Роль и место SWOT анализа в выборе стратегии фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение роли и места SWOT-анализа в выборе стратегии предприятия на примере ООО «Спецгазстрой» города – курорта Анапа.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы содержания SWOT-анализа.
2. Дать краткую характеристику ООО «Спецгазстрой».
3. Проследить, какую роль и место занимает SWOT-анализ при выборе стратегии в ООО «Спецгазстрой».
4. Сделать вывод.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы SWOT-анализа
1.1. История разработки технологии и возможности SWOT-анализа
1.2.Технология проведения SWOT-анализа
1.3.Роль и место SWOT-анализа в выборе стратегии предприятия
Глава II. Роль и место SWOT-анализа в выборе стратегии
ООО «Спецгазстрой»
2.1.Управленческая характеристика ООО «Спецгазстрой»
2.2. Анализ и положение деятельности ООО «Спецгазстрой».
2.3.Рекомендации по совершенствованию системы выбора стратегии предприятия
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

ПРОЕКТ.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

     Предметом деятельности общества является осуществление следующих видов деятельности:

     Производство  общестроительных работ

     Производство  общестроительных работ по прокладке  местных трубопроводов, включая  взаимосвязанные вспомогательные  работы

     Производство  земляных работ

     Производство  прочих строительных работ, требующих специальной классификации

     Испытания и расчеты строительных элементов

     Производство  строительных металлических конструкций

     Производство  строительных металлических изделий

     Проектирование  производственных помещений, включая  размещение машин и оборудования, промышленный дизайн

     Проектирование, связанное со строительством инженерных сооружений

     Производство  бетонных и железобетонных работ

     Монтаж  металлических строительных конструкций

     Таблица 2

ДИНАМИКА  ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ

ООО «СПЕЦГАЗСТРОЙ» 
 

№ п/п Наименование  показателя 2006

(тыс.  руб.)

2007

(тыс.  руб.)

2008

(тыс.  руб.)

2009

(тыс.  руб.)

1 2 3 4 5 6
1 Стоимость основных фондов и средств, величина активов 506 529 1301 1173
2 Численность работающих 24 24 19 16
3 Объем реализации продукции, работ, услуг 11644 13350 11970 2152
4 Чистая прибыль - - - -
5 Рентабельность  производства - - - -
6 Среднемесячная  заработная плата 9,5 10,6 14,0 13,1
7 Сумма уплаченных налогов по бюджетам разных уровней 315,2 425,5 775,1 412,6
8 Наличие и размер просроченной задолженности по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды и по заработной плате, данные об отсрочках и просрочках этих платежей - - - -
9 Дебиторская задолженность

(с выделением  просроченной)

-

-

-

-

-

-

-

-

10 Кредиторская  задолженность 

(с выделением  просроченной)

-

-

-

-

-

-

-

-

11 Сумма уплаченных штрафов и санкций за нарушения, выявленные органами технического регулирования - - - -
 

     Прикладной  анализ внешних для данного предприятия  факторов риска целесообразно проводить в контексте общего описания его функционирования. На рис. 4 (приложение А) изображена обобщенная схема функционирования производственного предприятия в условиях реального или возможного взаимодействия с его основными экономическими контрагентами и средами. Эта схема отражает современные специфические российские реалии. Предприятие здесь представлено в виде узла скрещения (точки пересечения) финансовых, материальных, кадровых и информационных потоков, отражающих перемещение и потребление инвестиций, сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, используемой и разрабатываемой технологии, денежных наличных и безналичных платежей, производимой продукции и действующих в условиях конкретной социально-экономической и природной среды.

     Свойства  среды (на схеме широкие стрелки) касаются прежде всего погодно-климатических  факторов; социально-демографической  ситуации в регионе, которая определяет его трудоизбыточность или трудонедостаточность по различным категориям работников, а также региональный «имидж», престижность той или иной профессии или рода деятельности; социально-политических условий, от которых зависят обстановка в регионе, степень ориентации населения на производительный труд, уровень социальной напряженности; состояния потребительского рынка как фона для формирования региональных потребностей в продукции предприятия; уровня жизни населения как фактора платежного обеспечения этой потребности; покупательной способности рубля в текущем и тенденциальном выражении, определяющей динамику инфляции и инфляционных ожиданий; общего уровня предпринимательской активности, характеризующего склонность людей к включению в предпринимательские инициативы.

     Некоторые экономические субъекты изображены на схеме в виде кружков с двойной  обводкой. Это отмечены так называемые зоны конкуренции, т.е. дислокации возможных точек соприкосновения предприятия с конкурирующими организациями. Эта конкуренция касается поставщиков исходных материалов и оборудования; потребителей продукции; получения инвестиций, займов, кредитов и участия в выгодных для предприятия инвестиционных проектах; привлечения квалифицированных кадров и оплаты их труда; технологического и информационного рынков.

     В принципе любой из потоков, связывающих  предприятие с рыночной средой, может  быть полностью или частично перекрыт по решению участников обмена, в том числе и вследствие добросовестной или недобросовестной конкуренции. При этом в качестве конкурентов следует рассматривать не только предприятия, производящие такую же продукцию, но и предприятия, использующие (возможно, по другому назначению) те же трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, в том числе и предприятия из других отраслей, в особенности те, которые могут переключиться на выпуск продукции данной отрасли. (Заметим, что по мере развития рынка, роста конкуренции переход предприятия из одной отрасли в другую, более рентабельную, будет все более частым явлением).

