Разработка программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас ведется активная работа по разработке стратегий социально-экономического развития. Ведется жесткое соревнование регионов и муниципальных образований за бюджетные средства на социальные программы в рамках приоритетных комплексных целевых программ, за инвесторов или крупных налогоплательщиков.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, назначение и принципы разработки программ комплексного развития муниципальных образований 5
2. Цели и задачи программ 10
3. Требования к структуре и содержанию программ муниципальных образований разного типа 13

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     Операция  ранжирования проблем, которые оказывают  определяющее влияние на реализацию главных целей программы, дает возможность  произвести уточнение их качественных и количественных характеристик, на основе которых и формируется локальные цели программы.

     В совокупности главные и локальные  цели комплексного социально-экономического развития муниципального образования составляют систему целей («дерево целей»), на достижение которых ориентируются участники программных работ.

     Таким образом, в рамках разработки программы  решаются следующие задачи:

    • исходя из долгосрочных стратегических целей уточняются главные цели комплексного социально-экономического развития муниципального образования на период реализации программы;
    • выявляются и ранжируются ключевые проблемы на пути достижения главных целей в разрезе «проблемных» разделов программы и на этой основе формулируются цели «второго уровня» и задачи по их достижению на реализацию, которых и должны быть направлены мероприятия в составе «проблемных» разделов;
    • разрабатывается система мер, направленных на реализацию поставленных целей и задач с учетом принципов и приоритетов, установленных местной социально-экономической политикой и соответствующей объем финансовых ресурсов на реализацию программы с указанием источников финансирования.

3. Требования к структуре и содержанию программ муниципальных образований разного типа

 

     Принятый  в 2003 году Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве основных видов  муниципальных образований определил  поселения (городские и сельские), муниципальные районы и городские округа. Поэтому каждому виду муниципальных образований может быть поставлена в соответствие примерная структура программы его комплексного социально-экономического развития, учитывающая определенные Федеральным законом от 06.10 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» особенности их компетенции в решении вопросов местного значения. Типовые структуры программ комплексного социально-экономического развития применительно к различным видам муниципальных образований.

     Каждая  программа включает сводный раздел и проблемные разделы, содержащие мероприятия  и проекты, направленные на реализацию программных целей.

     Сводный раздел обобщает в сжатом виде материалы, характеризующие программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Здесь содержатся сведения, раскрывающие стартовые условия и исходные предложения развития муниципального образования; характеристики стратегического выбора, программных целей и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования на рассматриваемую перспективу; приводится перечень основных мероприятий и проектов, имеющих определяющий характер для достижения программных целей; сводные данные, характеризующие финансовое обеспечение реализации программы.

     Информационной  основой формирования сводного раздела программы являются, во-первых, уточненные данные принятой концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования; во-вторых, результаты обобщения материалов, содержащихся в проблемных разделах программы. Сводный раздел содержит комплект таблиц и текстовую часть, которая должна характеризовать:

  • стартовые условия и исходные предпосылки развития муниципального образования;
  • программные цели и приоритеты социального развития муниципального образования;
  • стратегический выбор муниципального образования;
  • программные цели и приоритеты экономического развития муниципального образования;
  • программные мероприятия и проекты, имеющие определяющее значение для достижения намеченных в программе целей комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • финансовое обеспечение реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

     Подраздел «Стартовые условия и исходные предпосылки развития муниципального образования» включает заполненную программную форму и текстовую часть, в которой содержится интегральная оценка сложившейся в муниципальном образовании социально-экономической ситуации, раскрываются условия, предпосылки, ограничения и факторы развития и торможения комплексного социально экономического развития муниципального образования. 

     Подраздел «Программные цели и  приоритеты социального  развития муниципального образования» включает заполненную программную форму, содержащую целевые установки и показатели социального развития  и текстовую часть, поясняющую уровню принятых целей и приоритеты социального развития муниципального образования.

     Подраздел «Стратегический  выбор муниципального образования» представляет собой аналитический материал, раскрывающий существо стратегического замысла развития муниципального образования, и основные задачи, которые намечаются к решению в рамках временного горизонта действия программы.

     Подраздел «Программные цели и  приоритеты экономического развития муниципального образования» включает заполненную программную форму, содержащую целевые установки и показатели экономического развития и текстовую часть, поясняющую уровень принятых целей и приоритеты экономического развития муниципального образования.

     При разработке перечисленных выше подразделов  сводного раздела программы рекомендуется  использовать в качестве основы материалы  принятой концепции стратегического  комплексного социально-экономического развития муниципального образования, уточненные (при необходимости) с учетом изменившихся условий развития и временного горизонта программных работ.

     Подраздел «Основные программные  мероприятия и  проекты, определяющие развитие муниципального образования» включает заполненную форму и текстовую часть, характеризующую намеченные к реализации мероприятия и проекты, имеющие ключевой характер с позиции достижения намеченных программных целей комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Информационной основой разработки подраздела являются материалы проблемных разделов программы.

     Подраздел «Финансовое обеспечение  реализации программы» включает заполненные программные формы, характеризующие общие объемы финансовых ресурсов для реализации программы с указанием возможных источников их покрытия

     Проблемные  разделы программы комплексного социально-экономического развития муниципальных  образований включают заполненные  программные формы и текстовую  часть, поясняющие их (в случае необходимости).

     Среди мероприятий, раскрывающих направление  деятельности органов местного самоуправления по обеспечению комплексного социально-экономического развития муниципального образования, могут быть как капиталоемкие, так  и меры собственно местной администрации, носящие малозатратный характер (подготовка правовых актов, мероприятии организационного характера и т.п.). 

Заключение

      В концепцию должны быть включены элементы стратегического планирования, которые  представляют долгосрочное видение  развития муниципального образования как составной части субъекта Российской Федерации и федерации, а в некоторых аспектах также и мирового сообщества. В ней объединяются представление о целях и приоритетах развития муниципального образования как единого территориального образования, и закладывается основа средне- и краткосрочного планирования в дальнейшем.

      Программы комплексного развития являются не только условием развития муниципальной коммунальной инфраструктуры, повышения надежности ее эксплуатации и качества услуг, но и позволяют обосновать предельные индексы изменения тарифов и надбавок, которые устанавливаются регулирующими органами, а также получить финансирование в рамках региональных и федеральных программ. 

Список  литературы 

  1. Рохчин  В.Е. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / В.Е. Рохчин, С.Ф. Жилкин, К.Н. Знаменская, Е.В. Тишин Е.В. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000
  2. Федеральный Закон  №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  4. Закон Московской области от 03.11.2007 N 192/2007-ОЗ «О комплексной  программе социально-экономического развития  Московской области на 2008 год»;
  5. Приказ №204 от 06.05.2011г. Министерство регионального развития РФ «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Этапы подготовки

Комплексной программы муниципального образования 

I этап – организационно-подготовительный

Основанием  для начала разработки программы и планов социально-экономического Развития муниципального образования является решение представительного органа власти.

При корректировке комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования решения не требуется!

II этап – прогнозно-аналитический

1 – Формирование  и анализ информационной базы 

(данные  территориальных органов государственной статистики, Федеральной службы по налогам и сборам, др. ведомств; отраслевых ведомств; организаций реального сектора экономики; данные опроса общественного мнения и т.п.)

 

2 – Разработка  концепции МО 

(основная  задача концепции  – четкое формулирование  миссии МО, стратегии  и идеологии его  развития на длительный  период времени)

 

3 – Разработка  стратегического плана МО 

(направлен  на обеспечение  реализации стратегических  приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, формирует вектор направления развития МО)

III этап – плановый

1 – Формирование  долгосрочного плана

(формирует механизм  трансформации вектора  направлений в  конкретные планы  действий) 
 

2- Формирование  среднесрочного плана 

(конкретные инвестиционные  программы и бизнес-проекты,  планы действий) 
 

3 – Формирование  годового плана

(с одной стороны, является инструментов реализации среднесрочных, долгосрочных, а также стратегических целей и задач, с другой – его прогноз является основой планирования доходной части бюджета, а сам годовой план – инструмент реализации мероприятий, обеспечивающих наполнение доходной части и частичное замещение предназначенных для финансирования муниципального хозяйства средств расходной части местного бюджета


Информация о работе Разработка программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования