Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа
Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной.
Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
Введение.............................................................................................................................3
Глава I Процессный подход к управлению.....................................................................4
§1. Особенности применения процессного подхода......................................................4
1.1 Концепция процессного подхода...............................................................................4
1.2 Ресурсная база и декомпозиция процесса.................................................................7
1.3 Понимание процессного подхода.............................................................................10
§ 2. Реализация процессного подхода к управлению...................................................12
2.1 Эффективность процессного подхода.....................................................................12
2.2 Уровни описания процессов.....................................................................................13
2.3 Поэтапная реализация процессного подхода..........................................................14
Вывод................................................................................................................................18
Глава II Системный подход............................................................................................19
§ 1. Системный подход к управлению и его корифеи..................................................19
§ 2. Современное представление о системном подходе...............................................23
2.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы.........................23
2.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению.........................24
Вывод................................................................................................................................25
Глава III Ситуационный менеджмент............................................................................26
§1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту................................................................................................................................26
1.1 Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению............................27
1.2. Основные положения ситуационной теории управления.....................................28
§2. Ситуационные теории и модели управления..........................................................30
2.1. Теория «7 – S»...........................................................................................................30
2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера.........................................................30
2.3. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда........................................31
2.4. Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла.............................................33
2.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона.......................................34
§3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач.........................................................................35
3.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению.....35
3.2. Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте..........................35
3.3. Ограничения в применении ситуационной теории...............................................36
Вывод................................................................................................................................37
Заключение.......................................................................................................................39
Список использованной литературы..............................................................................41 Приложение 1...................................................................................................................42
Приложение 2...................................................................................................................42
Приложение 3...................................................................................................................42
Во-первых, управление должно
уметь осуществлять анализ ситуации
с точки зрения того, какие требования
к организации предъявляет
Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.
В-третьих, управление должно
создавать потенциал в
В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.
Ситуационные теории, давая
описание того, как подстраивать организацию
к конкретным требованиям, как производить
изменения и перестановки наиболее
рационально и безболезненно, как
создавать и развивать
3.2. Алгоритм
принятия решений при
Решение управленческих задач представляет собой основу работы менеджеров. Из-за роста сложности и динамичности бизнеса принятие сложных решений перестало быть сферой ответственности только менеджеров высшего уровня, теперь с этим в организации сталкиваются менеджеры любых уровней.
В настоящее время имеется
множество моделей, пакетов программного
обеспечения и аналитических
инструментов, которые пытаются свести
процесс принятия решений к формулам.
Как бы эти теории ни были привлекательны,
трудность заключается в том,
что реальность более сложна и
противоречива, чем она демонстрируется
в подобных моделях. За пределами
математического подхода
Таким образом, мир бизнеса, испытывающий в настоящее время стремительные перемены, для повышения эффективности управления заинтересован сегодня в разработке и совершенствовании не столько математических подходов к процессу принятия решений, сколько в прикладных ситуационных инструментах менеджмента. Такие инструменты, приводящие в действие все связи организационной структуры в зависимости от изменений, происходящих во внешней и внутренней среде фирмы, и обеспечивающие ограниченно рациональное решение управленческих задач каждым менеджером, а, следовательно, подразделениями и организацией в целом, будут пользоваться возрастающим спросом.
Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте может включать следующие операции:
- обнаружение (контроль) проблемы;
- сбор информации о ситуации;
- анализ информации о ситуации;
- диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;
- определение целей управления ситуацией при решении проблемы;
- разработка критерия оценки эффективности решения;
- генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
- прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации;
- верификация и оценка вариантов решений;
- принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.
Ситуационный подход концентрируется
на том, что пригодность различных
методов управления определяется ситуацией,
поэтому в состав алгоритма принятия
решений включаются этапы сбора
и анализа информации о ситуации,
определения целей управления ситуацией
при решении проблемы, а также
прогнозирование последствий
3.3. Ограничения
в применении ситуационной
Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторах, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи.
Технологические ограничения
определяются типом и гибкостью
организационных средств
Технология во многом определяет
и степень взаимозависимости
среди различных сегментов
Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.
Человеческие ограничения
отражают уровни компетенции людей,
работающих в организации. Один из случайных
факторов здесь состоит в определении
мотивации групп рабочих. Интересуются
ли они заработной платой и гарантией
работы? Или работники больше заинтересованы
в продвижении, личном развитии и в отношении
к их личности?
Системный подход придает особое значение
объединению связей между различными
организациями. Заостряя свое внимание
на характере этих связей, ситуационный
подход актуализировал эту проблему. В
результате ситуационный подход сегодня
является передовым подходом в управленческой
мысли. Однако и этот подход подвергается
критике. Некоторые считают, что у него
недостаточно теоретическое обоснование,
которое проявляется в отсутствии базы
для познания, недостаточной прогностической
способности и инициативности. С другой
стороны, его защитники утверждают, что
одним из наиболее полезных ответов на
вопросы «Как мы будем делать это?» и «Что
мы будем делать дальше?» является: «Это
все зависит от…». В ситуационном подходе,
прежде чем принять какое-либо управленческое
решение современные менеджеры должны
проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев
все разнообразные школы управленческой
мысли, определить какая комбинация управленческих
методов оказывается наиболее подходящей.
Ситуационные теории управления
дают рекомендации относительно того,
как следует поступать в
Во-первых, руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественного методов принятия решений.
Во-вторых, каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, и сравнительные характеристики в случаи, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики и концепции.
В-третьих, руководитель должен
уметь правильно
В-четвертых, руководитель должен
уметь увязывать конкретные приемы,
которые вызвали бы наименьший отрицательный
эффект и таили бы меньше всего
недостатков, с конкретными ситуациями,
тем самым обеспечивая
Ситуационные теории, давая
описание того, как подстроить организацию
к конкретным требованиям, как производить
изменения и перестановки наиболее
рационально и безболезненно, как
создавать и развивать
Вывод
Современные представления
об управлении организациями вобрали
в себя опыт западной практики. В
настоящее время самым
На основании вышеизложенного сформулируем следующие выводы:
1. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время.
2. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
3. Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от точного определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию и процесс принятия управленческих решений. Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых организационных проблем.
Заключение
Есть рубежи, где осуществляется
переход от одной системы взглядов
к другой. За основу периодизации этапов
развития управленческой мысли можно
взять 3 момента: 1) какому из факторов уделяется
наибольшее внимание - технологическому
или человеческому; 2) признается ли
значение внешнего воздействия на менеджмент;
3) в каком разрезе в основном
рассматриваются проблемы. Если их
применить, можно выделить 4 исторических
этапа: 1) От начала века до 30-х гг. На
этом этапе характерно повышенное внимание
ученых к технологическому фактору,
игнорирование внешних
Существует четыре основных подхода к управлению организациями:
Информация о работе Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению