Роль имиджа менеджера в эффективности его работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое исследование имиджа менеджера, а так же роли и значении имиджа в его деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические основы процесса формирования имиджа менеджера, рассмотреть понятие и составляющие имиджа руководителя, проанализировать факторы влияющие на формирование имиджа, выявить роль имиджа менеджера в эффективности его деятельности, а так же ознакомиться со стилями одежды руководителя

Оглавление

Введение 2
1. Теоретические основы процесса формирования имиджа 4
Понятие имиджа менеджера и его составляющие 4
Самоимидж. Факторы, влияющие на формирование имиджа 10
Функции имиджа 14
Конструирование имиджа 16
2.Роль имиджа менеджера в эффективности его работы 19
2.1. Сущность и важность имиджа руководителя
для успешного управления организацией 19
2.2. Внешний вид менеджера 22
2.3. Три стиля одежды руководителя 24
2.4. Одежда для деловых мужчин и женщин 26
Заключение 35
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИМИДЖ.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
  1. Межличностное пространство.
    • Интимное расстояние – до 50 см. Так общаются близкие люди.
    • Межличностное расстояние – 0,5 – 1,2 м. Оптимально для разговора друзей, знакомых, неформального общения коллег.
    • Социальное расстояние – 1,2 – 3,7 м. Целесообразно для социальных, деловых отношений.
    • Публичное расстояние – более 3,7 м.
  2. Визуальный контакт. Информация от одного партнера к другому может быть передана и воспринята самым точным образом с помощью глаз. Кроме того, визуальный контакт позволяет создать необходимую атмосферу в ходе переговоров. Поэтому важно контролировать свой взгляд и визуальный контакт в целом. Контролировать свои эмоции, жесты, позы возможно, но практически нереально влиять на реакцию зрачков. Они непроизвольно расширяются, когда человек радостно возбужден или удовлетворен, и сужаются, когда он сердится или у него мрачное настроение. Умение замечать эти детали – рычаг влияния опытного делового человека на ход переговоров или общения в целом.
  3. Рукопожатие. Это непременный атрибут не только делового, но и повседневного общения. Рукопожатие может сказать о многом. У разных народов мира сложились разные представления о рукопожатии. В повседневной и, тем более в деловой жизни требуют учета национальные различия в понимании смысла и назначения рукопожатия.
  4. Выражение лица. Лицо является главным выразителем чувств и настроения. Всегда приятнее иметь дело с жизнерадостным, оптимистичным партнером. Улыбка – наиболее универсальное средство, способствующее развитию отношений. При встрече она способствует снижению напряжения и более раскованному спокойному общению, говорит о дружелюбии и расположении. Нельзя забывать о том, что улыбка должна быть адекватна ситуации и не вызывать раздражения партнера. Отрицательные эмоции (печаль, гнев, отвращение) затрудняют процесс установления контакта, если только они не совпадают с эмоциями собеседника.
  5. Позы и жесты. Позы и жесты говорят о многом: установке, чувствах, возрасте, даже национальности партнера. Они могут быть сигналом безразличия, заинтересованности или окончания встречи.

     Уважение  к собеседнику и окружающим. Пожалуй, этот аспект является важнейшим в имидже. Уважение к собеседнику и окружающим должно выражаться всеми перечисленными выше аспектами имиджа, а именно: внешностью, манерами поведения, речью и невербальными сигналами.

     Естественность  в поведении. Это, как и уважение к собеседнику, ключевой момент любого общения. Даже хорошо подготовленный для контактов специалист не может «находиться в роли» слишком долго или сыграть ее безупречно. Необходимо отметить, что появление у партнеров сомнений в искренности служит преградой на пути достижения честных договоренностей. Кроме того, необходимо отметить, что существуют техники делового общения «выводящие партнера из роли», а смена имиджа в процессе общения часто равносильна потере контакта с собеседником. [14] 
 

     1.2 Самоимидж. Факторы, влияющие  на формирование имиджа. 

     Образ, представляемый человеком окружающему  миру, нередко воспринимается другими  людьми как отражение уровня его  самооценки. Проявление интереса к  самосовершенствованию, выражающееся в желании получить ясное представление о собственной психологии или стремлении подкорректировать свою самопрезентацию показывает, что человек достиг определенного уровня самоуважения, состоялся как личность и имеет потенциал для роста и совершенствования.

       Умение подать себя включает в себя умение по достоинству оценивать свои положительные стороны и понимать, в чем заключаются слабые места. То, что конкретный человек может ощущать как недостаток, вовсе не обязательно является таковым для окружающих. Например, если встречаются два застенчивых человека, их робость помогает им проникнуться симпатией друг к другу. Человек может иметь лишний вес и стесняться своих размеров. Но полный человек, принимающий свои комплексы как должное, здоровый и бодрый, одевающийся со вкусом и осознающий, что любит общаться, может иметь вполне привлекательный имидж.

     Самоимидж подвержен всевозможным видам влияния, и наиболее сильное влияние на него оказывают родители и воспитание. Ребенка в значительной степени  формируют родители, обеспечивая ему определенный взгляд на самого себя. Если человека недостаточно поощряли в детстве родители и воспитатели, у него может развиться тенденция к излишней самокритичности. Такой человек будет устанавливать для себя и для окружающих слишком высокие стандарты поведения и огорчаться из-за невозможности их достижения.

     Другим  фактором, влияющим на формирование представления  человека о самом себе, является жизненный опыт. Многие люди, всего  лишь однажды испытав неприятное переживание при выступлении  перед аудиторией, считают себя совершенно непригодными для публичных выступлений. Неодобрительные замечания окружающих только укрепляют их в этом мнении. Если изо дня в день человек познает на собственном опыте и по реакции окружающих, что его не ценят, то самооценка может быть для него слишком тяжелой. Противовесом этому может быть только достаточный запас самоуважения и осознания своих достижений.

     При слишком низкой самооценке улучшение  «внешнего» имиджа даст лишь ограниченный эффект. В этом случае проблему следует  решать с помощью профессионального консультанта, психотерапевта или психоаналитика.

     Уровень самоуважения можно повысить, поработав  над представлением имиджа в целом. Например, если человек научился преодолевать нервозность во время выступления  на публике, окружающие заметят его уверенность и начнут реагировать соответственно. Аудитория будет с нетерпением ждать, что он скажет дальше. Если человек заботится о своей внешности, окружающие делают вывод о том, что он уважает и ценит себя как индивидуума, а поэтому способен ценить других.

     В основе оценки людьми внешности, высказываний и поведения других людей лежат  две основных потребности – отождествление и выражение индивидуальности. Люди нуждаются в сопричастности и отождествлении с себе подобными, и вместе с тем, они ощущают потребность в утверждении своей индивидуальности. Всем людям присущи обе эти потребности. Они оказывают определяющее влияние на стремление человека подать себя и его взаимодействие с окружающими.

     Сопричастность и отождествление с другими людьми человек может выражать следующими способами:

  • Внешним видом. Одежда может сигнализировать, что человек стремится слиться с определенной группой людей, что он – член какого-либо клана.
  • Осанкой и языком телодвижений. Представителям одной и той же социальной группы присущи сходные манеры.
  • Манерой говорить. Человеку свойственно подражать в этом представителям привлекательных для него социальных групп.
  • Языком. Многие социальные группы имеют собственный слэнг, непонятный для представителей других групп.
  • Аксессуарами. На принадлежность к определенной социальной группе могут указывать мобильный телефон, определенного фасона галстук, часы и т.д.
  • Своим окружением. Новейший дизайн интерьера дома или офиса может указывать на то, что его владелец причисляет себя к избранной группе лидеров в области следования моде.

     Индивидуальность можно выразить с помощью тех же средств, но применяя их несколько иначе:

  • Внешним видом. Одеждой вызывающего характера и необычной стрижкой человек обособляется от других, особенно если на работе он занимается каким-либо традиционным бизнесом.
  • Осанкой и языком телодвижений. В ситуации, когда человек находится в разладе с окружающими, языком тела (мимикой, жестами, позой) он может показать, что думает иначе, чем остальные представители группы.
  • Голосом и речью. Чтобы отстоять свою индивидуальность в какой-либо группе, можно намеренно выделить свой акцент. Человек может привлечь к себе внимание в общественном месте, разговаривая громче окружающих.
  • Языком. Чтобы установить превосходство над окружающими, некоторые вводят в речь сложные языковые конструкции.
  • Аксессуарами. Бриллиантовые подвески, вручную расписанные шарфы, антикварные карманные часы и прочие безделушки отражают успехи и демонстрируют уровень общественного и финансового положения.
  • Своим окружением. Индивидуальность иногда выражают с помощью интересных произведений искусства, необычной мебели и т.д.

     К двум основным потребностям примыкают  и другие фундаментальные потребности. Сила стремления снискать одобрение  и признание со стороны других людей, желание адаптироваться к их нуждам связана с потребностью в принадлежности и отождествлении. С желанием подчеркнуть индивидуальность связаны такие задачи, как выделение себя, акцентирование своих успехов и демонстрация наличия собственного аргументированного мнения. Все поступки и действия человека, в том числе совершаемые при презентации имиджа, определяются балансированием двух основных потребностей. .[17] 
 

     1.3 Функции имиджа 

     В управленческой имиджелогии проблема создания притягательного облика бизнесмена или менеджера, обеспечение его личностного воздействия на тех, с кем он соприкасается, является центральной проблемой. Важным разделом имиджелогии является концепция о функциях имиджа. Их четкое понимание дает возможность как менеджеру, так и бизнесмену правильно определить свое отношение к имиджелогии, серьезно заниматься работой над своим обликом как самостоятельно, так и с привлечением специалистов - имиджмейкеров.

     Функции имиджа разделяются на две категории: ценностные и технологические.

     Ценностные функции имиджа:

  1. Личностно-возвышающая. Благодаря положительному имиджу создается облик личности, который подчеркивает ее духовное достоинство, визуально определяет ее лучшие душевные характеристики и в целом демонстрирует ее индивидуальную незаурядность.
  2. Психотерапевтическая. Личность, обладающая обаянием, обречена на людское внимание и признание, что пополняет, а в ряде случаев восстанавливает ее биоэнергетику, о чем свидетельствует ее устойчивое положительное настроение, оптимизм в достижении своих целей и уверенность в себе. Реализация ценностных функций имиджа ориентирована на создание самой личности так называемой подъемной силы, за счет которой она с меньшими психофизическими затратами добивается жизненного успеха и общается с людьми.
  3. Субъективное предназначение ценностных функций имиджа. 
    Создание такого выразительного личного облика, который бы располагал к себе людей, а значит, облегчал им общение с таким человеком, стимулировал быть с ним более открытым (доверять свои взгляды и желания, рассчитывать на понимание своих проблем, выражать ему симпатии).
  4. Объективное предназначение ценностных функций имиджа. По свидетельствам очевидцев, Мерилин Монро не обладала ярким актерским талантом, но посмотреть на нее стремились люди различных социальных слоев, вплоть до глав государств. Подобный успех объясняется, прежде всего, неповторимостью и личностной яркостью. Этот пример лишний раз подтверждает, как много значит обладать бесценным даром нравиться людям. Понятно, что не всем дано иметь такие мощные генетические задатки или развитые способности быть обаятельным. В этой связи возникает вопрос: насколько возможно каждому человеку обладать таким имиджем? И, кстати, этот вопрос волнует очень многих, ведь не многие люди имеют яркую внешность, красноречие, являются жизненно преуспевающими.

     Технологические функции имиджа

  1. Социальная адаптация. Благодаря правильно подобранному имиджу возможно быстрое вхождение в конкретную социальную среду, расположение к себе людей, достижения с ними самых продуктивных и доброжелательных контактов.
  2. Высвечивание лучших личностно-деловых характеристик. 
    Это значит подчеркнуть свои наиболее привлекательные качества, вызывая у людей доверие, симпатию и обращая их внимание на свои профессиональные достоинства.
  3. Сглаживание или сокрытие негативных личностных данных. 
    То есть посредством одежды, прически, макияжа, великолепных манер поведения отвлечь взгляд людей от собственных недостатков.
  4. Концентрация внимания людей на себя. 
    Другими словами, умение «светиться» людям всегда обращает их внимание к тому, кто излучает неординарность и доброжелательность, а значит, они будут заинтересованы в общении и работе именно с такой личностью.
  5. Расширения возрастного диапазона общения. 
    Это означает не замыкание личности в своем возрастном имидже, визуальное свидетельство современных манер общения и соблюдения последних тенденций моды, что позволит расширить круг контактов и успешно заниматься профессиональной деятельностью в разновозрастных социумах.

       Зная, эти функции и методично упражняясь в их реализации как самостоятельно, так и с помощью имиджмейкера, бизнесмен выстраивает свой индивидуально-личностный и профессиональный имидж. Чем заметнее проявление в типовом имидже бизнесмена его самобытных характеристик, способствующих достижению устойчивого делового успеха, тем ярче он предстает перед людьми как личность, заслуживающая особого внимания. [8] 

     1.4 Конструирование имиджа 

     Чем объективнее будет составлен  анализ внешних характеристик и  внутренних качеств менеджера, тем  реальнее создать результативную технологию достижения «эффекта личного обаяния». По каким критериям необходимо собирать информацию для такого анализа? Внутренние данные: профессионализм, доброжелательность или душевность, воля, нравственная зрелость, умственные преуспевания. Внешний образ: физиогномические характеристики, соматические данные, стиль одежды, состояние волос, предпочтения при выборе прически. Особо следует подчеркнуть желательность наличия следующих психологических качеств: коммуникабельность, терпимость, интуитивность. При отсутствии или недостатке названных психологических качеств полноценного результата не будет. Акцентируя внимание на технологическом значении специфических качеств личности, благодаря которым процесс построения имиджа делается более инструментальным, следует особо остановиться на важности ее умственных преуспевании. Проведенное обследование умственного развития ряда популярных персон современности позволило объяснить феномен популярности Мадонны. При ее скромных физических и вокальных данных она добилась как актриса и значительных коммерческих успехов, войдя в книгу рекордов Гиннеса. По системе тестов, отражающих в цифрах умственные способности личности и познанию нового, при норме 100 баллов президент Джон Кеннеди имел 119 баллов, Мадонна - 140.

Информация о работе Роль имиджа менеджера в эффективности его работы