Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:29, реферат
В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных.
Введение 3
1. Коммуникационные сети организации 4
2. Коммуникационные процесс в организациях 7
3. Элементы и этапы процесса коммуникации 11
4. Преграды и способы совершенствования информационного обмена в организации 13
Вывод ..17
Список литературы……………………………………………………………………18
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.
1. Отправитель (источник)
2. Сообщение
3. Канал
4. Получатель
Рассмотрим каждый из названных компонентов в этой структуре.
Отправитель (источник) — создатель сообщения, лицо, которое сообщает информацию и передает ее. Источником может быть:
• организация;
• индивид;
• группа индивидов.
Сообщение — информация, которую источник передает получателю. Большинство сообщений передается в вербальной (словесной) форме, но сообщение может быть и невербальным (жесты, мимика, графические изображения). Идея, которую хочет отправитель передавать, кодируется, т.е. преобразуется в слова, жесты, интонацию. Кодирование превращает идею в сообщение.
Канал — средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Общеизвестные каналы — передача речи и письменных материалов, электронная почта, видеоленты и т.д. Важно правильно выбрать канал. Чтобы обмен информацией был эффективным, канал должен соответствовать идее, зародившейся на первом этапе, быть совместимым с типом символов, используемых для кодирования.
Получатель — лицо, которому предназначена
информация. Ради получателя и происходит
коммуникация. Получатель декодирует
сообщение. Декодирование — это перевод
символов отправителя в мысли получателя.
Если символы, выбранные отправителем,
имеют точно такое же значение для получателя,
то он будет знать, что именно имел в виду
отправитель.
Зарождение идеи. Обмен информацией начинается
с формулирования идеи или отбора информации.
Отправитель решает, какую значимую идею
или сообщение следует сделать предметом
обмена.
Важно помнить, что идея еще
не трансформирована в слова или не приобрела
другой такой формы, в которой она послужит
обмену информации. Отправитель решил
только, какую именно концепцию он хочет
сделать предметом обмена информацией.
Чтобы осуществить обмен эффективно, он
должен принять в расчет множество факторов.
Кодирование
и выбор канала. Прежде чем передать идею,
отправитель должен с помощью символов
закодировать ее, использовав для этого
слова, интонации и жесты (язык тела). Такое
кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель должен также выбрать
канал, совместимый с типом символов, использованных
для кодирования. К некоторым общеизвестным
каналам относятся передача речи и письменных
материалов, а также электронные средства
связи, включая компьютерные сети, электронную
почту, видеоленты и видеоконференции.
Если канал непригоден для физического
воплощения символов, передача невозможна.
Передача.
На третьем этапе отправитель использует
канал для доставки сообщения (закодированной
идеи или совокупности идей) получателю.
Речь идет о физической передаче сообщения,
которую многие люди по ошибке и принимают
за сам процесс коммуникаций. В то же время,
как мы видели, передача является лишь
одним из важнейших этапов, через которые
необходимо пройти, чтобы донести идею
до другого лица.
Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться.
4. Преграды и способы
совершенствования информационного
Понимание процесса межличностного обмена информацией и методов совершенствования умения общаться должно способствовать росту эффективности управленческой деятельности. Однако в дополнение к межличностным кон¬тактам управляющий должен иметь представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмена.
В данном разделе рассмотрим сначала преграды в организационных коммуникациях. Затем приведем рекомендации по совершенствованию обмена.
Искажение сообщений. Когда информация движется внутри организации вверх и вниз, смысл сообщений несколько искажается. Такое искажение может быть обусловлено рядом причин. Сообщения могут искажаться непреднамеренно, в силу затруднений в межличностных контактах, о чем говорилось выше. Сознательное искажение информации может иметь место, когда какой-либо управляющий не согласен с сообщением. В этом случае управляющий модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах.
Сообщения, отправляемые наверх, могут искажаться в силу несовпадения статусов уровней организации. Руководители высшего звена обладают более высоким статусом, поэтому возникает тенденция снабжать их только положительно воспринимаемой информацией. Это может приводить к тому, что подчиненный не информирует руководителя о потенциальной или существующей проблеме, поскольку "не хочет сообщать начальнику плохие новости". Далее, поскольку подчиненные часто хотят получить одобрение от руководителя, они могут говорить ему только то, что он хочет услышать. Исследования показали, что статусные различия сильно отражаются на качестве обмена информацией.
Информационные
перегрузки. Преграды на путях обмена информацией
могут также быть следствием перегрузки
каналов коммуникаций. Руководитель, поглощенный
переработкой поступающей информации
и необходимостью поддерживать информационный
обмен, вероятно, не в состоянии эффективно
реагировать на всю информацию. Он вынужден
отсеивать менее важную информацию и оставлять
только ту, которая кажется ему наиболее
важной; то же относится и к обмену информацией.
К сожалению, понимание руководителем
важности информации может отличаться
от понимания таковой другими работниками
организации.
Неудовлетворительная структура организации. Структура - это логическая взаимосвязь уровней управления и функциональных сегментов, обеспечивающая эффективное достижение целей. Если структура организации продумана плохо, возможности руководителя планировать и добиваться реализации поставленных целей сужаются. В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
Выше рассмотрены преграды, затрудняющие обмен информацией в организациях. Рассмотрим теперь некоторые способы совершенствования информационного обмена в организации.
Регулирование информационных потоков. Руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации — собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Информационные потребности в значительной мере зависят от целей руководителя, принимаемых им решений и характера показателей оценки результатов его работы, а также его отдела и подчиненных.
Управленческие
действия. Регулирование информационного
потока — лишь один пример из числа действий
руководителя по совершенствованию обмена
информацией. Есть и другие. К примеру,
руководитель может практиковать короткие
встречи с одним или несколькими подчиненными
для обсуждения грядущих перемен, новых
приоритетов, распределения работы и т.
п. Руководитель
может также по своему усмотрению предпочесть
вариант периодических встреч с участием
всех подчиненных для рассмотрения тех
же вопросов. Многие организации настаивают
на проведении работниками руководящего
звена таких еженедельных встреч-совещаний.
Обсуждение и прояснение новых планов,
вариантов стратегии, целей и назначений,
необходимых для более эффективной реализации
намеченного, контроль хода работ по плану-графику,
отчеты по результатам такого контроля
— вот дополнительные действия, подвластные
руководителю.
Системы обратной связи. В той же мере, в какой обратная связь может способствовать совершенствованию межличностного обмена информацией, могут действовать и системы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи — перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов. Например, фирма "Форд" направляет работников своей главной штаб-квартиры на заводы, разбросанные по стране, для обсуждения вопросов, связанных с качеством продукции. Подобным образом мэр города лично посещает районы, чтобы удостовериться в нормальной реализации различных государственных программ, или с той же целью направляет от своего имени работников муниципалитета.
Системы сбора предложений. Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем — снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх.
Современная
информационная технология. Последние достижения в области
информационной технологии могут способствовать
совершенствованию обмена информацией
в организациях. Персональный компьютер
уже оказал огромное воздействие на информацию,
которую руководители, вспомогательный
персонал и рабочие рассылают и получают.
Электронная почта дает работникам возможность
направлять письменные сообщения любому
человеку в организации. Это должно уменьшить
традиционно неиссякаемый поток телефонных
разговоров. Кроме того, электронная почта
— эффективное средство связи между людьми,
находящимися в разных конторах, разных
городах .
Осуществление
коммуникаций — это связующий процесс,
необходимый для любого важного управленческого
действия. Коммуникация — это обмен информацией
между людьми. Между организацией и ее
окружением, между выше и ниже расположенными
уровнями, между подразделениями организации
необходим обмен информацией. Руководители
связываются напрямую с подчиненными,
будь то индивиды или группы.
Основными
элементами коммуникационного процесса
являются отправитель, сообщение, канал
и получатель.
Распространенными
препятствиями на путях обмена информацией
в организациях служат фильтрация плохих
новостей подчиненными, перегрузка информационной
сети и неудовлетворительная структура
организации.
1. Томилов В.В. Менеджмент. Учебник. – М.:
Юрайт-Издат, 2009. – 591 с.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент.
8-е издание, Москва-Санкт-Петербург-Киев
2010г. (149-175 с.).
3. Казначевская Г.Б. Менеджмент.
Учебник. Изд-е 5-е, доп. и перераб. – Ростов
н/Д: Феникс, 2009. – 352 с. (256-271 с.)
4. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. –
М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 504 с.
(233-240 с.).
5. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации:
Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ,
2011. – 175 с.
6. Коммуникации в бизнесе. -
М.: Феникс, 2012.
7. Основы теории коммуникации. -
М.: Гардарики, 2009.