Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение теоретических и практических аспектов разработки стратегии предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются следующие:
рассмотреть общетеоретические основы формирования стратегии развития организации;
дать общую характеристику деятельности ООО «Чародейка» как объекта исследования;
Основу выработки
1. Наступательные инновационные стратегии – характерны для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Они свойственна малым инновационным организациям.
2. Оборонительные инновационные стратегии – направлены на то, чтобы удержать конкурентные позиции организации на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты–результат" в инновационном процессе. Данный тип стратегии требует интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
3. Имитационные инновационные стратегии – используются организациями или организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, которые не являются пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений[14,168].
Инновационная стратегия исходит из принципа «время–деньги». Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:
1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.
2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.
3. Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы дать начало появлению новой системы.
4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.
5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале "увядания" системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла "апогей" своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.
6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.
7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.
8. Деструктуризация. Перелом выражается в остановке всех процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.
Согласно современной науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (организация), специализирующаяся на выпуске продукции (услуги) для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся сразу к трем поколениям – уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному).
Выбирая варианты инновационной
стратегии, организация может
Таблица 1.Матрица «продукция – рынок»
Продукция, выпускаемая в |
Новая продукция, связанная с выпускаемой |
Совершенно новая продукция | |
Имеющийся рынок |
90% |
60% |
30% |
Новый рынок, но связанный с имеющимся |
60% |
40% |
|
Совершенно новый рынок |
30% |
20% |
10% |
Принимая ту или иную стратегию, руководство организации должно учитывать четыре фактора:
1. Фактор риска. Он предполагает знание уровня риска, который организация считает приемлемым для каждого из принимаемых решений.
2. Фактор знания прошлых стратегий и результатов их применения. Его учет позволит организации более успешно разрабатывать новые.
3. Фактор времени. К сожалению, нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.
4. Фактор реакции на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами организации, но часто акционеры, безусловно, могут оказывать силовое давление на его изменение. Менеджменту организации стоит иметь в виду этот фактор.
Разработка инновационной стратегии может осуществляться тремя путями: 1) сверху вниз; 2) снизу вверх; 3) с привлечением специализированной консалтинговой организации.
В первом случае стратегический план разрабатывается руководством организации и как приказ доводится на все уровни управления.
При разработке «снизу вверх»
каждое подразделение (служба маркетинга,
финансовый отдел, производственные подразделения,
корпоративный инновационный
В зависимости от учитываемых результатов и затрат специалисты различают следующие виды эффекта.
Таблица 2. Виды эффекта при реализации инноваций
Вид эффекта |
Что отражают показатели |
1. Экономический |
Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций |
2. Научно-технический |
Новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность |
3. Финансовый |
Расчет показателей базируется на финансовых показателях |
4. Ресурсный |
В этом случае показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса |
5. Социальный |
Показатели учитывают при этом социальные результаты реализации инноваций |
6. Экологический |
Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду. В их числе может быть: шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация и т.п. |
Исходя из временного периода учета результатов и затрат можно выделить показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.
Продолжительность принимаемого временного периода зависит от факторов продолжительности инновационного периода, срока службы объекта инноваций, степени достоверности исходной информации, а также требований инвесторов. Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Это отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах, при этом показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации.
В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций[21,375]. Особенно остро возникает необходимость оценки и правильного выбора варианта в компаниях, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются. Метод исчисления эффекта инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.
Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться следующая система показателей:
Таблица 3. Показатели экономической эффективности инноваций
Показатель |
Сущность показателя |
1. Интегральный эффект |
Он представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, т.е.с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект |
2. Индекс |
Он представляет собой
соотношение приведенных |
3. Норма |
Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени. Ее другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций |
4. Период |
Это один из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в практике показателя "срок окупаемости капитальных вложений", он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости |
ООО «Чародейка» является салоном красоты, расположенным в городе-курорте Анапа по адресу ул. Крымского, 128. Основными общественно-значимыми целями фирмы является удовлетворение потребностей населения в парикмахерских, косметологических услугах, направленных на поддержание гармонии здоровья и эстетики. Фирма действует в масштабах города-курорта Анапа. Филиалы отсутствуют.
ООО «Чародейка» предлагает услуги по следующим направлениям:
Таким образом, совокупный средний годовой оборот предприятия составляет 13 139 тыс.рублей.
Организационно-правовая форма предприятия – Общество с ограниченной ответственностью. Выбор данной организационно-правовой формы обусловлен небольшими масштабами деятельности фирмы, в том числе относительно небольшой численностью персонала.
Анализ маркетинговой деятельности ООО «Чародейка» проведен на основе концепции 7Р, в лучшей степени характеризующей деятельность предприятия сферы услуг, к каковым относится ООО «Чародейка».
Товар. Для ООО «Чародейка» товаром являются парикмахерские, косметологические услуги, услуги маникюра и солярия. В рамках элемента «цена» охарактеризуем ценовую стратегию предприятия – это стратегия средних цен, то есть фирма устанавливает цену на уровне конкурентов (нейтральное ценообразование, стратегия средних цен или «справедливое ценообразование»). В этом случае рыночный сектор, завоеванный предприятием, не увеличивается и не сокращается. Такая стратегия характерная для данного рынка, на котором потребители весьма чувствительны к уровню цены, а предприятия-конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж на рынке. Цены на продукцию формируются исходя из заработной платы, стоимости материалов, постоянных расходов (аренда, коммунальные платежи), нормы прибыли (стратегия издержки + прибыль). Цены на услуги подходят для частого посещения салона
Продвижение. К основным средствам продвижения услуг фирмы относятся неличные средства, а именно, реклама в прессе, на радио. Стимулирование сбыта – скидки. Месторасположение. Канал распределения нулевого уровня (производитель → потребитель).