Руководитель в системе управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать стиль управления в компании Toyota Motor Corporation .
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) изучить значение и роль руководителя в деятельности организации;
2) рассмотреть уровни управления;
3) определить, какие существуют стили управления;
4) выявить профессионально - важные качества руководителя;
5) исследовать стиль управления в компании Toyota Motor Corporation;

Оглавление

Введение...........................................................................................................3-4
1. Теоретические основы изучения роли руководителя и его влияния на эффективность деятельности организации.................................................5-16
1.1. Значение и роль руководителя в деятельности организации.....................................................................................................5-8
1.2. Уровни управления......................................................................9-10
1.3. Профессионально важные качества руководителя.................11-16
2. Методы и стили управления персоналом.............................................17-25
2.1. Стили управления руководителя...............................................17-20
2.2. Субъекты,объекты и методы управления персоналом............21-23
2.3. Человеческий фактор на предприятии......................................24-25
3. Анализ системы управления в компании Toyota Motor Corporation....................................................................................................26-39
3.1. Анализ и оценка положения фирмы Toyota в отраслях мирового хозяйства......................................................................................................26-28
3.2. Система управления производством в компании. Организационная структура управления компании Toyota Motor Corporation...................29-38
3.3. Активизация человеческого фактора...........................................39
Заключение ….............................................................................................40-43
Список использованной литературы …

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент 2.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Реализация  этой концепции позволяет ликвидировать ставшие ненужными промежуточные узлы и готовые изделия.

  Хотя  снижение издержек производства является наиболее важной задачей на «Toyota», оно может быть достигнуто при решении трех промежуточных подзадач:

1) оперативное регулирование объема  и номенклатуры производства, что помогает системе приспосабливаться к ежедневным и ежемесячным изменениям в количестве и номенклатуре спроса;

2) обеспечение качества, что позволяет  организовать снабжение каждой последующей операции деталями высшего качества со стороны смежников;

3) активизация работников, которая  должна осуществляться, коль скоро  система использует трудовые ресурсы на пути к главной цели.

    Эти три подзадачи не могут  быть осуществлены изолированно. Основная задача, заключающаяся в снижении издержек производства, недостижима без решения подзадач, и наоборот.

     Непрерывность потока продукции, адаптация к изменениям спроса по количеству и номенклатуре продукции достигаются с помощью  двух основных принципов: «точно во время» и автономизации. Эти два принципа являются основой системы «Toyota». «Точно во время» в целом означает производство нужного вида изделий в нужном количестве и в нужное время.

   Автономизация может быть упрощенно обозначена как самостоятельный контроль работника за браком. Она поддерживает точную поставку продукции тем, что исключает возможность поступления дефектных деталей предшествующего производственного процесса на последующий и предотвращает сбои.

   Два других принципа заключаются в гибкости использования рабочей силы, что означает изменение численности рабочих в зависимости от колебаний спроса, развитие творческого мышления и внедрение конструктивных идей. Использование предложений служащих даст значительную экономию. Для реализации этих четырех принципов «Toyota» разработала следующие методы:

1. Система «канбан» для обеспечения  производства по принципу «точно вовремя».

2. Метод бесперебойного производства  для приспособления к изменениям спроса.

3.      Сокращение времени переналадки  оборудования для сокращения общего времени производства.

4. Нормирование работ для обеспечения  сбалансированности производственных операций.

5. Схема размещения производственного  оборудования и использования рабочих, владеющих несколькими профессиями, для проведения принципа гибкости.

6.      Рационализаторская деятельность кружков качества и система поощрения предложений для сокращения численности рабочей силы и повышения трудовой морали.

7. Система визуального контроля  для обеспечения принципа автоматического контроля качества продукции на рабочем месте.

8. Система «функционального управления» для обеспечения управления качеством в рамках всей компании и др.

  Производство  по принципу «точно вовремя»

   Принцип производства необходимых деталей  в необходимых количествах в нужное время обозначается термином «точно вовремя» (jush-in-time). Он означает, например, что в процессе сборки автомобиля необходимые для этого детали, производящиеся в ходе других процессов, должны поступать к конвейерной линии в необходимое время и в необходимом количестве. Если система «точно вовремя» действует на всей фирме, она позволяет устранить с предприятия становящиеся ненужными запасы материалов, делая бесполезными также складские запасы и склады. Затраты на содержание запасов уменьшаются, и норма капиталооборота растет.

Система «канбан»

   Система KANBAN, впервые внедренная корпорацией Toyota Motors в 1972 г. на заводе «Такахама» (г. Нагоя), представляет собой систему организации непрерывного производства, что позволяет быстро перестраивать производство и практически не требует страховых запасов. Сущность системы KANBAN заключается в том, что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, который необходим для выполнения заказа, сделаннного подразделением-потребителем. Таким образом, в отличие от традиционного подхода структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого оперативного графика производства, а оптимизирует свою работу в объеме заказа, следующего по производственно-технологическому циклу подразделения фирмы.

Идеальная организация производства

  Хотя  философия системы управления производством  фирмы «Toyota» предусматривает, что каждая единица продукции может производиться без простоя производственных мощностей (т. е. все элементы системы - персонал, машины и материалы - используются эффективно), возможность изменений потребностей в продукции все же остается. Эта возможность компенсируется использованием сверхурочных часов и улучшением организации труда на каждом участке производства.

Выравнивание  производства

Выравнивание  производства по объему является наиболее важным условием применения системы «канбан» и минимальной потери времени рабочих, сокращения простоев оборудования.

  На последующий участок производства поступают необходимые детали в нужное время и в требуемом количестве. По этому правилу если для какого-либо процесса производства детали будут поступать в разные промежутки времени или неравными по количеству партиями, то на предшествующем этапе производства должно быть изготовлено столько запасных деталей, должно быть столько оборудования и рабочей силы, чтобы удовлетворить максимальный спрос. Более того, там, где используется много последовательных операций, количество деталей, отобранных для каждой последующей операции по мере удаления от первичного производственного процесса, возрастает.

Проектирование  и организация  технологических  процессов

  Первоначально на заводе все пять токарных, фрезерных  и сверлильных станков устанавливались  рядом и каждый рабочий обслуживал один станок, например токарь - только токарный станок и т. д. Чтобы обеспечить непрерывность производственного потока на «Toyota», размещение оборудования пришлось изменить. В результате каждый рабочий должен был работать на трех разных станках. Например, рабочий мог обслуживать токарный, фрезерный и сверлильный станки, пресс. Такая система называется многофункциональной.

Иными словами, станочник, который работал  на одном станке, как это было принято на заводах «Toyota», превратился в многостаночника.

На  многофункциональной линии рабочий  последовательно обслуживает несколько станков, и работа на каждом станке будет продолжаться до тех пор, пока рабочий не выполнит свое задание в данный временной цикл. В результате за каждой деталью, попадающей на линию, следует другая деталь, причем строго по окончании отработки предыдущей. Такой метод называется поштучным производством. Эти преобразования дают следующие преимущества:

-устраняют  ставшие ненужными материальные  запасы между производственными операциями;

-количество  рабочих может быть сокращено  за счет роста производительности;

-рабочие-многостаночники  могут работать на любом участке  производственного процесса, и их профессиональная самооценка повышается;

-каждый  многофункциональный рабочий может быть занят в бригаде, и таким образом рабочие могут помогать друг другу .

Нормирование  работ

  Работы по нормированию операций  на «Toyota» несколько отличаются от обычных. Они определяют главным образом последовательность и режим различных операций, выполняемых многостаночником - универсалом.

Производственные нормы указаны  на двух картах - карте последовательности технологических операций, которая выглядит как обычная технологическая карта операций, выполняемых одновременно рабочими и машинами, и технологической карте, которая вывешивается на всеобщее обозрение. В ней указывается продолжительность цикла производства детали - штучное время, последовательность операций и нормативный производственный задел.

Штучное время представляет собой  единую для всех линий норму времени в минутах и секундах, в течение которой на линии должно быть изготовлено одно изделие (или деталь). Это время рассчитывается по следующим двум формулам. Первоначально рассчитывается месячная выработка, которая определяется величиной спроса.

В предшествующем месяце каждому производственному  подразделению были сообщены дневное задание по выпуску продукции и штучное время. Такая информация поступает из планового бюро один раз в месяц на каждый последующий месяц. Рабочие должны быть расставлены так, чтобы на каждой производственной стадии было занято минимальное число рабочих.

«Канбан» не является единственной  информацией для каждой стадии  производственного процесса. Это  вид текущей производственной  информации, с помощью которой регулируется объем производства текущего месяца, в то время как дневная выработка и штучное время даются заранее для составления общего производственного графика для всего завода.

На технологической карте показана  последовательность операций, которые  должны выполняться многостаночником на его производственном участке. Она определяет порядок, согласно которому рабочий подбирает заготовку, устанавливает на станок и обрабатывает. Этот порядок операций - единый для различных типов станков, которые обслуживает рабочий. Синхронизация операций на линии может быть достигнута тогда, когда каждый рабочий будет внедрять все операции в соответствии со штучным временем.

Обычное количество незавершенного  производства является минимальным, так как состоит только из изделий, которые находятся в каждый данный момент на станках. Без этого количества заготовок не может выполняться заранее определенная последовательность операций на своей линии. Теоретически можно предположить, что если бы вся линия работала как конвейер, то не было бы необходимости иметь на линии какие-либо запасы между производственными стадиями.

Автоматический  контроль качества продукции  на рабочем месте

Как уже отмечалось, двумя основными  принципами производственной системы  «Toyota» являются принцип «точно вовремя» и автономность («дзидока»). Для безотказного функционирования системы «точно вовремя» 100 % изделий без брака должны доставляться на последующие участки производства, и этот поток должен быть непрерывным. Таким образом, контроль качества столь важен, что он должен сосуществовать с системой «точно вовремя» через систему «канбан».

Автоматический  контроль качества означает установку  на линии таких устройств, которые  могли бы предупредить массовое появление  или выход из строя оборудования. Слово «автономизация» («дзидока») следует понимать как организация и автономный контроль за нарушением процесса обработки.

Автономным станком является  такой станок, на котором установлено  устройство автоматического останова. На заводах «Toyota» почти все станки снабжены средствами автоматического останова, что позволяет предупреждать брак в массовом производстве и при поломке выключать оборудование. Так называемая «защита от неосторожного или неумелого обращения» является одним из таких устройств, которые предупреждают дефекты в работе.

Идея автономных устройств была  распространена также и на  производственные линии, где применяется ручной труд. Если на линии имеет место какое-либо отклонение от нормы, рабочий нажатием кнопки останавливает всю линию. Экспресс-табло в системе «Toyota» выполняет важную роль визуального контроля. Если рабочему необходима помощь для устранения задержки в работе, он включает желтый свет на табло. Если ему нужно остановить линию для ликвидации неполадок, он включает красный свет. В общем автономизация представляет собой механизм, который позволяет автономно обнаруживать отклонения в производственном процессе. [8,c.194].

Матричная (программно - целевая) структура управления

     Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать. Пример матричной программно - целевой структуры управления (фирма "Тойота") приведен на Рис. 1. Эта структура была предложена Каори Ишикава в 70-х годах и с небольшими изменениями функционирует по сей день не только на фирме "Тойота", но и на многих других фирмах по всему миру.

 

 


Рис.1. Матричная (программно - целевая) структура управления

 

 

  

  Управление по целевым программам осуществляется на "Тойоте" через функциональные комитеты. Например, при создании функционального комитета в области обеспечения качества председателем комитета назначается уполномоченный руководства по качеству. Из практики фирмы "Тойота", количество членов комитета не должно превышать пяти. В состав комитета входят как сотрудники отдела обеспечения качества, так и 1-2 сотрудника других отделов. Каждый комитет имеет секретариат и назначает секретаря для ведения дел. Основные вопросы рассматриваются комитетом на ежемесячных заседаниях. Комитет также может создавать группы, работающие над отдельными проектами. Комитет по качеству определяет права и обязанности всех отделов, связанных с вопросами качества и устанавливает систему их взаимоотношений. Ежемесячно комитет по качеству анализирует показатели обеспечения качества и разбирается в причинах рекламаций, если таковые имеются. В то же время комитет не несет ответственности за обеспечение качества. Эта задача решается непосредственно каждым отделом в рамках вертикальной структуры. Обязанностью комитета является соединение вертикальной и горизонтальной структуры для улучшения деятельности всей организации. [9,c.172] .

Информация о работе Руководитель в системе управления организацией