Профессиональные навыки менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – обобщить и проанализировать материал, в результате чего дать картину необходимых навыков и качеств менеджера.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
➢ Изучить личные характеристики руководителя
➢ Изучить деловые характеристики руководителя
➢ Рассмотреть деловые и личные характеристики определенного руководителя.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Личные характеристики руководителя…………………………………………5
1. Лидерство……………………………………………………………………..5
2. Имидж руководителя………………………………………………………..7
3. Эмоциональный интеллект………………………………………………….8
4. Критика и похвала………………………………………………………….10
5. Эффективное управление временем……………………………………….13
2. Деловые характеристики руководителя……………………………………….17
1. Власть и влияние……………………………………………………………17
2. Стили руководства………………………………………………………….20
3. Эффективные деловые коммуникации……………………………………21
4. Презентация…………………………………………………………………24
5. Переговоры………………………………………………………………….26
6. Совещание…………………………………………………………………...27
3. Деловые и личностные характеристики А. Б. Чубайса ……………………...28
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы..…………………………………………….34

Файлы: 1 файл

кое что.docx

— 42.96 Кб (Скачать)

В современной управленческой литературе существует множество классификаций  источников власти. 

Рассмотрим более  подробно классификацию, предложенную Дж. Френчем и Б.Рейвеном, известными исследователями в области власти и лидерства. 

    • Власть, основанная на принуждении, - это  влияние через страх, воздействие  на потребность в безопасности (например, страх увольнения, лишения  каких - либо полномочий или  понижение в должности). Этот вариант  власти известен с давних пор  как кнут. 

    • Власть, основанная на вознаграждении, зависит  от того, предлагаются ли людям  действительно значимые для них  ценности в ответ на ожидаемые  от них действия и результаты (деньги, престижная должность и  т. д.). Этот вариант власти известен  как « пряник». 

    • Экспертная  власть строиться на знаниях  и опыте, которые могут быть  ценными для решения тех или  иных задач. Подчиненные полагаются  на мнение руководителя как  профессионала, доверяют его советам  и распоряжениям. 

    • Референтная   власть использует власть примера,  харизмы. Под харизмой обычно  понимается привлекательность для  окружающих тех или иных черт  человека. Чтобы быть харизматическим  лидером, руководителю нужно обладать  особыми личностными качествами, имеющими значимость для его  последователей и побуждающими  их стремиться быть похожими  на него. 

    • Легитимная ( законная ) власть основана на  традициях. В зависимости от  принятых в обществе норм поведения,  культуры, ценностей в большей  или меньшей степени проявляется  традиция послушания. В современном  обществе значение этого источника  власти ослабевает. 

Не все из возможных  форм власти доступны каждому руководителю. Скажем, далеко не каждый менеджер обладает качествами харизматического лидера. Не всегда также руководители обладают таким уровнем специальных знаний, чтобы их мнение принималось сотрудниками как экспертное. 

Обычно в распоряжении у руководителя всегда есть формальная власть  -  полномочия применять  наказания или вознаграждать. Хотя в том случае, когда компания проходит период кризиса, ресурсы ограничены, руководитель может положиться только на свой авторитет, т. е. использовать власть харизмы или эксперта. 

2.2 Стили руководства 

При поиске ответов  на вопрос об успешности менеджера  чрезвычайно продуктивной оказалась  идея о том, что важны не личные качества руководителя, а его «  управленческий почерк » - манера поведения  по отношению к подчиненным ( или  стиль руководства). 

Немецкий психолог  Курт  Левин еще в 30-е годы ХХ века провел серию экспериментов, на основе которых выделил три стиля  руководства: авторитарный, демократический, либеральный. 

Авторитарный стиль 

Для авторитарного  стиля характерно единоличное принятие решений и жесткий контроль за их выполнением. Сотрудники должны исполнять  лишь то, что им приказано, при этом они получают минимум информации. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по таким  критериям, как производительность, качество. Однако высока вероятность  ошибочных решений, происходит подавление инициативы сотрудников. Авторитарный стиль управления целесообразен  и оправдан в критических ситуациях ( аварии, кризис и т. п.). 

Демократический стиль 

Управленческие решения  принимаются на основе коллегиального обсуждения проблем, учета мнений и  инициатив сотрудников. Выполнение принятых решений контролируется и  руководителем. и самими сотрудниками. Демократический стиль обеспечивает высокие результаты работы за счет принятия взвешенных решений, активности сотрудников, благоприятного климата  и сплоченности коллектива. Однако реализация демократического стиля  возможна лишь при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникабельных способностях руководителя, с одной стороны  и его сотрудников – с другой. 

Либеральный стиль 

Этот стиль еще  называют номинальным, формальным, пассивным  руководством. Менеджер оставляет за собой лишь представительскую функцию. При этом подчиненным, которые обладают высокой квалификацией и мотивацией, представляется полная свобода. Такой  стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. 

Упрощенное понимание  сути трех стилей состоит в том, что  авторитарный стиль позволяет контролировать происходящее, демократический создает  все условия для проявления инициативы, а либеральный стиль пускает  работу на самотек. Такой примитивный  взгляд часто мешает менеджеру выбрать  действительно эффективный стиль  руководства в той или иной ситуации. 

2.3 Эффективные деловые  коммуникации 

Специалисты называют коммуникацией процесс обмена информацией  между двумя или более партнерами по общению. Коммуникации делятся на межличностные и обезличенные. 

Менеджер, решая текущие  управленческие задачи, каждый день много  раз участвует именно в межличностных  коммуникациях, к которым относятся  переговоры, совещания, планерки, презентации, деловая переписка, отчеты руководству  и т.д. По различным оценкам, руководитель от 50 до 90%  своего рабочего времени  тратит именно на межличностные коммуникации. 

