Руководитель в системе управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать стиль управления в компании Toyota Motor Corporation .
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) изучить значение и роль руководителя в деятельности организации;
2) рассмотреть уровни управления;
3) определить, какие существуют стили управления;
4) выявить профессионально - важные качества руководителя;
5) исследовать стиль управления в компании Toyota Motor Corporation;

Оглавление

Введение...........................................................................................................3-4
1. Теоретические основы изучения роли руководителя и его влияния на эффективность деятельности организации.................................................5-16
1.1. Значение и роль руководителя в деятельности организации.....................................................................................................5-8
1.2. Уровни управления......................................................................9-10
1.3. Профессионально важные качества руководителя.................11-16
2. Методы и стили управления персоналом.............................................17-25
2.1. Стили управления руководителя...............................................17-20
2.2. Субъекты,объекты и методы управления персоналом............21-23
2.3. Человеческий фактор на предприятии......................................24-25
3. Анализ системы управления в компании Toyota Motor Corporation....................................................................................................26-39
3.1. Анализ и оценка положения фирмы Toyota в отраслях мирового хозяйства......................................................................................................26-28
3.2. Система управления производством в компании. Организационная структура управления компании Toyota Motor Corporation...................29-38
3.3. Активизация человеческого фактора...........................................39
Заключение ….............................................................................................40-43
Список использованной литературы …

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент 2.doc

— 185.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет: экономики и менеджмента

Специальность: менеджмент организации

Форма обучения: заочная                        

 

                                   КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Основы менеджмента».

 

                 На тему:              

« Руководитель в системе управления организацией».

 

 

 

Выполнила:            

студентка 2 курса  

Кочергина Мария 

       Проверила:              

Бузюнова Светлана

Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

КУРСК- 2012

Содержание

Введение...........................................................................................................3-4

1. Теоретические основы изучения роли руководителя и его влияния на эффективность деятельности организации.................................................5-16

1.1.          Значение и роль руководителя в деятельности организации.....................................................................................................5-8

          1.2. Уровни управления......................................................................9-10

          1.3. Профессионально важные качества руководителя.................11-16

2. Методы и стили управления персоналом.............................................17-25

         2.1. Стили управления руководителя...............................................17-20

          2.2. Субъекты,объекты и методы управления персоналом............21-23

          2.3. Человеческий фактор на предприятии......................................24-25

3. Анализ системы управления в компании Toyota Motor Corporation....................................................................................................26-39

      3.1. Анализ и оценка положения фирмы Toyota в отраслях мирового хозяйства......................................................................................................26-28

        3.2. Система управления производством в компании. Организационная структура управления компании  Toyota Motor Corporation...................29-38

            3.3. Активизация человеческого фактора...........................................39

Заключение ….............................................................................................40-43

Список использованной литературы ….....................................................44-46

 

 

 

 

 

 

Введение

  Актуальность. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Успешность деятельности организации (фирмы, предприятия) во многом зависит от управленческого персонала. Если на должности руководителя работает человек, не обладающий необходимыми профессионально важными качествами, то это сказывается на результатах деятельности всего предприятия и на психологическом состоянии самого руководителя - приводит к быстрому «профессиональному сгоранию».Успехи многих современных организаций в значительной степени определяются слаженностью и согласованностью взаимодействующих в них людей. Эффективность руководства при этом зависит от руководителя, точнее - от практикуемого им стиля.Тем самым принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечить эффективную управленческую деятельность, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения. Для эффективного управления необходимо, чтобы стиль управления соответствовал особенностям трудового коллектива, уровню его развития, т.е. создавал бесконфликтную обстановку.

  Цель работы: исследовать стиль управления в компании Toyota Motor Corporation .

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1) изучить значение и роль руководителя в деятельности организации;

2) рассмотреть уровни управления;

3) определить, какие существуют стили управления;

4) выявить профессионально - важные качества руководителя;

5) исследовать стиль управления в компании Toyota Motor Corporation;

Предмет исследования: значение и роль руководителя и его влияние на эффективность деятельности организации .

Объект исследования: компания Toyota Motor Corporation.

Методы исследования: анализ, индукция, дедукция, монографический, сравнения, табличный, метод группировки .

       Структура работы. Данная курсовая работа состоит из: введения, трёх глав, заключения ,списка использованной литературы.

      Степень изученности темы.  Для написания работы использовались монографии, научные статьи и учебники следующих исследователей: Абдулин Е.Н., Шейн Э., Шапиро С.А., Филонович С.Р., Пугачев В.П. , Одегов Ю.Г., Михайлина Г.И., Кричевский Р.Л., Виханский О.С., Крейнер С., Ансофф И., Якудзе Э., Стивен Р. Кови ,  Джеффри К. Лайкер, Девид Майер ,  Зубова К.Н., Бартов Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы изучения роли руководителя и его влияния на эффективность деятельности организации

1.1 Значение и роль руководителя в деятельности организации

Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации.

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Роль, по определению, Мюнцберга, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Под профессионально важными качествами руководителя мы понимаем совокупность личностных качеств, необходимых для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности.[4,c.368] .

В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. В табл. 1. представлена такая типизация ролей и приводятся примеры для каждой роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. - Роли руководителя

Роль

Описание

Главный руководитель

Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности

Связующее звено

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги

Приемник информации

Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию

Распространитель информации

Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации

Представитель

Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов

Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах

   Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.  Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации. Например, в отношении высказывания клиентов о товарах, информация, по большей части, не может быть получена из формальных источников, таких, например, как отчет о проданной продукции. Информация помогает руководителю принимать правильные решения для урегулирования существующих или потенциальных проблем. И когда заведующий или руководитель низового звена видится с управляющим магазина, он передает своему начальнику особенно важные части информации. Они-то и обеспечивают основу для управленческих решений на более высоком уровне. О.С. Виханский, А.И. Наумов выделяют среди множества ролей руководителя три ключевые роли.

Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.

Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.

В-третъих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом. В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.[1,c.190] .



1.2 Уровни управления

Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга. Горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления.[20,c.10-12] .

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.[12,c.120-122] .

Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей (управляющих) низового звена, или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена.

Руководители среднего звена.

В основном, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям.

Информация о работе Руководитель в системе управления организацией