Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:48, курсовая работа
Оценка качества менеджмента актуальна не только для управления качеством деятельности. От того, насколько эффективен менеджмент в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..…3
1. Понятие менеджмента в организации……………………………………….....5
1.1 Пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента………….6
1.2 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влияние на
качество и эффективность менеджмента…………………………...……...……..9
2.Осноные функции менеджмента……………………………………...……..…12
2.1 Важнейшая цель: экономическая эффективность.....................................….13
2.2 Главная функция: управление бизнесом…………………………………….14
3. Эффективность управления и направления её повышения………..……...18
3.1 Анализ эффективности управления организации на примере ЗАО «Мазконтрактлизинг»……………………………………...…………….…22
4. Комплексная природа...........................................................................................24
4.1 Управление менеджерами……………………………………………....…….25
4.2 Управление работниками и работой……………………………….….……...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..…………………………………….…...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….……………...…31
2.1
Важнейшая цель: экономическая
эффективность.
Менеджмент
всегда должен уделять главное внимание
обеспечению экономически эффективной
деятельности предприятия. Иными словами,
само существование менеджмента
и власть, которой он пользуется,
оправданы лишь в том случае, если
его деятельность обеспечивает требуемые
экономические результаты.
Конечно, эта деятельность может приносить
выдающиеся результаты внеэкономического
характера: удовлетворенность работников
предприятия своей жизнью, вклад в благосостояние
или культуру общества и т.п. Тем не менее,
можно утверждать: если менеджмент не
обеспечивает достижения определенных
экономических результатов, его деятельность
следует признать неэффективной. Менеджмент
потерпел неудачу, если предприятие не
поставляет товары и услуги, нужные потребителю,
по цене, которую этот потребитель готов
заплатить. Менеджмент предприятия потерпел
неудачу, если ему не удалось повысить
(или по крайней мере поддержать на прежнем
уровне) производственный потенциал, которым
располагает это предприятие.
Именно в этом отношении менеджмент представляет
собой уникальное явление. Например, руководство
Генштаба может задать себе вполне законный
вопрос, соответствуют ли принимаемые
им важнейшие военные решения экономической
структуре и экономическому благосостоянию
страны. Однако с их стороны было бы непростительным
при решении военных проблем выбирать
в качестве отправной точки потребности
экономики. Экономические последствия
военных решений представляют собой лишь
вторичный, ограничивающий фактор этих
решений и отнюдь не являются их основной
целью или обоснованием. Генштаб, как особый
орган военной организации, должен, по
мере необходимости, ставить на первое
место именно соображения военной безопасности.
Действовать по-другому означало бы преступно
пренебрегать своим долгом и подвергать
опасности существование государства.
Точно так же, менеджмент, который всегда
должен учитывать воздействие своих решений
на общество (как внутри, так и вне предприятия),
в любом случае должен ставить на первое
место обеспечение экономически эффективной
деятельности предприятия.
Отсюда
следует первое определение менеджмента:
это экономический орган, точнее
исключительно экономический
2.2
Главная функция менеджмента:
управление бизнесом.
Это утверждение, на первый взгляд совершенно очевидное, приводит к далеко не столь очевидным и привычным выводам. Оно не только налагает довольно жесткие ограничения на действия руководства, но и подразумевает творческий подход.
Прежде всего, оно означает, что квалификацию, компетенцию и практический опыт менеджмента нельзя "в чистом виде" перенести и применить как к организации, так и к обеспечению деятельности других институтов. В частности, успешная деятельность того или иного индивидуума в сфере менеджмента отнюдь не обещает (и уж тем более не гарантирует) такого же успеха при работе в правительстве. Сама по себе карьера менеджера ни в коей мере не может рассматриваться как подготовка к политической карьере, к работе на командных постах в Вооруженных силах, к деятельности в церковной иерархии или, например, в университете. Квалификация, компетенция и практический опыт в аналитической и административной работе, которые имеют универсальный характер и потому могут пригодиться в любой сфере деятельности, безусловно, чрезвычайно важны, но с точки зрения основных целей различных некоммерческих учреждений их значение все же подчиненное, вторичное. Франклин Д. Рузвельт (1882—1945) был великим президентом, однако в стране в течение почти всех лет (с 1933 года) его правления бушевал экономический кризис.
Правда, что бы ни говорили о Рузвельте, во внимание крайне редко принимали то, что он был совершенно никудышным администратором: даже его заклятые враги считали этот недостаток несущественным и не имеющим отношения к делу. Главным было то, какие политические решения он принимал. Никому ведь не приходит в голову утверждать, будто эти политические решения могут зависеть от поставок товаров и услуг, нужных потребителю, по цене, которую он готов заплатить, или от поддержания или улучшения ресурсов, необходимых для производства различных благ. То, что для менеджера является основной заботой, для политика — лишь один фактор из множества.
Второй — негативный — вывод заключается в том, что менеджмент в принципе не может быть точной наукой. Правда, работу менеджера можно систематически анализировать и классифицировать; иными словами, существуют ярко выраженные профессиональные особенности и научный аспект менеджмента. Нельзя также полагать, будто управление основано исключительно на интуиции или природных способностях человека; требования к менеджменту и его элементы поддаются анализу, систематической организации и изучению, причем все это доступно человеку с обычными способностями. Более того, идея самой этой книги основана на предположении, что дни так называемых "интуитивных" менеджеров сочтены. Автор этой книги полагает, что любой менеджер может повысить эффективность своей деятельности во всех сферах управления, в том числе в управлении предприятием, систематически изучая принципы, приобретая соответствующим образом организованные знания и систематически анализируя собственную практическую деятельность везде, где ему приходилось работать, и на всех уровнях управления. Действительно, ничто другое не способно в такой же мере повысить его квалификацию, эффективность и качество работы. Обязательно необходимо подчеркнуть, что в основе всей обсуждаемой темы лежит убежденность в том, что влияние менеджера на современное общество и его граждан столь велико, что от него требуется огромная самодисциплина и соответствие высоким стандартам служения обществу, присущие лишь истинным профессионалам.
И
все же главной проверкой менеджмента
является экономическая эффективность
предприятия (или, по-другому, результаты
его экономической
С
одной стороны, положение менеджмента
как одного из органов предприятия
в известной степени
Раньше экономисты рассматривали предпринимателя
и его поведение как исключительно пассивные
явления: успех в бизнесе, по их мнению,
сводился к быстрой и продуманной адаптации
к внешним событиям в экономике, формирующейся
под воздействием безличных, объективных
сил, которые предприниматель не в состоянии
контролировать и на которые он не может
даже как-то повлиять. Это можно было бы
назвать концепцией "торговца". Если
он и не считался паразитом, то результаты
его деятельности все равно рассматривались
как исключительно механические — поиск
более производительного применения тех
или иных ресурсов. Современные экономисты
рассматривают предпринимателя как субъект,
осуществляющий рациональный выбор среди
множества вариантов. О механической концепции
не может быть и речи: ни у кого не вызывает
сомнения, что выбор, осуществляемый предпринимателем,
оказывает реальное воздействие на экономику.
Но по-прежнему "предприниматель"
(а точнее, образ предпринимателя, которым
оперируют экономисты и который лежит
в основе господствующей экономической
"теории фирмы" и теоремы "максимизации
прибыли") лишь реагирует на события
в экономике. Он, как и раньше, пассивен
и стремится приспособиться к меняющейся
ситуации — вопрос лишь в выборе конкретного
способа такой адаптации. Эту концепцию
можно было бы назвать концепцией "инвестора"
или "финансиста", но только не менеджера.
Разумеется,
всегда было очень важно побыстрее
и "по-умному" приспособиться к
изменениям в экономике. Но искусство
управления не сводится лишь к пассивному
реагированию и адаптации. Оно подразумевает
ответственность за попытки сформировать
определенную экономическую среду, за
планирование, инициирование и проведение
необходимых изменений в этой экономической
среде, за стремление избавиться от ограничений,
налагаемых на свободу действий предпринимателя
различными экономическими обстоятельствами.
Таким образом, возможное — или "экономические
условия"; о которых так любят порассуждать
экономисты, — представляет собой лишь
один полюс в управлении предприятием.
Другим полюсом является желаемое (с точки
зрения интересов предприятия). И даже
несмотря на то, что человеку, по-видимому,
никогда не удастся в полной мере контролировать
внешнюю экономическую среду и он всегда
будет вынужден действовать в жестких
рамках возможного, особая задача менеджмента
и заключается как раз в том, чтобы сделать
желаемое сначала возможным, а затем и
реальным. Менеджмент не является простым
порождением экономики; менеджмент сам
субъект и творец. О реальном управлении
можно говорить только в случае, если менеджмент
контролирует экономические обстоятельства
и воздействует на них осознанно и целенаправленно.
Таким образом, управлять предприятием
значит — управлять на основе поставленных
целей.
3.
Эффективность управления
и направления её повышения.
Что
подразумевается под
Чаще всего понятие эффективности употребляется в финансово-экономической области управления – точной дисциплине, оперирующей числами, формулами, коэффициентами. В связи с этим сложился определенный стереотип, и когда речь заходит об эффективности управления предприятием, то люди ожидают получить формулу с точными данными, в которой эти данные складываются, перемножаются, делятся и вычитаются. В результате должен получиться некий коэффициент. Этим методом можно измерить эффективность управления, например, инвестициями, капиталом, оборотными средствами, но для понимания общей эффективности управления предприятием такой подход неприемлем.
Невозможно
сложить целостную картину
эффективность систем:
Помимо
этого, у эффективности управления
предприятием есть два важных измерения
– экономическое и результативное. Результативное
измерение сообщает о том, насколько организация
успешно выполняет поставленные задачи
в области обеспечения необходимого объема
производства, продаж и других маркетинговых
задач. А экономическое измерение сообщает
о том, насколько затратным является такой
способ достижения поставленных целей.
Еще одно разделение областей управления
необходимо провести по двум категориям:
объектно-логического управления (ОЛУ)
и социально-психологического управления
(СПУ).
Объектно-логическое управление (ОЛУ)
Совершаемые управленческие действия: предвидеть, прогнозировать, анализировать, планировать, решать, организовывать (разрабатывать и внедрять,..) приказывать, давать указания, ставить задачи, координировать, контролировать.
Объекты управления: процесс, функция, информация, а также человек, подразделение – как элемент процесса, исполнитель функции и т.п.