Практически невозможно переоценить важность коммуникаций в деятельности менеджера. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы  облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. 

Бизнес зависит  от решений, принимаемых другими  людьми (поставщики, клиенты, конкуренты, работники государственных органов). У этих людей есть свои интересы, опасения, принципы, затруднения. Поэтому  их мнения будут определяться не только деловыми соображениями, но и их настроением  в момент принятия решения. 

Для руководителя чрезвычайно  важно освоить и применять  навыки эффективных деловых коммуникаций, позволяющие строить конструктивные рабочие отношения, а также предотвращать  конфликты с деловыми партнерами, коллегами, клиентами. 

Как часто напрасно тратятся время и силы на улаживание самых простых, на первый взгляд проблем: « мы не понимаем друг друга», « мы говорим на разных языках», « он меня не слушает», « не могу найти с  ним общий язык» и т.д. и т. п. 

Действительно, все  люди разные, но эти различия нужно  просто учитывать при взаимодействии, а не превращать в непреодолимые  барьеры общения. 

Принципы эффективного взаимодействия 

Любая коммуникация, любая ситуация делового общения  будет успешной, если следовать трем ключевым принципам эффективного общения. 

Цель – четко  осознавать, ради чего вступать в коммуникацию, каким в идеале должен быть итог вашего общения с тем или иным человеком ( скажем, получить согласие подрядчика на дополнительные работы). Тогда можно определить, удалось  ли достигнуть нужного результата или  предстоит еще потрудиться. 

Внимание - нужно  быть наблюдательным, следить  за тем, как реагирует партнер по общению  на замечания, предложения, комментарии ( например, собеседник заметно напрягся, когда разговор зашел о повышении  цен на стройматериалы). 

Гибкость – проявлять  гибкость и изобретательность, быть готовым изменить свое поведение, когда  взаимодействуйте с конкретным человеком ( например, вместо обращения напрямую , сделать предложение через посредника). Тогда можно найти способ убеждения, который сработает для данного  собеседника в данный момент. 

3.4 Презентация 

Менеджер может  повысить результативность своей работы, используя навыки подготовки и проведения успешных презентаций компании, продукта, а также для себя и своих  идей. Выделяют пять аспектов презентации  которым необходимо уделить внимание при подготовке и проведению выступления: содержание, структура, сопровождение, стиль, ситуация. 

Содержание презентации 

При подготовке к  презентации нужно собрать максимально  полную информацию о вашей аудитории: кто эти люди? Что их волнует? Что  они знают о вас или о  вашей компании? Чем вы можете их заинтересовать? И т.д. 

Цель презентации  – убедить слушателей в чем  – то, вызвать их согласие на определенные действия после презентации. 

Опираясь на собранные  данные о вашей аудитории и, четко  представляя себе цель презентации, вы сможете подобрать нужные аргументы  и продумать, что именно поможет  донести основную идею. 

Правило « трех »  говорит о том, что содержание эффективной презентации охватывает не более трех ключевых пунктов.  При подготовке текста выступления  оптимальный вариант – заготовить небольшие карточки с тезисами и  ключевыми данными. 

Структура презентации 

Презентация легко  и гармонично воспринимается, если она построена на основе закона композиции, т.е. включает вступление, основную часть, заключение. 

В основной части (непосредственно  перед заключением) должна находиться кульминация вашего выступления  – четко сформулированная ключевая идея. 

Структура презентации  должна учитывать так называемый цикл внимания, который составляет примерно 20 минут ( через каждые 20 минут  слушатель как бы «отключается», а выступающему нужно переходить к следующему информационному блоку). 

Сопровождение презентации 

Организаторы презентаций  и выступлений могут использовать различные инструменты технической  поддержки. Для успеха презентации  важно показать вашим слушателям то, что вас с ними объединяет ( профессия, образование, опыт работы, одежда, манера держаться, и т. д.) 

В любой презентации  должны присутствовать как эмоциональные, так и логические средства воздействия. Соотношение между ними будет  зависеть от целого ряда факторов: момент принятия решений, время суток, возраст, пол, профессия и статус слушателей. 

3.5 Переговоры 

Переговоры можно  рассматривать как процесс дискуссии, предложений и контрпредложений, проводимых с целью выработки  совместных решений в тех случаях, когда интересы сторон не совпадают. 

Подготовка к переговорам 

Подготовка к переговорам  охватывает широкий круг вопросов информационного, психологического и организационного характера. 

Сюда относиться анализ собственной позиции, сбор информации о партнере, анализ общей обстановки, выяснение рамок проведения переговоров ( место, время, участники), личная психологическая  и физическая подготовка, общая психологическая  подготовка. 

Основные этапы  переговорного процесса: определение  рамок переговоров, начало переговоров, согласование обсуждаемых вопросов, изложение точек зрения сторон, выработка  соглашения. 

Соглашение как  результат переговоров

Для достижения успешного  соглашения на переговорах необходимо выявлять общее в интересах, а  не фиксировать различие в позициях. Объективные критерии ведут к  созданию атмосферы принципиальных переговоров, на которых вырабатываются разумные соглашения на взаимовыгодной основе. 

Бесконфликтное общение  в ходе переговоров

Конструктивное межличностное  взаимодействие в процессе переговоров  позволяет избегать многих недоразумений  и конфликтов. 

Для эффективной  нейтрализации уловок необходимо прежде всего выявить сам факт применения уловки. Затем надо вынести вопрос о применении уловок или оказании давления на совместное обсуждение. И наконец, следует обсудить правила поведения переговоров, которые обе стороны будут придерживаться в дальнейшем, если стремятся к конструктивному решению проблем. 

Информация о работе Профессиональные навыки менеджера