Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 04:13, курсовая работа

Краткое описание

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации – своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях рыночных отношений.
1.1 Понятие и сущность управленческих решений и их классификация 4
1.2 Особенности принятия управленческих решений в условиях риска 9
Глава 2. Пути совершенствования принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска
2.1 Проблемы рационализации механизма принятия решений и
пути их разрешения 16
2.2 Организационно-экономическая эффективность решения
проблем на предприятии 18
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Упр. реш. КУРСОВАЯ.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Разработка  управленческих решений в условиях неопределенности и риска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение            3

Глава 1. Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях рыночных отношений.

1.1 Понятие и сущность управленческих решений и их классификация  4

1.2 Особенности принятия  управленческих решений в условиях  риска  9

Глава 2. Пути совершенствования принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска

2.1 Проблемы рационализации  механизма принятия решений и

      пути их разрешения         16

2.2 Организационно-экономическая  эффективность решения 

      проблем на предприятии         18 

Заключение           21

Список литературы          23

 

 

Введение

 

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации – своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Существуют разнообразные  точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с работы и тому подобное. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Эта проблема актуальна  для всех предприятий, для стратегического принятия решения, для развития предприятия. Руководитель любой ступени должен быть грамотным и должен уметь принимать решения.

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические  вопросы по данной проблеме, то есть по разработке управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

 

 

Глава 1. Теоретическая сущность и основы разработки управленческих решений в условиях

рыночных отношений

 

    1. Понятие и сущность управленческих решений и их классификация

 

Процесс принятия решений  для каждого человека индивидуален, очень сложен и мало кто может  его избежать. Способность принимать  решения быстро и правильно вырабатывается с опытом. Различные специалисты дают различные определения понятию “решение”, но из всех определений следует, что решение – это выбор альтернативы. К решениям относятся совершенно различные выборы, совершаемые нами повседневной жизни: выбор одежды, меню и так далее. Некоторые принимаются нами абсолютно машинально, без долгого и систематического обдумывания, рассмотрения всех альтернатив. Однако и в повседневной жизни есть решения, над принятием которых мы размышляем часы, дни, месяцы и годы.

В управлении принятие решений  – более систематизированный  процесс, чем в частной жизни. Это связано с много большей  ответственностью. Менеджеры принимают  решения, связанные со многими людьми и с большой материальной ответственностью. Поэтому они не могут принимать непродуманных решений. Решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью называют организационными решениями. Организационные решения квалифицируют как запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированным решением называют решение, принятое как результат реализации определенной последовательности действий или шагов, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированные решения – решения, принимаемые в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

Очень редко решения, принимаемые руководителем, могут  рассматриваться как запрограммированные  или незапрограммированные в  чистом виде. Даже самое структурированное  решение подразумевает некоторую  личную инициативу лица, принимающего решение, а для принятия незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии принятия запрограммированных решений. Необходимо отметить, что любое решение не может иметь чисто положительных результатов. В любом результате есть отрицательные моменты. Поэтому любое организационное решение – это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор между неизбежными отрицательными моментами. Причем на хорошего руководителя существование отрицательных элементов в любом решении не должно оказывать психологического влияния, то есть помешать руководителям и в дальнейшем принимать решения.

В различных организациях различные решение могут приниматься  как одним человеком, так и  коллегиально. Это зависит от уровня решения, от структуры организации, уровня делегирования полномочий. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение.

Процесс принятия решений – процесс психологический. Люди, принимая решения, не всегда принимают логичные решения. Решения варьируются от спонтанных до высокологичных. Поэтому процессы принятия решений делятся на имеющий интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер, хотя решение редко относится к какой либо одной категории. Интуитивное решение – это решение, принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.

Решения, основанные на суждениях  часто, кажутся интуитивными, так  как их логика не очевидна. Такое  решение – это выбор, обусловленный  знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше для того, чтобы спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей ситуации. Такой метод принятия решений обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Положительным является то, что действительно многие ситуации имеют тенденцию к повторению и применение такого метода принятия решений позволяет сэкономить время и деньги, так как решение принимается руководителем очень быстро и без сбора дополнительной информации и ее анализа. Однако такие решения принимаются на базе здравого смысла, который в истинном его понимании встречается очень редко. Кроме того, информация, на основе которой принимается данное решение, может быть искажена потребностями людей и другими факторами. Также суждения не позволяют принимать правильные решения в уникальных или абсолютно новых ситуациях, так как лицо, принимающее решение не обладает необходимым опытом для обоснования выбора. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к тому, что руководитель упустит новые альтернативы.

Рациональное решение  – это решение, обоснованное с  помощью объективного аналитического процесса. Это структурированный процесс, состоящий обычно из 5 шагов, хотя количество шагов зависит от самой проблемы.

Кроме всего вышеперечисленного на процесс принятия решений влияют такие факторы как личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения и т.д.

Факторы, связанные со средой принятия решений - это риск и неопределенность. Объектом управленческого решения являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

  • всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);
  • правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
  • непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);
  • своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);
  • обеспеченность ресурсами;
  • ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

Классификация управленческих решений:

1. По степени влияния  на будущее организации:

  • стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;
  • тактические (конкретные методы достижения первых).

2. По масштабам:

  • глобальные - охватывают всю организацию в целом;
  • локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

3. По продолжительности  периода реализации:

  • долгосрочные (более пяти лет);
  • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
  • краткосрочные (менее одного года).

4. По направленности  воздействия: 

  • внешние;
  • внутренние.

5. По обязательности  выполнения:

  • директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;
  • рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;
  • ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

6. По функциональному  назначению:

  • регулирующие - определяют метод выполнения действий;
  • координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;
  • контролирующие - направлены на оценку результатов.

7. По широте охвата:

  • общие - распространяются на всю компанию в целом;
  • специальные - рассматривают отдельные вопросы.

8. По степени запрограммированности:

  • запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;
  • незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.

9. По сфере реализации:

  • научные и маркетинговые исследования;
  • производство;
  • реализация товаров (услуг);
  • работа по кадрам и т. д.

10. По способам принятия:

  • интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;
  • адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;

рациональные - опираются на научный анализ проблемы.

 

1.2 Особенности принятия управленческих  решений в условиях риска

 

Риск — это возможная  опасность потерь, вытекающая из специфики  тех или иных явлений природы  и видов деятельности человеческого  общества. Это историческая и экономическая категория. Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления.

Как историческая категория  риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Это свидетельствует о том, что  риск исторически связан со всем ходом  общественного развития. Как экономическая  категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения та­кого события возможны три экономических результата:

  • отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);
  • нулевой;
  • положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

В ситуации риска можно, используя теорию вероятности, рассчитать вероятность того или иного изменения среды. При принятии управленческих решений требуется оценить степень риска и определить его величину.

Степень риска — это вероятность  наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.

Информация о работе Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска