Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:23, курсовая работа
Цель исследования состоит в уточнении сущности кадровой политики предприятий, ее основных типов, этапов и условий разработки, а также ее совершенствование на примере ОАО «Фармстандарт-УфаВита».
Общая цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить теоретические основы кадровой политики предприятия
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ, ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…..……………….6
1.1 Сущность и основные направления формирования кадровой
политики в системе управления предприятием…………………………………6
1.2 Организационная структура предприятия…………………………….....10
1.3 Анализ финансово-экономической деятельности организации…….….12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ФАРМСТАНДАРТ-УФАВИТА»……………………………………………...20
2.1 Анализ существующей кадровой политики……………………………….20
2.2 Анализ организации управления персоналом на предприятии…………..26
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ФАРМСТАНДАРТ-УФАВИТА»……32
3.1 Разработка предложений по совершенствованию кадровой
политики предприятия…………………………………………………………..32
3.2 Оценка эффективности предложенных проектных решений………….…40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….48
После прохождения медицинского осмотра кандидат проходит вводный инструктаж в бюро ОТ в объеме, утвержденной программы проведения вводного инструктажа на предприятии. Отметка о прохождении вводного инструктажа делается на служебной записке о приеме на работу работником бюро ОТ.
Кандидаты, деятельность которых может оказать влияние на качество готовой продукции, проходят вводный инструктаж в ООК по Правилам производства и контроля качества лекарственных средств, в соответствии с МИ-ООК-40. Отметка о прохождении инструктажа делается на служебной записке сотрудником ООК.
Прием на работу осуществляется в порядке, предусмотренном ТК РФ.
При приеме на работу с испытательным сроком руководитель СП до заключения трудового договора составляет План работы на период испытательного срока. По окончании испытательного срока руководитель СП передает в ОРП план работы с отметками об исполнении для хранения вместе с трудовым договором работника.
В целях успешного прохождения испытания, руководитель СП выбирает наставника из числа работников предприятия, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций, способных делиться своим профессиональным опытом, гибких в общении Наставник осуществляет контроль за выполнением сотрудником Плана работы на период испытательного срока и оказывает ему помощь в профессиональной и социальной адаптации.
После подписания трудового договора в ОРП работник получает пропуск в бюро пропусков. Выдача пропуска осуществляется в порядке, предусмотренном Положением П-ЗГДБ-10.
В общем виде процесс найма персонала представлен на оперограмме в Приложении 6.
Негативным моментом является то, что процесс найма происходит при наличии вакантной должности (при увольнении работника, при болезни, декретном отпуске и т.д.), что говорит о реактивной кадровой политике, об отсутствии системы планирования, неотъемлемым элементом которого является положение о кадровом резерве.
Далее рассмотрим процесс высвобождения персонала.
В общем виде процесс можно представить на рисунке 2.
Рисунок 2 - Увольнение персонала
Управление процессом высвобождения персонала предусматривает определение целей процесса, планирование и реализацию форм и методов работы с увольняющимися сотрудниками. В случае ОАО «Фармстандарт-УфаВита» можно сказать следующее: управление процессом высвобождения персонала не ведется, как отсутствует и система планирования кадров.
Можно сделать вывод, что из элементов управления высвобождением присутствует лишь беседа работника и работодателя, как возможность найти компромисс, что, однако не всегда позволяет добиться желаемого результата. Позитивным моментом является то, что увольнение происходит с соблюдением норм трудового кодекса и не нарушает прав работника.
В целом анализ системы управления персоналом ОАО «Фармстандарт-УфаВита» позволил сделать следующие выводы:
1. Стабильность наблюдается лишь в числе руководителей и в числе специалистов, а текучесть среди низовых звеньев ведет к потере персонала, «формирующего результат».
2. В организации практически не регламентированы кадровые процессы, весь процесс кадрового документооборота сводится к стандартным процедурам, регламентированным законодательством, отсутствует положение о найме, об оценке персонала.
3. Стихийный характер обучения и продвижения персонала может негативно сказаться в случае кризиса, потери ключевых работников.
4. Отсутствие положения о кадровом резерве, о найме и оценке персонала, а также о развитии персонала говорит о том, что:
1) в организации отсутствует система планирования персонала;
2) не уделяется должного внимания кадровым вопросам, что характерно для реактивной кадровой политики;
3) не стоят и не решаются стратегические кадровые цели;
4) коллектив как таковой работает без четких целей и видимых перспектив, система мотивации – материальная и направленная на обеспечение необходимого социально-психолгического климата.
Анализ качества трудовой жизни показал неудовлетворительный результат, что говорит о том, что система управления персонала нуждается в совершенствовании.
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ФАРМСТАНДАРТ-УФАВИТА»
Для совершенствования кадровой политики рекомендуется провести следующие мероприятия:
1. Формирование кадрового резерва - эффективная подготовка будущих руководителей, а также своевременное выявление кандидатов, способных к работе на высокой должности, являются сегодня важнейшим фактором успеха организации в конкурентной борьбе.
Кадровый резерв создается с целью обеспечения следующих потребностей организации:
- минимизации срока адаптации работника в новой должности (для стороннего кандидата этот период может составлять до шести месяцев, в отдельных случаях - больше);
- формирования лояльности к организации, что является гарантией долгосрочного и успешного сотрудничества;
- постепенной «смены поколений», благодаря чему сохраняются технологии и корпоративная культура (удается избежать глобальных перемен, которые парализуют работу подразделений на продолжительный период).
Для ОАО «Фармстандарт-УфаВита» необходимо создать два вида кадрового резерва:
- прямой - в него входят руководители - кандидаты, готовые к замещению ключевых должностей в настоящий момент или в ближайшем будущем;
- перспективный - молодые специалисты с лидерскими качествами, которые в дальнейшем могут занять руководящие должности в компании.
Для успешного внедрения системы подготовки резервистов необходимо соблюдение ряда условий:
- проектирование новых отделов и направлений, которые они смогут возглавить;
- создание прозрачной системы повышения и перемещения на основе открытых конкурсов;
- повышение требований к профессионализму менеджеров, дающее возможность перехода организации к новому этапу развития;
- обеспечение максимально благоприятных условий для перспективных сотрудников и возможностей для их дальнейшего роста.
2. Материальное стимулирование - несомненным условием адекватной мотивации является прямая зависимость от экономических результатов - достижения плановых и cверхплановых показателей, завершения этапов работы.
Анализ степени удовлетворенности персонала той или иной стороной трудовой деятельности можно проследить по табл. 11. Анализ проводился методом опроса работников предприятия. В опросе озвучивались параметры морального стимулирования, характеризующие психологические, социальные и моральные качества трудовой деятельности.
Оценка результатов проводилась по следующей шкале:
Степень удовлетворенности Индекс удовлетворенности
Высокая 0,7 – 1,0
Средняя 0,4 – 0,7
Низкая 0,0 – 0,4
Таблица 11
Степень удовлетворенности персонала организацией и условиями труда
№ вопроса | Содержание вопроса | Кол-во уд. ответов | Доля уд. ответов от общего числа работников | Индекс удовлетворенности | Степень удовлетворения |
1 | Удовлетворены ли Вы в общем и целом своей жизнью | 188 | 40% | 0,4 | Средняя |
2 | Удовлетворены ли Вы в целом своей нынешней работой | 190 | 45% | 0,45 | Средняя |
3 | Оценка уверенности в завтрашнем дне у персонала | 160 | 80% | 0,8 | Высокая |
4 | Оценка положения дел в ОАО «Фармстандарт-УфаВита» | 100 | 50% | 0,5 | Средняя |
5 | Оценка отношения работников организации к условиям, в которых они работают | 150 | 75% | 0,75 | Высокая |
6 | Удовлетворены ли Вы организацией труда в ОАО «Фармстандарт-УфаВита» | 80 | 40% | 0,4 | Средняя |
7 | Удовлетворены ли вы организацией отдыха в ОАО «Фармстандарт-УфаВита» | 90 | 45% | 0,45 | Средняя |
8 | Удовлетворяет ли Вас нынешняя продуктивность труда работников | 110 | 55% | 0,55 | Средняя |
9 | Состояние отношений между администрацией и работниками | 40 | 20% | 0,2 | Низкая |
Из данных табл. 11 видно, что присутствует общая неудовлетворенность персонала предприятия различными сторонами их трудовой деятельности.
По результатам опроса высокой степени удовлетворенности соответствуют 2 параметра; средней – 6 параметров; низкой – 1 параметр.
Таким образом, степень удовлетворенности организацией и условиями труда на предприятии ОАО «Фармстандарт-УфаВита» оценивается как средняя. Однако, параметры, по которым степень удовлетворенности оценивается как средняя, близки к нижней границе индексного интервала оценки и поэтому могут быть приравнены к низкой степень удовлетворенности.
Показатели степени удовлетворенности говорят о неэффективной организации труда в ОАО «Фармстандарт-УфаВита», неэффективной системе морального стимулирования и мотивирования труда и необходимости ее совершенствовать. В завершении распределим выявленные проблемы по степени значимости (рис. 3).
Рисунок 3 - Дерево проблем системы мотивации ОАО «Фармстандарт-УфаВита»
В рамках проблем системы мотивации разработаем предложения по совершенствованию системы вознаграждения персонала. Компании в своей работе необходимо придерживаться следующей философии вознаграждения:
- «Мы готовы платить больше других за то, чтобы быть лучшими на нашем рынке. Высокие результаты – соответствующее вознаграждение».
- «Создать атмосферу признания и поощрения инноваций с целью накопления интеллектуального потенциала сотрудников».
- «Связать вознаграждение с результатами деятельности компании, подразделений и отдельных сотрудников для того, чтобы поощрять совместные усилия, направленные на достижение корпоративных целей».
- «Вознаграждение сотрудников должно быть простым, справедливым и легким в администрировании».
- «Вознаграждение должно быть справедливым: принимать во внимание должность, результаты деятельности, потенциал и развитие сотрудника, а также ситуацию на рынке труда».
Систему управления стратегическим вознаграждением представим на рис.4
Рисунок 4 - Управление стратегическим вознаграждением
Ключевые элементы стратегии вознаграждения:
- Кому и за что мы будем платить? Профилирование компенсационных пакетов. Разработка структуры разрядов и структуры заработной платы.
- Сколько мы будем платить? Определение рынка труда и своей позиции на нем.
- Какие результаты деятельности мы хотим поощрять? Как мы будем делить риски и успех с нашими сотрудниками? Связь вознаграждения с результатами деятельности через переменное вознаграждение.
- Льготы: что будет нашей отличительной особенностью?
- Правила разработки и пересмотра и коммуникации
Руководству компании предлагается внедрить новую систему оценки труда персонала компании. Согласно данной системе, все должности Компании разделены по грейдам (19 грейдов).
Грейды – это система, регламентирующая уровни оплаты труда, основанная на определении групп должностей со сходной ценностью для организации; основа для определения ценности должности в организации – методика оценки должностей.
Для каждого грейда определены диапазоны базовых заработных плат. (MIN-MID-MAX). Корректировка диапазонов не влечёт за собой автоматический пересмотр должностных окладов работников. Предлагаемая структура грейдов представлена в табл. 12
Размер элементов в общем пакете вознаграждения (Базовой зарплаты и Бонуса) зависит от грейда должности, оцененной по методике Хэй. Конфигурация системы вознаграждения в зависимости от грейдов должностей – единая по всей компании, также как и бонусная схема.
Таблица 12
Предлагаемая структура грейдов
Разряд | Продажи | Маркетинг | Логистика | Стратегическое планирование | Финансы | ИТ |
19 | Директор по сбыту | Главный маркетолог | Начальник логистической службы | Директор по бизнес-планированию | Финансовый директор | Менеджер по ИТ |
18 | Менеджер по продажам |
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
| Менеджер по внедрению бизнес-систем |
16 |
|
|
|
| Старший финансовый аналитик |
|
15 |
| Маркетолог-аналитик | Старший логист |
|
| Старший разработчик |