Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 04:13, курсовая работа

Краткое описание

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации – своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях рыночных отношений.
1.1 Понятие и сущность управленческих решений и их классификация 4
1.2 Особенности принятия управленческих решений в условиях риска 9
Глава 2. Пути совершенствования принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска
2.1 Проблемы рационализации механизма принятия решений и
пути их разрешения 16
2.2 Организационно-экономическая эффективность решения
проблем на предприятии 18
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Упр. реш. КУРСОВАЯ.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Пути решения проблем  делятся на две большие области. Первая – макроэкономическая. Сюда входит макроэкономическая стабилизация ситуации в экономике, развитие сферы  образования, улучшение законодательства и его стабильности, развитие информационной инфраструктуры государства. Вторая – повышение уровня образования руководителей всех уровней; привлечение к управлению молодежи, получившей специальное образование; использование самоменеджмента; оптимизация структуры управления предприятий.

 

 

 

2.2 Организационно-экономическая эффективность

решения проблем  на предприятии

 

Решающим условием эффективного управления предприятием выступает  хорошо поставленная система внутренней информации, прежде всего, информация о затратах производства. Коммерческий риск, конкуренция ведут к постоянному возникновению нестандартных ситуаций в производственной деятельности предприятия, что обуславливает необходимость принятия краткосрочных управленческих решений. Принятие таких решений требует создания новых нетрадиционных систем получения информации о затратах, поиску новых подходов к калькулированию издержек и подсчету финансовых результатов.

Решение проблем, как  и управление, — процесс, ибо речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы мы представляем как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь), фактическое число этапов определяется самой проблемой.

Этапы рационального  решения проблем:

  1. диагностика проблемы;
  2. формулировка органичений и критериев принятия решения;
  3. определение альтернатив;
  4. оценка альтернатив;
  5. выбор альтернативы;
  6. реализация;
  7. обратная связь.

Каким бы хорошим ни казался  руководитель, но если он не умеет принимать  решений, то он не может долго оставаться на посту руководителя. Искусству принимать решения можно научиться и постоянно совершенствоваться. Однако, существует множество факторов, которые могут серьёзно мешать процессу принятия решений:

  1. организационные неувязки, а также ситуация, когда у руководителя нет ясного представления о разделении труда на предприятии, о своих полномочиях и о полномочиях своих подчиненных. Ведь именно круг полномочий является основой для принятия решений;
  2. для принятия решений нет достаточной информации или же она находится в такой форме, которая не годится в качестве основания для действий руководителя;
  3. руководитель не видит необходимости принятия решения или просто не способен его принимать. Причиной этому может быть страх перед риском, боязнь сделать ошибку или обыкновенная неопытность. Если организация не заботится о повышении ответственности руководителей по мере роста их компетентности, не создаёт условий для принятия ими самостоятельных решений, то в такой организации не будут расти и руководители, они попросту не научатся принимать грамотных и ответственных решений;
  4. неясен сам процесс принятия решений. Это значит, что у руководителя нет полного представления о том, что в организации действительно делается, и на какой стадии рассмотрения находятся различные дела.

Факт принятия одного решения является лишь составной  частью эффективного процесса принятия решений. Каждый руководитель любого ранга должен чётко представлять свою долю в этом широком процессе.

Процесс принятия решения  в чистом виде может подразделяться на следующие составные части:

  1. изучение ситуации, предшествующей принятию решения;
  2. взвешивание различных вариантов решения;
  3. выявление последствий и перспектив при различных вариантах решения;
  4. оценка и сравнение перспектив при различных вариантах решения;
  5. выбор решения из разных вариантов;
  6. принятие решений;
  7. разработка мероприятий по выполнению принятого решения;
  8. контроль над его исполнением.

Следует подчеркнуть, что  решение считается готовым только тогда, когда достигнуты желаемые результаты. Руководитель сам должен участвовать во всех этапах принятия решения, но, прежде всего, его роль заключается в выборе наиболее подходящего решения из предложенных вариантов и в принятии окончательного решения. Руководитель обычно принимает решение один, но всё чаще практикуется принятие решений группой. Поэтому руководитель должен быть хорошо подготовлен и к работе с группой.

Процесс принятия решений  с точки зрения рационального  использования времени следует  усовершенствовать. Решения должны быть эффективными. Это означает, что надо шире привлекать в процесс принятия решений руководителей и других лиц, имеющих прямое к ним отношение.

 

 

Заключение

 

Особым классом задач  принятия решений являются задачи с  учетом факторов риска и безопасности. Факторы риска, понимаемого как  вероятность потерь, влияют на процесс  принятия решений. Аварии на промышленных производствах, человеческие жертвы, связанные с использованием различных технологий, определяют исключительную важность задач анализа риска.

Основными направлениями  исследований в области анализа риска являются: измерение риска, повышение безопасности крупномасштабных технологических систем, анализ аварий.

Суждения людей о  вероятностях опасных событий и  потенциальном ущербе основаны на личном восприятии риска и существенно  отличаются от объективных данных.

При установке стандартов используются три основных подхода: экспертные суждения, аналогия с известными технологиями, многокритериальный анализ.

Одной из основных причин аварий являются человеческие ошибки. Крупные аварии характеризуются, как  правило, совпадением ряда маловероятных  событий.

Решение – это выбор  альтернативы. Принятие решений –  связующий процесс, необходимый  для выполнения любой управленческой функции. В условиях рыночной экономики  менеджер своими решениями может  повлиять на судьбы многих людей и  организаций.

В зависимости от уровня сложности задач, среда принятия решений варьируется в зависимости от степени риска.

Условия неопределенности существуют, когда руководитель точно  не знает результат, который будет  иметь каждый выбор. В условиях риска  вероятность результата каждого решения можно определить с известной достоверностью.

Если информации недостаточно для прогнозирования уровня вероятности  результатов в зависимости от выбора, условия принятия решения  являются неопределенными. В условиях неопределенности руководитель на основе собственного суждения должен установить вероятность возможных последствий.

Каждое решение сопряжено  с компромиссами, негативными последствиями  и побочными эффектами, значение которых руководитель должен соотнести  с ожидаемой выгодой. Все решения, как запрограммированные, так и не запрограммированные, принимаемые менеджером должны быть основаны не только на суждениях, интуиции и прошлом опыте, но и применять рациональный подход к принятию решений.

При принятии решений  современный менеджер должен: широко использовать различные методы науки управления; оценивать среду принятия решений и риски; знать и уметь применять различные модели и методы прогнозирования для принятия решений.

 

 

Список литературы:

 

  1. А.П. Романов, А.В. Чембулатова, Менеджмент: методические материалы к проведению практических занятий, ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ, 2007
  2. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: Учеб. пособие.– Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002
  3. Блинов, А.О. Искусство управления персоналом: Учеб. пособие – М: «Гелан», 2001
  4. Боровкова В.А. Управление рисками в торговле. - СПб: Питер, 2004
  5. Весенин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2007
  6. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» учебник – 2002
  7. Воробьев С. Н., Уткин В. Б., Балдин К. В. Управленческие решения М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
  8. Глухов В.В. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2007
  9. Ермаков, В.В. Менеджмент организации в условиях кризиса. - М.,2000
  10. Классики теории государственного управления: Американская школа: Перевод с английского. /Под ред. Дж.Шафритц, А. Хайд. МГУ, 2003
  11. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: Учебник для вузов – М.: Аспект – пресс, 2000
  12. Румянцева З.П. Менеджмент организации - М.: Инфра-М, 2005
  13. Ряховская, А.Н. Антикризисное управление предприятиями. - М.,2000
  14. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения. - СПб.: Питер, 2007
  15. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  16. Титова Н.Л. «Процесс разработки и принятия управленческих решений» Москва, 2004
  17. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2005



Информация о работе Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска