Сбыт и производство сельскохозяйственной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в комплексном исследовании особенностей организации управления производства и сбыта молока на принципах развития продовольственного рынка и в разработке предложений по совершенствованию системы сбыта товарной продукции различными организационно-правовыми формами хозяйствования на федеральном уровне.
С поставленной целью определим основные задачи:
-исследовать теоретические основы управления сбытом продукции;
-рассмотреть структуру рынка молочной продукции
-провести маркетинговый анализ управленческой сбытовой деятельности.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления сбытовой и производственной деятельности предприятия 7
1.1.Понятие и основные системы управления сбытовой деятельности предприятия в условиях рынка 7
1.2.Классификация форм и систем сбыта 10
1.3.Разработка сбытовой стратегии фирмы 13
2. Анализ производственной и финансовой деятельности предприятия 16
2.1. Характеристика предприятия 16
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 18
2.3. Сегментация Рынка по основным видам продукции 25
2.4. Система ценообразования на Рынке 26
2.5. Объем и ёмкость Рынка 27
2.5. Темпы роста Рынка 28
3. Управление сбытовой и производственной деятельностью 30
3.1. Организация сбыта ОАО «Сибирское молоко» 30
Классификация типов рынков 30
3.2. Потребительские предпочтения на Рынке 31
3.3. Управление производством 32
Заключение 33
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

Актуальность темы исследования: государственное реформирование аграрной экономики России проводится без достаточного учета научной проработки возможных последствий, выразившихся в общем экономическом кризисе продовольственного баланса в стране и тяжело отразившихся на тенденции развития отраслей сельского хозяйства, особенно животноводства. Производство молока и яиц стало низкорентабельным, а мясо и шерсти -убыточным.

Слабая адаптация российского животноводства к условиям рыночной экономики является узким местом в системе сбыта соответствующей продукции. В исследованиях экономики животноводства в советское время ученые и практики занимались лишь проблемой увеличения объемов производства продукции, так как фактически система сбыта в дорыночный период не имела трудностей. Централизованный экономический механизм базировался на стремлении производства к достижению обеспечения потребления продуктов питания в объеме медицинских норм любыми средствами. Рыночный экономический механизм включает себя решающие факторы успешного развития производства соответствующих продуктов отраслей животноводства адекватно размеру покупательной способности и ожиданий населения. Поэтому сельскохозяйственные товаропроизводители должны предвидеть конъюнктуру рынка животноводческого сырья и готовой продукции, в изучении которого предприниматели и физические лица должны использовать современные методы контроля и систематического воздействия на возможности конкурентов, а также формирования собственной эффективной системы сбыта производимого товара.

Сложившиеся на сегодняшний  день каналы сбыта являются дискриминационными для сельхозпроизводителей. Стремление предприятий переработки и торговли получить сверхприбыль является тормозом производства и резко снижает потребительский спрос. Закупочные цены продукции животноводства в ряде случаев ниже себестоимости ее производства, а рыночные цены на мясомолочные товары значительно выше всех затрат. Разница между величинами цен и себестоимости идет в пользу посредников. Поэтому в настоящее время актуальной для практики является развитие системы производства и сбыта продукции, а также поиск новых механизмов взаимодействия с потребителем животноводческой продукции и определение устойчивых каналов её сбыта.

Основным сырьевым рынком при производстве молочных продуктов  является коровье молоко. Поголовье  коров сокращается уже на протяжении многих лет. В 2008 году поголовье коров  в России составило 9,1 млн. голов, темпы  роста составили -2,5%, сократившись по сравнению с 2007 годом на 1,9 процентных пункта. Несмотря на снижение поголовья коров в России, рост производства молока продолжается с 2004 года. В 2008 году производство молока в хозяйствах всех категорий составило 32,5 млн. тонн, что на 354 тыс. тонн, или на 1,1% больше уровня 2007 года. Прирост обеспечен за счет устойчивого роста молочной продуктивности коров. В рамках Госпрограммы поставлена задача увеличить производство молока к 2012 году почти на 18% и довести его объемы до 37 млн. тонн.

Цель данной работы заключается в комплексном исследовании особенностей организации управления производства и сбыта молока на принципах развития продовольственного рынка и в разработке предложений по совершенствованию системы сбыта товарной продукции различными организационно-правовыми формами хозяйствования на федеральном уровне.

С поставленной целью  определим основные задачи:

  • исследовать теоретические основы управления сбытом продукции;
  • рассмотреть структуру рынка молочной продукции
  • провести маркетинговый анализ управленческой сбытовой деятельности.

В качестве информационно-аналитической базы использовались документы бухгалтерско-финансовой отчетности ОАО «Сибирское молоко» филиал ОАО «ВМД» за 2007-2008 гг.

В качестве объекта исследования выбран субъект перерабатывающей промышленности ОАО «Сибирское молоко» филиал ОАО «ВМД» Новосибирской области.

Предметом исследования являются происходящие процессы в тенденциях формирования и развития организации  производства и сбыта продукции  животноводства в условиях переходной рыночной агроэкономики на уровне предприятия.

В процессе исследования применялась совокупность методов: монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, экономико-математический и сравнительный анализ.

В первой главе «Теоретические и методические основы управления сбытовой и производственной деятельности предприятия» раскрыта экономическая сущность и особенности системы управления производственно-сбытовой деятельностью рыночных условиях хозяйствования.

Во второй главе «Анализ производственной и финансовой деятельности предприятия» проведен анализ состояния производства и сбыта продукции животноводства, выявлены проблемы современного развития сбыта товарной продукции предприятия

В третьей главе «Управление  сбытовой и производственной деятельностью» обоснована схема осуществления мероприятий по государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в росте объемов товарной продукции; предложены пути взаимодействия потребительской кооперации с личными хозяйствами населения и обоснован расчет их эффективности.

В выводах и предложениях сформулированы основные результаты исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические и  методические основы управления  сбытовой и производственной деятельности предприятия

    1. Понятие и основные системы управления сбытовой деятельности предприятия в условиях рынка

Организация сбыта  в системе предприятия и его  управления играет весьма важную роль в том смысле, что осуществляет обратную связь производства с рынком, является источником информации о спросе и потребностях потребителей. Поэтому разработка сбытовой политики кладется в основу программы маркетинга, как про каждому конкретному продукту, так и по производственному отделению в целом. Если на основе расчетов окажется, что расходы по реализации нового товара, чрезмерно высоки и не позволяют обеспечить определенный уровень рентабельности, руководство производственным отделением может принять решение о нецелесообразности дальнейшей разработки и внедрения в производство данного товара. Специалисты-маркетологи могут не только определить будущую прибыльность изделия, но и внести свои предложения о модификации и о новых сферах использования соответствующих изделий.

В процессе деятельности предприятия проблема управления сбытом решается уже на стадии разработки политики фирмы. Речь о выборе наиболее эффективной системы, каналов и методов сбыта применительно к конкретно определенным рынкам. Это означает, что производство продукции с самого начала ориентируется на конкретные формы и методы сбыта, наиболее благоприятные условия. Поэтому разработка сбытовой политики имеет целью определение оптимальных направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации товара.

Необходимость соблюдения непрерывности и устойчивости процессов производства требует установления надежных, стабильных производственных и хозяйственных связей с потребителями продукции.

Опыт стран  с развитой системой рыночных отношений  показывает, что существуют различные  виды специализированных снабженческо-сбытовых организаций [2]. Они различаются между собой набором услуг, оказываемых клиентам, товарной специализацией, обслуживанием определенных категорий заказчиков и др.

Канал сбыта  состоит из ряда коммерческих посредников (оптовая, розничная торговля), которые занимаются транспортировкой, хранением и продажей товаров на пути от производителя до потребителя.

Фирмы оптовой  торговли - это предприятия, которые  приобретают значительное количество товаров у производителей и организуют либо их продвижение в розничную торговлю, либо непосредственный сбыт потребителю. Оптовое предприятие выполняет роль связующего звена между изготовителем и потребителями в различных районах рынка и помогает проникать на новые рынки. Оптовая торговля может быть многоцелевой и специализированной по видам товаров (группам товаров), областям применения товара.

Зарубежная  практика выработала определенный тип  посредников [10]. Оптовик – это коммерческий посредник, реализующий продукцию организациям и частным лицам, которые не являются ее конечными потребителями, а занимаются розничной торговлей, т.е. продажей товаров населению. Оптовые посредники выступают на рынке как оптовые торговые предприятия, осуществляющие сбыт товаров с переходом к ним права собственности.

Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям, - розничная торговля. Розничная торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной оптимально реагировать на любые изменения экономических условий. Розничная торговля - это предприятия, непосредственно сбывающие относительно большое количество товаров конечному потребителю. Розничные торговцы приобретают товары либо у оптовика, либо у производителя.

Продажа товаров  через сеть мелкорозничных предприятий относится к внемагазинным формам торгового обслуживания. Использование данной формы торгового обслуживания зависит от численности жителей в населенном пункте, наличия и ассортиментного профиля торговых предприятий, производственных условий, сезона и других обстоятельств.

Зарубежная  и российская практика выработала определенную классификацию розничной торговли [6]. Среди них следует выделить следующие: универмаги, специализированные магазины, универсамы, магазины товаров повседневного спроса, розничная торговля по почте.

Таким образом, можно отметить, что розничная  торговля представляет самые разные возможности доведения товара до потребителя. Отсюда важной задачей  сбытовика-производителя является принятие решения о выборе форм доведения. Стратегия организации сбыта товаров через розничную торговлю может строиться по двум основным схемам: интенсивной и селективной.

Интенсивная схема  предполагает как можно более  широкий охват товарами предприятий  розничной торговли. Как правило, это товары массового спроса: кондитерские изделия, крупы, виды мясной и молочной продукции. Селективная схема предполагает привлечение к реализации о товара лишь отдельных предприятий розничной торговли, т.е. отдается предпочтение тем структурам, которые обладают возможностями по высококачественному обслуживанию потребителей.

Продажа товаров  через сеть мелкорозничных предприятий  занимает большое место в торговом обслуживании сельского населения. Мелкорозничные предприятия, расположенные в населенных пунктах, где отсутствуют магазины, имеют самостоятельное значение. В некоторых случаях они, не имея самостоятельного значения, служат дополнением сети магазинов (например, в период сезонной торговли).

Разновидностью  розничного рынка являются мелкооптовые магазины-склады, ориентированные преимущественно на мелких покупателей - розничных торговцев, владельцев палаток, ларьков, небольших магазинчиков.

Эффективность функционирования каналов сбыта  определяется организацией бесперебойного потока товаров и услуг к потребителю. Это, в свою очередь, зависит от слаженности работы всех звеньев канала сбыта: производители, оптовики, розничная торговля, потребители.

Практика выработала две система каналов сбыта.

1. Фирменная  система сбыта – все структуры  сбытовой сети принадлежат одной фирме

2. Договорная  система сбыта – сотрудничество  производителя строится на договорной  основе.

Наиболее затратным  элементом в каналах сбыта  продукции является физическое перемещение товара по всей сбытовой цепочке. Транспортировка грузов осуществляется различными видами транспорта, в основе выбора лежит минимальная стоимость при определенном уровне услуг.

    1.  Классификация форм и систем сбыта

Так как основная задача торгово-посреднической фирмы состоит в сбыте продукции, то естественно, что результативность деятельности такого предприятия во многом зависит от эффективности ее сбытовой системы. При этом важными моментами являются затраты на создание и эксплуатацию системы сбыта, универсальность и уникальность системы сбыта, ее действенность в определенных условиях.

Система сбыта предприятия может  быть построена различным образом. Классификация систем сбыта:

  1. Традиционная система сбыта – состоит из независимого производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев. Все участники системы самостоятельны и неподконтрольны другим, преследуют цель максимизации прибыли только на своем участке сбытовой системы.
  2. Вертикальная система сбыта – действует как единая система, включает производителя, одного или нескольких оптовых и розничных торговцев, преследующих общие цели. Как правило, один из участников выступает в главенствующей роли. Вертикальные системы могут быть корпоративными, договорными или административными.
  3. Горизонтальная система сбыта – объединение двух или более фирм в совместном освоении открывающихся маркетинговых возможностей на конкретном рынке.

Основные типы торгово-сбытовой деятельности:

  1. Прямой сбыт – установление прямых контактов с покупателями (обычно применяется при продаже средств производства).
  2. Косвенный сбыт – продажа товара через торговые организации. Независимые от производителя (для товаров широкого потребления).
  3. Интенсивный сбыт – подключение к системе сбыта всех возможных торговых посредников (для товаров широкого потребления, марочных товаров).
  4. Селективный (выборочный) сбыт – предусматривает ограничение числа торговых посредников в зависимости от характера клиентуры, возможностей обслуживания, уровня подготовки персонала и т.п. (применяется для товаров, требующих специального обслуживания, а также для дорогих престижных товаров).
  5. Нацеленный сбыт – направлен на определенную группу покупателей (рыночный сегмент).
  6. Ненацеленный сбыт – маркетинговые мероприятия адресуются всем группам покупателей.

Информация о работе Сбыт и производство сельскохозяйственной продукции