами.

 

     Фрэнк и Лилиан Гилбрет

 

      Научное управление рассматриваемого периода тесно связано с работами Френка Гилбрета и Лилиан Гилбрет.

 

     Наиболее  известными работами, в которых раскрывается концепция данных авторов, являются: «Изучение движений», «Изучение усталости», «Прикладное изучение движений», «Начало научного управления», «Факторы утомляемости», «Психология управления», «Азбука научной организации труда».

 

     Оба имели хорошее образование. Поженившись  в 1904 г., супруги объединили свои способности с целью разработки новых методов труда. Познакомившись с Ф. У. Тейлором в 1907 г., стали его верными последователями и пропагандистами учения.

 

     Перу  Ф. Гилбрета принадлежит «Введение  в научный менеджмент», в котором изложены общие вопросы научного управления и предложены ответы в ясной и доходчивой терминологии относительно основных принципов и практики научного управления. И хотя работа не содержала принципиально новой информации, блестящие постановка вопросов и формулирование ответов обеспечили книге широкое внимание среди читателей. Ф. Гилбрет является отцом хронометража.

 

     Гилбреты  были верными последователями Ф.У. Тейлора, занимались вопросами рационализации труда, технологизацией производственного процесса, ростом производительности труда. Их перу принадлежит классификация менеджмента, в соответствии с которой различают традиционный менеджмент, основанный на сугубо эмпирических правилах; переходный менеджмент, при котором применяются лишь некоторые предписания революционной системы Ф. У. Тейлора; и научный менеджмент («совершенная система управления»), т.е. система менеджмента, рекомендованная Ф. У. Тейлором.

 

     В центре их внимания - разработка наилучшего метода выполнения работ ради повышения производительности труда и определение условий, необходимых для этого (целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материалов и т.п.).

 

     Гилбреты  изобрели прибор - микрохронометр, который использовали в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях, и сколько времени занимает каждое из них. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы.

 

     Так, после длительного и тщательного  изучения работы каменщиков Ф. Гилбрет пришел к выводу, что при выполнении кирпичной кладки в среднем делается тридцать движений. Ему удалось сократить число движений до пяти и увеличить часовую выработку каменщика, который мог укладывать в час 350 кирпичей вместо 120. Такой рост производительности труда был достигнут не только за счет лучшего выполнения движений, но также благодаря более продуманной организации рабочего места, специальному усовершенствованию конструкции лесов, введению облегчающих работу инструментов и приспособлений.

 

     Еще один пример из жизни Ф. Гилбрета может  служить убедительным доказательством возможности эффективного применения НОТ на любом производстве. Однажды Ф. Гилбрету было предложено исследовать некоторые сложные операции при производстве оптических приборов. В результате анализа этих операций Ф. Гилбрет добился того, что сам смог выполнять эти операции в три с половиной раза быстрее, чем самые опытные рабочие. Удивление владельцев фабрики было еще большим, когда Ф. Гилбрет в течение нескольких часов научил рассыльного и машинистку, никогда не занимавшихся этим делом, так же быстро выполнять эти операции.

 

     Он  неоднократно подчеркивал, что руководители предприятия должны иметь достаточные способности, опыт, знания, так как это является одним из условий роста производительности труда.

 

     Ф. Гилбрет умер в 1924 г., не дожив несколько  дней до 2-го Международного конгресса по НОТ, состоявшегося в Праге.  Его дело продолжила Лилиан.

 

     Л. Гилбрет играла важную роль в работе своего мужа и создала репутацию своей собственной работой. Ее концепции прикладной психологии наряду с поездками по всему миру помогли ей получить звание «первой леди менеджмента». Она первая женщина, ставшая доктором психологии (диссертацию защитила в 1915 г.). Имела 12 детей.

 

     Л. Гилбрет интересовалась социальными  аспектами научного управления. В частности, настаивала на следующем тезисе: ни одна организация не может рассчитывать на устойчивость, если она не заботится как о благополучии организации в целом, так и о благополучии каждого ее члена.

 

     Л. Гилбрет выдвинула идею участия рабочих в планировании. Эта идея была воспринята многими менеджерами как достаточно практичная и полезная в том отношении, что она обеспечивала восприятие рабочими принятых наверху решений и облегчала оценку выполнения ими заданий на основе принятых предварительно целей.

 

     Помимо  вопросов технологизации и рационализации производства и управления Л. Гилбрет  активно занималась вопросами управления кадрами: научным подбором, расстановкой, подготовкой. На ряде предприятий в США при её непосредственном участии были открыты первые школы по работе с персоналом, в которых проводилась систематическая подготовка инструкторов по НОТ, пропагандировалась новая система стимулирования труда, основанная на вознаграждении и уважении личности рабочего.

 
 

   ГЕНРИ ФОРД (1863-1947)

 

     Генри Форд внедрил в практику многие идеи Ф.У. Тейлора и предложил свои. Известны его книги «Сегодня и завтра», «Моя жизнь. Мои достижения», которые и сегодня могут считаться своеобразной энциклопедией бизнеса.

 

     По  версии международных авторитетных изданий, имя Генри Форда входит в десятку имён, ставших символом XX в. Г. Форд не просто автомобильный король Америки и зримое воплощение «американской мечты». Он был важнейшей творческой силой, обеспечивающей создание массового сборочного конвейерного производства в целом и развитие автомобильной отрасли и автомобилизации населения, в частности.

     

     Он  первым в мире добился сочетания высокопроизводительного масштабного и вертикально интегрированного производства с высоким уровнем зарплаты и низкими ценами на продукцию. Он стал символом организационного и технического прогресса, прагматичным создателем общества массового потребления и социальных гарантий, т.е. того, что составляет «лицо» современного капитализма.

 

     Будущий основатель промышленной империи родился в многодетной семье мичиганского фермера эмигранта из Ирландии 30 июля 1863 г.

 

Информация о работе Школа научного управления