Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:03, курсовая работа
Сейчас ведется активная работа по разработке стратегий социально-экономического развития. Ведется жесткое соревнование регионов и муниципальных образований за бюджетные средства на социальные программы в рамках приоритетных комплексных целевых программ, за инвесторов или крупных налогоплательщиков.
Введение 3
1. Сущность, назначение и принципы разработки программ комплексного развития муниципальных образований 5
2. Цели и задачи программ 10
3. Требования к структуре и содержанию программ муниципальных образований разного типа 13
Операция ранжирования проблем, которые оказывают определяющее влияние на реализацию главных целей программы, дает возможность произвести уточнение их качественных и количественных характеристик, на основе которых и формируется локальные цели программы.
В совокупности главные и локальные цели комплексного социально-экономического развития муниципального образования составляют систему целей («дерево целей»), на достижение которых ориентируются участники программных работ.
Таким образом, в рамках разработки программы решаются следующие задачи:
Принятый
в 2003 году Федеральный закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» в качестве основных видов
муниципальных образований
Каждая программа включает сводный раздел и проблемные разделы, содержащие мероприятия и проекты, направленные на реализацию программных целей.
Сводный раздел обобщает в сжатом виде материалы, характеризующие программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Здесь содержатся сведения, раскрывающие стартовые условия и исходные предложения развития муниципального образования; характеристики стратегического выбора, программных целей и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования на рассматриваемую перспективу; приводится перечень основных мероприятий и проектов, имеющих определяющий характер для достижения программных целей; сводные данные, характеризующие финансовое обеспечение реализации программы.
Информационной основой формирования сводного раздела программы являются, во-первых, уточненные данные принятой концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования; во-вторых, результаты обобщения материалов, содержащихся в проблемных разделах программы. Сводный раздел содержит комплект таблиц и текстовую часть, которая должна характеризовать:
Подраздел «Стартовые условия и исходные предпосылки развития муниципального образования» включает заполненную программную форму и текстовую часть, в которой содержится интегральная оценка сложившейся в муниципальном образовании социально-экономической ситуации, раскрываются условия, предпосылки, ограничения и факторы развития и торможения комплексного социально экономического развития муниципального образования.
Подраздел «Программные цели и приоритеты социального развития муниципального образования» включает заполненную программную форму, содержащую целевые установки и показатели социального развития и текстовую часть, поясняющую уровню принятых целей и приоритеты социального развития муниципального образования.
Подраздел «Стратегический выбор муниципального образования» представляет собой аналитический материал, раскрывающий существо стратегического замысла развития муниципального образования, и основные задачи, которые намечаются к решению в рамках временного горизонта действия программы.
Подраздел «Программные цели и приоритеты экономического развития муниципального образования» включает заполненную программную форму, содержащую целевые установки и показатели экономического развития и текстовую часть, поясняющую уровень принятых целей и приоритеты экономического развития муниципального образования.
При
разработке перечисленных выше подразделов
сводного раздела программы
Подраздел «Основные программные мероприятия и проекты, определяющие развитие муниципального образования» включает заполненную форму и текстовую часть, характеризующую намеченные к реализации мероприятия и проекты, имеющие ключевой характер с позиции достижения намеченных программных целей комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Информационной основой разработки подраздела являются материалы проблемных разделов программы.
Подраздел «Финансовое обеспечение реализации программы» включает заполненные программные формы, характеризующие общие объемы финансовых ресурсов для реализации программы с указанием возможных источников их покрытия
Проблемные разделы программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований включают заполненные программные формы и текстовую часть, поясняющие их (в случае необходимости).
Среди
мероприятий, раскрывающих направление
деятельности органов местного самоуправления
по обеспечению комплексного социально-экономического
развития муниципального образования,
могут быть как капиталоемкие, так
и меры собственно местной администрации,
носящие малозатратный характер (подготовка
правовых актов, мероприятии организационного
характера и т.п.).
Заключение
В концепцию должны быть включены элементы стратегического планирования, которые представляют долгосрочное видение развития муниципального образования как составной части субъекта Российской Федерации и федерации, а в некоторых аспектах также и мирового сообщества. В ней объединяются представление о целях и приоритетах развития муниципального образования как единого территориального образования, и закладывается основа средне- и краткосрочного планирования в дальнейшем.
Программы
комплексного развития являются не только
условием развития муниципальной коммунальной
инфраструктуры, повышения надежности
ее эксплуатации и качества услуг, но и
позволяют обосновать предельные индексы
изменения тарифов и надбавок, которые
устанавливаются регулирующими органами,
а также получить финансирование в рамках
региональных и федеральных программ.
Список
литературы
Приложение
1
Этапы подготовки
Комплексной
программы муниципального
образования
I
этап – организационно-
Основанием для начала разработки программы и планов социально-экономического Развития муниципального образования является решение представительного органа власти.
При корректировке комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования решения не требуется!
II этап – прогнозно-аналитический
1 – Формирование и анализ информационной базы
(данные территориальных органов государственной статистики, Федеральной службы по налогам и сборам, др. ведомств; отраслевых ведомств; организаций реального сектора экономики; данные опроса общественного мнения и т.п.)
2 – Разработка концепции МО
(основная задача концепции – четкое формулирование миссии МО, стратегии и идеологии его развития на длительный период времени)
3 – Разработка стратегического плана МО
(направлен на обеспечение реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, формирует вектор направления развития МО)
III этап – плановый
1 – Формирование долгосрочного плана
(формирует механизм
трансформации вектора
направлений в
конкретные планы
действий)
2- Формирование среднесрочного плана
(конкретные инвестиционные
программы и бизнес-проекты,
планы действий)
3 – Формирование годового плана
(с одной стороны, является инструментов реализации среднесрочных, долгосрочных, а также стратегических целей и задач, с другой – его прогноз является основой планирования доходной части бюджета, а сам годовой план – инструмент реализации мероприятий, обеспечивающих наполнение доходной части и частичное замещение предназначенных для финансирования муниципального хозяйства средств расходной части местного бюджета