Разработка комплексного плана мотивации сотрудников

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Классическое определение мотивации в менеджменте, к которому мы еще вернемся, - это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мы рассматриваем мотивацию трудовой деятельности как процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия, и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………...5
1.1 Процесс мотивации и стимулирования…………………………………………..…5
1.2 Методы мотивации персонала………………………………………………………7
1.3 Теория мотивации…………………………………………………………………...12
2.ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ
ЭСП «КРАСНОЕ»………………………………………………….………………………13
2.1 Общая характеристика деятельности ЭСП «КРАСНОЕ»……………………..…13
2.2 Анализ мотивирования персонала на ЭСП «Красное»…………………………...14
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ
ПЕРСОНАЛА………………………………………………………………………………17
3.1 Разработка системы правления деловой карьерой как фактор стимулирования персонала………………………………………………………………………………...….17
3.2 Экономические факторы повышения мотивации персонала…………………….22
3.3 Социально-психологические факторы повышения мотивации
персонала…………………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая Документ Microsoft Office Word.docx

— 72.69 Кб (Скачать)

1. ОДОБРЕНИЕ. Одобрение  является еще более мощным  способом вознаграждения, чем деньги, которые, конечно всегда будут  много значить. Почти все люди  положительно реагируют, если  чувствуют, что их ценят и  уважают. 

Существуют следующие  правила менеджеров: 
 
хвалите сразу 
хвалите работу человека 
говорите, что вы довольны и вам приятно оттого, что работник это сделал 
после этого не стоит стоять над душой работника, поэтому, выполнив свою миссию, уходите . 
 
2. ДЕЙСТВИЕ. Служащие, которые приобретают акции и становятся совладельцами, ведут себя как владельцы. Но для того, чтобы использовать этот способ вознаграждения, предприятие должно использовать групповое принятие управленческого решения, взамен авторитарного и производить конкурентоспособный товар. Генри Форд также использовал этот метод.

 
3.ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ. Это поможет удержать сотрудников  от формирования привычки транжирить  время попусту и позволит сотруднику  больше тратить времени на  себя и свою семью, если он  будет справляться с работой  раньше отведенного срока. Такой  метод подходит для людей со  свободным расписанием. В противном  случае у руководства появляется  соблазн повысить объём работы. 
 
4. ЗАИМОПОНИМАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РАБОТНИКУ. Способ вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудников-профессионалов. Для них внутреннее вознаграждение имеет большой вес. Такой подход требует от менеджеров хорошего неформального контакта со своими подчиненными, а также знания того, что их волнует и интересует. 
 
5.ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ И ЛИЧНЫЙ РОСТ. Этот способ вознаграждения требует серьезных финансовых затрат высшего руководства, но именно он позволяет в настоящее время компаниям сохранять лидирующее положение на рынке. Продвижение вверх даёт власть, а не только материальные блага. Люди её любят даже больше, чем деньги. 
 
6.ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЮБИМОЙ РАБОТЫ. Этот способ особенно хорош, когда работники стремятся стать профессионалами, но ощущают над собой пресс контроля или чувствуют, что другую работу они выполняли бы гораздо профессиональнее, с большей отдачей и лучшими результатами. Здесь искусство менеджера состоит в способности выявить такого сотрудника, что может быть затруднено приятием этих действий за очередное контрольное мероприятие. Очень часто такие люди могли бы работать эффективно без надзора сверху, но отсутствие некоторой смелости не позволяет им обратиться по этому поводу к руководству. 
 
Участие в прибылях. 
 
Наиболее распространенной формой коллективного поощрения является так называемая система ”УЧАСТИЯ В ПРИБЫЛЯХ”. Сущность системы “участия в прибылях” заключается в том, что за счет заранее установленной доли прибыли формируется премиальный фонд, из которого работники получают регулярные выплаты. Размер выплат ставится в зависимость от уровня прибыли, общих результатов производственной и коммерческой деятельности предприятий. Выплаты рабочим и служащим (в том числе и представителям высшей администрации) в порядке “участия в прибылях” не облагаются налогом. Таким образом, предприниматели поощряются государством к распространению этой системы. Во многих случаях “участие в прибылях” предусматривает выплату всей или части премии в виде акций.  
 
В системе “участия в прибылях” премии начисляются за достижение конкретных результатов производственной деятельности предприятий: повышение производительности труда и снижение издержек производства. Начисляются премии, как правило, пропорционально заработной плате каждого работника с учетом личных и трудовых характеристик исполнителя: производственный стаж, отсутствие опозданий и прогулов, рационализаторская деятельность, а также склонность к сотрудничеству, верность фирме и т.п. 
 
Эта система, как говорилось выше, безусловно, хороша только для предприятий, производящих конкурентоспособные товары и имеющих стабильную прибыль. Скорее всего - это крупные фирмы.

 

3.2 Экономические факторы  повышения мотивации персонала.

 

Экономические методы:

            Экономические методы управления занимают, можно сказать, центральное положении в управлении, т.к. сейчас в мире главенствует рыночная экономика и в основу отношений управления легли экономические отношения, отвечающие интересам и потребностям людей (персонала).

Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада в деятельность предприятия. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:

взаимосвязь и согласованность  целей экономического стимулирования с целями развития организации;

дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых  изменений в структуре производства;

сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;

сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций  и отдельных работников.

Экономическое стимулирование проявляется в установлении уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот.

Главный элемент стимулирования – заработная плата, которая является частью валового внутреннего продукта, которая отражается в себестоимости  продукции и распределяется в  рыночной экономике между отдельными работниками исходя из количества и  качества затраченного труда, а также  спроса и предложений на товарную продукцию.

В рыночных отношениях заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей  и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдения интересов этого  трехстороннего партнерства является одним из главных условий развития производства и составляет функцию  работы управленческого состава  предприятия.

Заработная плата в  целом является ценой рабочей  силы, соответствующей стоимости  предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство  рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника  и членов его семьи. Заработная плата  является важнейшей составляющей стоимости  продукции, а именно в стоимость  продукции предприятия входит стоимость  материалов и сырья, амортизационные  отчисления, основная и дополнительная заработная плата, обязательные отчисления от зарплаты сотрудников организации, накладные расходы и прибыль.

Необходимо продемонстрировать структуру заработной платы для  того, что понять какие составляющие входят в неё, и какой вес имеет  каждый элемент в общей величине заработной платы:

 

 


         

 

 

 

 

 

 

 

            Основная заработная плата обеспечивает минимальный размер оплаты труда при выработке надлежащих часов, дополнительная зарплата – различного рода выплаты за дифференцированные условия труда и квалификацию сотрудника.

Вознаграждение за конечный результат стимулирует групповые интересы, поощряет коллективизм и выплачивается из фонда оплаты труда за достижение определенных результатов отдельными структурными подразделениями (перевыполнения плана), премия за основные результаты труда стимулирует достижение конечных результатов, выплачивается из прибыли.

Экономические методы управления предполагают разработку планово –  экономических показателей, а также  средств их достижения. В результате повышения эффективности так  называемых экономических рычагов  и стимулов сформировываются такие  условия, при которых трудовой коллектив  побуждается к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием.

Экономические методы управления персоналом нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности  товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития данной системы.

 На основании экономических  методов управления должны развиваться  и укрепляться организационно  – административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

3.3 Социально-психологические методы:

          

       Значительная роль в управлении персоналом отдается социально-психологическим методам воздействия. Необходимость существования этих методов обусловлена тем, что менеджмент – это, в общем, координация деятельности людей в процессе производства. Эффективность деятельности персонала и управление им зависит, как и от объективных факторов, так и от субъективных, в том числе и от социально-психологических (например, психологический климат в коллективе). Для результативного воздействия на коллектив необходимо знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но ещё и осуществлять управляющее воздействие. Для этого и необходимы социально-психологические методы воздействия.

 

Социально-психологические  методы управления персоналом – это  совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения  и связи, возникающие в трудовых коллективах. Эти методы специфичны, а именно их особенность заключается  в том, что используются в значительной доле неформальные факторы, интересы группы, коллектива, в процессе управления персоналом.

Создание в производственном коллективе такой ситуации, которая ориентирует каждого работника на раскрытие всех своих потенциальных возможностей и тем самым способствует повышению эффективности производства – это и есть цель этих методов управления. Социально-психологические методы управления предполагают изучение социальных и психологических условий труда в производственных коллективах, их влияния на состояние личности, а через нее – на результаты производственной деятельности. В основе этих методов лежат законы социологии и психологии.

Таким образом, эти виды методов делятся на социологические и психологические.

Социологические методы управления служат для оценки места и назначения сотрудников в коллективе, для выявления неформальных лидеров и обеспечения им поддержки, использования мотивации персонала для достижения конечного результата труда, предупреждения межличностных конфликтов в коллективе и также для обеспечения эффективных коммуникаций.

Менеджеры должны готовить людей с ярко выраженной потребностью власти к занятию высоких должностей, давать им возможность проявлять  свои лидерские качества, с высокоразвитой потребностью успеха – нужно давать задания умеренной степени сложности  и риска и регулярно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами, с потребностью причастности – давать работу с возможностью общения.

Удовлетворение потребностей возможно с помощью вознаграждений. Принято различать:

внутреннее вознаграждение – удовлетворение, которое человек получает от работы, общения с другими людьми и  т. п.;

внешнее вознаграждение – блага, получаемые от предприятий в виде материального, социального, дополнительного обеспечения.

Таким образом, становится ясна значимость морального стимулирования, менеджер должен использовать стимулирование (т.е. мотивации сотрудников) для  обеспечения эффективной деятельности персонала, для получения желаемого результат.

Хорошая работа управляющего персоналом по мотивации сотрудников  ведет:

к увеличению оборота и прибыли;

к улучшению качества изделий;

к повышенному притоку сотрудников;

к повышению их работоспособности;

к большей сплоченности и солидарности;

к уменьшению текучести кадров;

к улучшению репутации фирмы.

Нередко в практике управления встречается, что менеджер (менеджер-монстр) может использовать негативное моральное  стимулирование своих сотрудников, в частности модели внутренней конкуренции:

игра на выбывание: на одну должность  берут несколько претендентов, в  течение испытательного срока некоторые  из них отсеиваются;

гонка за призом: приз – вакантное  место;

борьба за одеяло (за проекты): часто  возможность участвовать в масштабном проекте получают не самые квалифицированные  работник, а самые расторопные;

зоопарк (близость к вожаку): необходимость  наиболее убедительно демонстрировать  начальнику свои достоинства, выслуживаться. Таких работников назначают на высокую  должность, но через некоторое время  убирают назад, разжалуют;

управляемый моббинг – эскалация  внутренних конфликтов: разжигаются  и поддерживаются конфликты. Для  чего это надо? Для концентрации власти.

 

Следующим видом социологических  методов управления персоналом является социальное планирование. Социальное планирование служит для сформирования социальных целей и критериев и разработки социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, условия труда и т.д.) и плановых показателей, а также для регулирования отношений внутри коллектива. Создание социальных нормативов влечет за собой упорядочивание социальных отношений между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Конкретными методами социального нормирования являются правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета (для обеспечения этики поведения сотрудников и деятельности организации издают этический кодекс, или кодекс поведения), формы дисциплинарного воздействия. В социальное планирование входит методы регулирования, они отвечают за упорядочивание социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. Социальное планирование способствует достижению конечных социальных результатов организации: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, росту уровня образования и квалификации сотрудников и т.п.

В каждой организации происходят различные конфликты, высококвалифицированный  менеджер должен стараться их избегать, но еще одним видом социологических методов является управление конфликтами. Под конфликтом понимают « столкновение мнений несогласных сторон».

Информация о работе Разработка комплексного плана мотивации сотрудников