Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:03, курсовая работа
Сейчас ведется активная работа по разработке стратегий социально-экономического развития. Ведется жесткое соревнование регионов и муниципальных образований за бюджетные средства на социальные программы в рамках приоритетных комплексных целевых программ, за инвесторов или крупных налогоплательщиков.
Введение 3
1. Сущность, назначение и принципы разработки программ комплексного развития муниципальных образований 5
2. Цели и задачи программ 10
3. Требования к структуре и содержанию программ муниципальных образований разного типа 13
Курсовая
работа
по теме:
«Разработка программы комплексного социально-экономического
развития муниципального образования»
Москва-2011
Содержание
Сейчас ведется активная работа по разработке стратегий социально-экономического развития. Ведется жесткое соревнование регионов и муниципальных образований за бюджетные средства на социальные программы в рамках приоритетных комплексных целевых программ, за инвесторов или крупных налогоплательщиков. Каждое муниципальное образование надеется опередить других и привлечь на свою территорию бюджетные средства или крупных инвесторов, развивая социальную среду или муниципальную экономику путем передела в пользу своей территории общих финансовых и экономических ресурсов России. А выигрывают те муниципальные образования, которые подготовят быстрее других комплексные программы социально-экономических преобразований, а также инфраструктуру, земельные участки и площадки под размещение объектов.
Целью разработки концепции является создание совокупности благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов при радикальном комплексном улучшении социальной среды, экономики мест проживания. Благоприятные условия для жизни населения – это полноценная занятость, высокие и устойчивые доходы, доступность широкого спектра социальных услуг, комфортная среда проживания, безопасность существования, высокие экологические стандарты жизни, ощущение единства населения при участии в обустройстве нового жизненного пространства. Благоприятные условия для деятельности хозяйствующих субъектов или благоприятная предпринимательская среда рассматриваются как комплекс юридических, налоговых, организационных, и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах, снижение ее себестоимости, повышение конкурентоспособности и прибыльности. Реализация намеченных целей предполагает эффективное регулирование социально-экономических процессов на основе согласованных совместных действий муниципальных органов, населения и хозяйствующих субъектов.
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования рассматривается как важнейший элемент механизма реализации концепции его стратегического развития на определенный период. Концепция муниципального образования представляет собой документ, содержащий стратегический замысел территориального развития, что обуславливает необходимость уточнения и конкретизации намерений и действий органов местного самоуправления, других субъектов управления и хозяйствования, имеющих интересы на территории муниципального образования в рассматриваемой сфере. Уточнение и конкретизация общего стратегического замысла осуществляются в рамках разработки программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
В современных условиях такую программу можно определить как прогнозно-проектный документ, содержащий совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий и проектов, направленных на достижение намеченных целей комплексного социально-экономического развития муниципального образования. В этом состоит сущность программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Назначение программы заключается:
Являясь
в целом прогнозно-
Информационной основой разработки программы служат, в первую очередь, материалы принятой в установленном порядке концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования. На стратегическую перспективу, а также вся совокупность действующих или намечаемых к реализации на территории муниципального образования федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов, другие прогнозно-аналитические документы по решению комплексных или локальных проблем развития муниципального образования.
Формирование программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования основывается на ряде научных принципов, главными из которых являются принципы: целенаправленности, комплексности, эффективности, преимущественно социальной ориентации развития, преемственности, управляемости, профессионализма, гласности, баланса интересов, многоканального финансирования.
Реализация требований принципа целенаправленности означает, что исходным звеном разработки программы является выбор и обоснование системы целей развития муниципального образования на рассматриваемую в рамках программы перспективу.
Принцип комплексности означает соблюдение ряда требований, основными из которых являются следующие.
Во-первых,
комплексность связана с
Во-вторых,
комплексность программы
В-третьих, соблюдение принципа комплексности означает необходимость увязки программных мероприятий по ресурсам и срокам их реализации.
Принцип эффективности означает, прежде всего, что в результате своей реализации программа комплексного развития муниципального образования должна иметь экономическую эффективность и не носит затратного характера. Принцип эффективности тесно связан с принципом комплексности, что обуславливает рассмотрение во-первых, разных составляющих эффективности: социальной, экологической, экономической; во-вторых предполагает оценки:
Принцип преимущественно социальной ориентации означает приоритет целей, связанных с улучшением качества жизни населения муниципального образования, над другими программными целями. Причем из существа принципа комплексности следует, в частности, что намечаемые цели социального характера должны быть увязаны (сбалансированы) с целями экономического, экологического, градостроительного характера.
Принцип преемственности означает, что разработчики программы должны опираться в своей деятельности на стратегический замысел, цели и приоритеты комплексного социально-экономического развития муниципального образования, содержащиеся в принятой представительными органами местного самоуправления концепции его развития на стратегическую перспективу.
Реализация принципа управляемости предполагает создание соответствующего организационного аппарата и инструктивных документов, регламентирующих порядок проведения и ответственность участников программных работ.
Следование требованиям принципа профессионализма означает, что участники программных работ обладают необходимой квалификацией, позволяющей эффективно решать поставленные перед ними задачи по разработке и реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Принцип гласности предусматривает необходимость привлечения к рассмотрению и экспертизе проектов программных документов, результатов их реализации ученых и специалистов, представителей различных профессиональных групп, общественности, информирование населения о ходе программных работ.
Принцип баланса интересов предусматривает необходимость обеспечить заинтересованность в реализации программы властных структур, местного сообщества, крупного и малого бизнеса, предпринимательских структур.
Принцип многоканального финансирования означает обязательность привлечения необходимых для реализации программы финансовых ресурсов не только из бюджетных ресурсов разного уровня, но и внебюджетных источников, которые должны быть конкретизированы на этапе разработки мероприятий программы.
Принцип многоканального финансирования означает обязательность привлечения необходимых для реализации программы финансовых ресурсов не только из бюджетных ресурсов разного уровня, но и внебюджетных источников, которые должны быть конкретизированы на этапе разработки мероприятий программы.
Цели развития сложного социально-экономического объекта – муниципального образования в современной трактовке понимаются как научно обоснованные прогнозируемые результаты его развития, определенные качественно, количественно и во времени. При этом качественную характеристику цели определяет целевая установка – стратегический ориентир развития, заданный словесно. Количественная характеристика цели обеспечивается разработкой целевых показателей социально-экономического развития муниципальных образований на определенный момент времени.
Главные программные цели комплексного социально-экономического развития муниципальных образований совпадают с целями, содержащимися в принятой в установленном порядке концепции их развития на стратегическую перспективу. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию концепции социально-экономического развития муниципальных образований1 на стратегическую перспективу при целеполагании принято выделять временной эшелон, соответствующий временному горизонту программных работ (до 4-х лет). Поэтому главные цели программ могут быть непосредственно заимствованы из принятой в установленном порядке концепции стратегического комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, что не исключает в случае необходимости их уточнения и корректировки.
В ходе программных работ главные цели комплексного социально-экономического развития муниципальных образований должны быть разбиты на более локальные, без чего невозможно осуществить на практике ни формирование системы адресных мероприятий и проектов, составляющих сердцевину программ, ни организовать эффективное управление реализацией разработанных программ.
Решение серии меньших главных программных целей комплексного социально-экономического развития муниципальных образований происходит в процессе разработки проблемных разделов и может быть осуществлена, в частности, с использованием методического приема, предполагающего выявление и обработку проблем, связанных с достижением заявленных целей. При этом проблема понимается здесь как препятствие на пути достижения главной цели развития муниципального образования.
По каждой из выявленных проблем рекомендуется провести анализ по следующим этапам:
Аналитическое обобщение проблем позволяет формировать на этой основе массив проблем общего характер, имеющих наиболее существенное значение для достижения намеченных главных целей комплексного социально-экономического развития муниципального образования.