Роль руководителя в системе управления гостиничным предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть содержание деятельности руководителя и выявить его роль в системе управления организацией.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть личность руководителя и стили управления;
2. Определить роль руководителя в системе управления;
3. Изучить трудовую деятельность руководителя, ее особенность, содержание;
4. Описать личные качества руководителя;
5.Разработать практические рекомендации по результатам проведенного исследования.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..…3
1 Руководитель – организатор жизнедеятельности предприятия
1.1 Типология ролей руководителя, стили руководства…...…………………5
1.2 Трудовая деятельность руководителя, ее особенность, содержание……9
1.3 Функции и обязанности руководителя…………………………………...10
1.4 Характеристики и личные качества руководителя……………………...11
1.5 Авторитет руководителя – как элемент управления………………….…14
2 Характеристика деятельности отеля
2.1 Перспективы развития гостиничной индустрии в России и Пермском крае…………………………………………………………………………….….16
2.2 Характеристика деятельности отеля
2.2.1 Общая характеристика отеля……………………………………….....19
2.2.2 Оценка продуктовой политики………………………………….........21
2.2.3 Оценка ценовой политики………………………………………….…23
2.2.4 Оценка сбытовой политики…………………………………………...25
2.2.5 Оценка коммуникационной политики………………………………..26
2.2.6 Оценка конкурентной среды гостиницы……………………………..27
2.3 Выводы на основе полученных исследований…………………………..28
3 Разработка рекомендаций для руководителей предприятия «Gabriel Hotel»……………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………34
Список информационных источников……

Файлы: 1 файл

курсовая 2 Роль руководителя в системе управления организацией.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

      Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

      Не  существует «плохих» или «хороших»  стилей управления.  Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности  подчиненных и др. факторы обусловливают  оптимальное соотношение каждого  стиля и преобладающий стиль  руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства. 

      Вопреки распространенным стереотипам преобладающий  стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат).  Причинами разделения стилей руководства  скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства. [1] 

      1.2 Трудовая деятельность руководителя, ее особенность, содержание

      Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.

      Цель  работы руководителя - выработать направление  развития и правильно организовать работу.

      Руководитель  как было отмечено выше - особый работник в организации и поэтому ему  присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие  особенности:

      1. Руководители непосредственно не связаны с созданием материальных ценностей, хотя активно участвуют в организации производства;

      2. Работа руководителя в основном  умственная;

      3. Нелимитированность работы руководителя;

      4. Повышенные нервно-психические усилия  руководителя связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений;

      5. Труд руководителей не подается  количественному учету;

      6. Необходимость принятия большого  количества решений за короткий период.

      Если  рабочий в течение своей рабочей  смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций, работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.

      Все перечисленные выше особенности  необходимо учитывать при организации  труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязано друг с другом. [3] 

      1.3 Функции и обязанности руководителя

      В соответствии с современными представлениями  суть работы руководителя сводится к  выполнению ряда функций, то есть видов  деятельности, среди которых нужно выделить прежде всего стратегическую функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов. В обычных условиях она считается главной.

      В рамках нового этапа НТР все большее  значение приобретает экспортно-инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления его, постоянно знакомится с новинками и проводит необходимые консультации подчиненным.

      Еще одной основной функцией руководителя является административная, в состав которой входит целый ряд подфункций. Во-первых, контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведении ее необходимой корректировки. Во-вторых, организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности: распределением среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктированием и пр. В-третьих, направляющая, с помощью которой происходит координация непосредственной работы людей. В-четвертых, кадровая, заключающаяся в организации подбора, ориентации, обучения, развития персонала. В-пятых, стимулирующая, которая предполагает действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности.

      В век информации все большую роль играет коммуникационная функция, сводящаяся к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому представительству.

      Постоянно растущее значение человеческого фактора  в жизни организации выводит  на одно из первых по значению мест социальную функцию, выполняя которую руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту. [5] 

      1.4 Характеристики и личные качества руководителя

      В зависимости от однопорядковости или  близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность  его деятельности, можно объединить в две общие группы:

      1. биологические и социально-экономические  характеристики;

      2. личностные качества.

      Первую  групп качеств руководителя отличает преимущественно объективный, т.е. не зависимый от его сознания и психики, характер, они относятся к числу  прирожденных или передаваемых по наследству.

      В первую очередь это такие демографические  параметры, как пол и возраст, а в определенной степени и  здоровье; к социально-экономическим  факторам относится его статус в  обществе и полученное образование.

      Пол руководителя. Традиционно исследования в области руководства персоналом ориентировались на мужчину-руководителя, считали это своего рода стандартом, поскольку именно мужчины во все времена явно доминировали среди руководителей, как на государственной службе, так и в бизнесе. Статистика свидетельствует, что в среднем женщины наиболее полно проявляют себя на производстве и делают карьеру начиная с возраста примерно сорока лет, т.е., тогда, когда у них вырастают дети и они освобождаются от наиболее обремененных семейных забот. Женщинам приходиться прилагать больше усилий и на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли начальника.

      Возраст и здоровье. В практике менеджмента по существу считается общепринятым мнением, согласно которому уровень занимаемой должности в целом коррелирует с возрастом: более высокие руководящие позиции требует более зрелого, конечно, до известных пределов возраста. Так, согласно материалам Т. Коно, средний возраст президентов крупных компаний в Японии – 63,5 года, в США – 59 лет.

      Здоровье – важный фактор эффективного руководства. При этом имеется ввиду не только физическое, но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее состояние человеческого духа: устойчивость основополагающих нравственных ценностей, психическую уравновешенность, стрессоустойчивость и т.п.

      Занятие руководящих должностей напрямую зависит  от социального происхождения и статуса человека. Как заметил Ф.Е. Фидлер, «лучший способ стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет компанией». Конечно, это вовсе не означает, что дети высокопоставленных родителей занимают руководящие должности, хотя позитивная корреляция между социально-экономическим положением и вхождением в состав руководящих кадров все-таки имеет место.

      Образование выступает одним из ведущих факторов занятия руководящих должностей и эффективного руководства.

      Образование занимает как бы промежуточное положение  между объективными и субъективными, личностными характеристиками руководства, поскольку его получение зависит  как он социально-экономического положения и богатства человека, так и его индивидуальных способностей, в первую очередь от уровня интеллекта.

      Ко  второй группе – личные качества руководителя относятся:

      Интеллект – характеризует умственные способности и развития личности. Он занимает ведущее место среди личностных характеристик руководителя.

      Помимо  интеллекта к наиболее важным личным качествам эффективного руководителя относятся:

  • Доминантность, т.е. стремление влиять на других людей;
  • Уверенность в себе. На обладающего этим качеством руководителя можно положиться, ему можно верить;
  • Самообладание и стрессоустойчиовсть;
  • Креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддержать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться;
  • Предприимчивость, готовность к обоснованному риску. В условиях рынка менеджер должен обладать способностью замечать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать и стремясь при этом максимально предвидеть последствия;
  • Надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами;
  • Общительность, умение работать с людьми;
  • Способность максимально использовать возможности сотрудничества путем их правильной расстановки и мотивации. Руководитель должен хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства.

      Если  говорить о российских менеджерах –  их индивидуальных качествах и чертах поведения, то можно отметить, что, несмотря на общую кризисную ситуацию в  стране и деградацию российского персонала в постсоветский период, наши менеджеры имеют сравнительно неплохие показатели по сравнению с американскими коллегами, а в чем-то и превосходят их. Принципиальное отличие работы российских руководителей состоит в том, что они адаптировались к условиям неопределенности, которая у нас воспринимается как почти нормальное явление.

      В тоже время не следует забывать о  недостатках отечественных руководителей (унаследованной от позднего советского периода): низкая исполнительская дисциплина, расхлябанность, инфантилизм и т.д.

      Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций, технического состояния предприятия, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов. [3] 

      1.5 Авторитет руководителя – как элемент управления

      Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

      Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

      Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложными, сформированными на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозными (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

      Авторитет подразделяется на следующие виды:

      1. Должностной, или формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям, признании права их представителей командовать;

Информация о работе Роль руководителя в системе управления гостиничным предприятием