Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний по экономике, оргпроектированию, разработке управленческих решений и приобретение навыков анализа и проектирования целевой подсистемы управления социальным развитием системы управления организации.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Состав и содержание организационного проекта целевой подсистемы управления социальным развитием системы управления организации………5
1.1. Организационное проектирование как процесс формирования и совершенствования системы управления организации, её подсистем и элементов. Основные стадии и этапы оргпроектирования………………….5
1.2 Сущность, состав и содержание организационного проекта целевой подсистемы управления социальным развитием системы управления организации……………………………………………………….11
2. Предпроектная подготовка разработки оргпроекта целевой подсистемы управления социальным развитием системы управления организации………………………………………………………………………17
2.1 Технико-экономическое обоснование необходимости разработки оргпроекта………………………………………………………………………..17
2.1.1 Краткая характеристика организации и перспективы её развития…………………………………………………………………………..17
2.1.2 Системный анализ состояния объекта управления………...27
2.1.3 Системный анализ состояния субъекта управления……….33
3. Проектная часть. Организационое проектирование целевой подсистемы управления социальным развитием системы управления…….36
3.1 Разработка оргпроекта……………………………………………….36
3.2. Обоснование социально-экономической эффективности оргпроекта……………………………………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………45
Список используемых источников……………………………………………..46
Перечисленные
компоненты (подцели) направлены на выполнение
трех целей организации: повышение
конкурентоспособности
1.2 Сущность, состав и содержание организационного проекта целевой подсистемы управления социальным развитием системы управления организации.
Социальное развитие означает изменения к лучшему в социальной среде организации. В целом оно объемлет весь сложный механизм, приводящий в действие человеческую активность, поcледовательно развертывающуюся цепь потребностей, интересов, мотивов и целей, которые побуждают людей к труду, конкретизируют деловую ориентацию и ценностные установки персонала.
Развитие социальной среды — непременный
объект управления организацией и вместе
с тем составная часть управления персоналом.
По своему назначению управление социальным
развитием ориентируется исключительно
на людей, на создание для работников
организации надлежащих условий труда
и быта, постоянное улучшение
этих условий. Соответственно его основными
целями являются: совершенствование социальной
структуры персонала, его демографического
и профессионально-
досуга.
Управление социальным развитием организации - есть совокупность способов, приемов и процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду. [Кибанов].
Содержание и формы управленческих решений, а также практических действий по социальному развитию предстают примерно в следующем виде и порядке:
1) базой благосостояния людей, повышения их жизненного уровня является эффективная экономика, что одинаково верно и в отношении народного хозяйства страны в целом, и применительно к результатам коммерческой деятельности отдельно взятой организации;
2) определяющим условием экономического успеха служат не столько ресурсный потенциал организации и форма собственности, сколько то, что продукция (товары и услуги), производимая акционерным обществом, частной, государственной или муниципальной организацией, нужна обществу, потребителям и пользуется спросом на рынке , приносит прибыль;
3) эффективное функционирование
и конкурентоспособность
4) высокая отдача совместного труда достигается умелым управлением всеми сторонами развития организации, включая и постоянное обучение персонала, привитие ему самостоятельности, ответственности, заслуженной гордости за свою фирму;
5) важны настрой работников, благожелательная морально-психологическая атмосфера, уверенность каждого в том, что он защищен от социальных и профессиональных рисков, что его вклад в достижение целей организации, инициатива и усердная работа получат признание, справедливую оценку, достойное вознаграждение.
Несомненно также, что научное управление социальным развитием обязывает считаться с конкретной ситуацией. На деле это требует избегать шаблонов, предполагает выбор из разновариантных управленческих решений в зависимости от специфики данных условий, стечения тех или иных обстоятельств на текущий момент и обозримую перспективу, использования многообразных факторов, влияющих на социальную среду организации.
Основные факторы развития социальной среды организации: социальные факторы применительно к организации выражают содержание изменений в образующих ее социальную среду условиях и адекватные этим изменениям последствия. Их различают, прежде всего, по направленности и формам воздействия на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.
К основным факторам непосредственной социальной среды организации относятся:
Потенциал отражает материально-технические и организационно-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и территориальное расположение, численность и качество персо- нала, характер ведущих профессий, отраслевую принадлежность и профиль предприятия, объемы производимой продукции (товаров и услуг), форму собственности, финансовое положение, состояние основных фондов и технический уровень производства, содержание и организационные формы трудового процесса, известность фирмы, ее традиции и имидж. Это, безусловно, базовые факторы, оказывающие разностороннее, по сути своей комплексное влияние на социальную среду как сосредоточие важнейших средств и стимулов, побуждающих и обеспечивающих оциальное развитие организации. [Кибанов]
Рис. 2. Структура социального потенциала предприятия
Как показано на (рис. 2), социальный потенциал промышленного предприятия состоит из двух взаимосвязанных компонентов: административного (условия формирования и развития социального потенциала) и личностного (интеллектуальный, адаптационный, нравственный, физический, психический и другие потенциалы работника). [Скляр].
Социальный потенциал предприятия нельзя рассматривать лишь как простую совокупность ресурсов и возможностей их применения. Это комбинация ресурсов, обладающая дополнительными преимуществами благодаря эффекту синергизма. В связи с этим наращивание социального потенциала лежит в плоскости не простого увеличения его объемных характеристик, а глубокого структурно-компонентного их взаимодополнения, более полного использования каждого из компонентов для повышения эффективности управления.
Социальная инфраструктура представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. В условиях Российской Федерации перечень таких объектов включает:
• обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо-, водо- и теплоснабжения, канализации, телефонной связи, радиовещания и т.п.;
• медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и др.);
• объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.);
• объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);
• объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);
• спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
• коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества. [Кибанов].
Рис. 3. Социальная инфраструктура организации.
Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, отраслевой принадлежности, местоположения и иных условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой (рис. 2) либо иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальном обслуживании работников и их семей является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.
Таким образом, управление социальным развитием должно быть подчинено нормальному функционированию и рациональному использованию потенциальных возможностей организации, достижению ее главных целей.
2. Предпроектная подготовка разработки оргпроекта целевой подсистемы управления социальным развитием системы управления организации.
2.1 Технико-экономическое обоснование необходимости разработки оргпроекта.
2.1.1 Краткая характеристика организации и перспективы её развития.
ОАО «Прогресс», расположенное в Москве, является крупной промышленной организацией. Она включает 7 цехов основного производства, специализирующихся на разработке и производстве генераторов и оборудования для строительного комплекса – башенных кранов, мобильных грузовых подъемников, т.е. основной продукции завода. Кроме того, в настоящее время освоены и серийно выпускаются товары народного потребления. В структуру вспомогательного производства входят 3 цеха, мастерские и производственные участки, главная задача которых – обеспечение работоспособности и ремонта оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений.
Конечный результат деятельности основных цехов — готовая товарная продукция, которая реализуется внешнему потребителю; конечный результат вспомогательных цехов потребляется внутри самой организации.
Обеспечивающее производство создает информационные и административные условия для развития основного и вспомогательного производств и выполняет функции координации и контроля текущей деятельности персонала, а также наём, оформление и расстановку кадров.
Рассматриваемая организация является коммерческой. Она самостоятельно заключает договоры с потребителями продукции, в том числе получает государственные заказы, а также заключает договоры и ведёт расчёты с поставщиками нужных производственных ресурсов. ОАО «Прогресс» несёт полную ответственность перед финансовыми органами за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери. За счёт выручки от реализации продукции производит оплату расходов на производство и его развитие, а также на закупку сырья, материалов и оплату рабочей силы.
Организация основана в 1960 г. и на протяжении всего этого времени обеспечивает строительный и энергетический комплекс города и регионов средствами механизации, технологическим оборудованием, что отразилось и на организационной структуре (в её состав входят три КБ, ориентированные на три вида выпускаемой продукции: КБ мелкосерийного производства оборудования для строительного комплекса, КБ генераторов и КБ товаров народного потребления).
Основной
рынок сбыта продукции —