     Таким образом, функционирование предприятия  постоянно подвергается опасности  срыва или ухудшения со стороны  внешних для него факторов из-за возможного нарушения региональных, отраслевых и межотраслевых потоков, необходимых для его деятельности. На рис. 5(приложение А) каналы связи предприятия с его контрагентами изображены с помощью направленных в одну сторону стрелок, хотя реально все связи носят двусторонний характер, так что результат функционирования каждого канала зависит от поведения, как минимум двух экономических субъектов.

     В общем случае срыв работы каналов  связи с каждым субъектом определяется одной или несколькими из следующих  причин: 
- внезапно наступившие и непредвиденные изменения окружающей субъект среды, вынуждающие его изменить условия договора (контракта) с предприятием (повышение цен, изменение налогового законодательства, социально-политической ситуации и т.п.);

- появление  более выгодных для субъекта  предложений (предложение заключить  более рентабельный договор, договор  более длительного или, наоборот, короткого действия, более привлекательные условия работы и т.п.);  
- изменение целевых установок субъекта, связанное, например, с повышением его статуса, накоплением позитивных результатов деятельности, изменением индивидуальной или групповой психологии; 
-изменение личных отношений между руководителями;  
- изменение физических условий перемещения товарных, финансовых и трудовых ресурсов между субъектами (аварии, изменение таможенных условий, возникновение новых границ или региональных ограничений и т.д.).

     Основываясь на приведенном анализе внешние  факторы риска можно подразделить на политические, социально - экономические (макроэкономические) , экологические и научно-технические (рис. 6 – приложение А).

     Среди политических факторов риска для  деловой активности производственных предприятий в настоящее время существенными являются такие факторы этой группы, как стабильность политической власти на федеральном и/или региональном уровне и связанная с ней возможность кардинального пересмотра сложившихся отношений собственности. Серьезные нарушения нормальной хозяйственной деятельности могут быть обусловлены возникновением локальных этнополитических конфликтов, противоречиями в разграничении экономических прав, компетенций и ответственности между федеральными и региональными властями, а также сепаратистскими настроениями в бывших российских автономиях и в некоторых регионах России (Урал, Поволжье, Дальний Восток и пр.). Следствием таких тенденций являются случаи установления региональных ограничений на перемещение товаров и капитала.  

 

2.3.Рекомендации по  совершенствованию  системы выбора  стратегии предприятия

Анализ  и выбор стратегии.

     Стратегия организации – это система  мер, которая рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижение стоящих  перед организацией целей. Выбор стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования, поскольку от того, какая стратегия будет выбрана, зависит будущее организации. Стратегия в течение длительного времени будет определять все без исключения управленческие решения.

     Выработка стратегии осуществляется на самых  высоких уровнях организации  и зависит от ряда факторов и решения  целого ряда задач:

     -от  того, какие ресурсы имеются у  организации;

     -от  состояния рынка;

     -от  внутренних возможностей организации;

     -от  состояния внешней среды организации;

     -от  правильного анализа альтернативных  путей развития организации.

     В процессе выработки стратегии обычно вырабатывается ряд альтернативных стратегий, из которых затем выбирается наилучшая, та, которая в большей  степени удовлетворяет значимым факторам. По этой причине процесс выбора стратегии можно разделить на три этапа: разработка, доводка и оценка.

     Разработка  – это этап, на котором формулируется  несколько альтернативных формулировок стратегии. Основная задача группы, занимающейся стратегическим планированием, на данном этапе в том, чтобы выработать как можно больше стратегий.

     Доводка – этап, на котором сформулированные стратегии согласуются с целями, которые ставит перед собой организация. В процессе доводки:

     1)стратегия  проверяется на соответствие целям организации;

     2)формулируются  основные задачи и устанавливаются  приблизительные сроки их решения;

       3)определяется, сколько организации требуется ресурсов.

       Оценка – этап, на котором альтернативные стратегии всесторонне рассматриваются и оцениваются с точки зрения того, дают ли они возможность достичь максимального эффекта от деятельности организации. После того, как лучшая стратегия была выбрана, ее наполняют конкретным содержанием.

     Определим роль и место SWOT-анализа в выборе стратегии предприятия.

     Для этого проведем исследование внешней  и внутренней среды организации  по методу SWOT-анализа. Составим матрицу.

     Анализ  внешней среды

    Любая фирма функционирует, имея связи  с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

    Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

    В итоге фирма оказывается тесно  связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят: покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров; конкурентов; посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.; финансовые учреждения; рекламные агентства; таможенные и другие правительственные органы; готовящиеся законы; экономическую ситуацию в стране; политический климат; развитие и достижения НТР; культурные традиции.

    Таким образом, понятие внешней среды  складывается из двух составляющих — факторы макросреды и факторы непосредственного окружения фирмы.

    К факторам макросреды обычно относят: экономическое  состояние страны; политико-правовой аспект; социальное и культурное окружение; научно-техническое и технологическое  развитие общества.

    Изучение  экономического состояния позволяет  понять действующие законы – темпы  инфляции, соотношения валют, нормы  налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть  возможности использования природных и человеческих ресурсов.

    Анализ  политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы.

    Изучение  социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.

Информация о работе Роль и место SWOT анализа в выборе стратегии фирмы