Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной.
Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Оглавление

Введение.............................................................................................................................3
Глава I Процессный подход к управлению.....................................................................4
§1. Особенности применения процессного подхода......................................................4
1.1 Концепция процессного подхода...............................................................................4
1.2 Ресурсная база и декомпозиция процесса.................................................................7
1.3 Понимание процессного подхода.............................................................................10
§ 2. Реализация процессного подхода к управлению...................................................12
2.1 Эффективность процессного подхода.....................................................................12
2.2 Уровни описания процессов.....................................................................................13
2.3 Поэтапная реализация процессного подхода..........................................................14
Вывод................................................................................................................................18
Глава II Системный подход............................................................................................19
§ 1. Системный подход к управлению и его корифеи..................................................19
§ 2. Современное представление о системном подходе...............................................23
2.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы.........................23
2.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению.........................24
Вывод................................................................................................................................25
Глава III Ситуационный менеджмент............................................................................26
§1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту................................................................................................................................26
1.1 Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению............................27
1.2. Основные положения ситуационной теории управления.....................................28
§2. Ситуационные теории и модели управления..........................................................30
2.1. Теория «7 – S»...........................................................................................................30
2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера.........................................................30
2.3. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда........................................31
2.4. Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла.............................................33
2.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона.......................................34
§3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач.........................................................................35
3.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению.....35
3.2. Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте..........................35
3.3. Ограничения в применении ситуационной теории...............................................36
Вывод................................................................................................................................37
Заключение.......................................................................................................................39
Список использованной литературы..............................................................................41 Приложение 1...................................................................................................................42
Приложение 2...................................................................................................................42
Приложение 3...................................................................................................................42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению..docx

— 149.24 Кб (Скачать)

Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации.

Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению  управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом  соответствовал требованиям, выдвигаемым  к организации со стороны ситуации.

В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации  и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к  новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.

В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

Ситуационные теории, давая  описание того, как подстраивать организацию  к конкретным требованиям, как производить  изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как  создавать и развивать адаптационный  потенциал, отрицают наличие универсальных  подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство  менеджеров понять ситуацию, вскрыть  ее характеристики и выбрать соответствующее  управление, а уж потом следовать  научным рекомендациям в области  управления, носящим обобщающий характер и универсальный характер.

 

3.2. Алгоритм  принятия решений при ситуационном  менеджменте

Решение управленческих задач  представляет собой основу работы менеджеров. Из-за роста сложности и динамичности бизнеса принятие сложных решений  перестало быть сферой ответственности  только менеджеров высшего уровня, теперь с этим в организации сталкиваются менеджеры любых уровней.

В настоящее время имеется  множество моделей, пакетов программного обеспечения и аналитических  инструментов, которые пытаются свести процесс принятия решений к формулам. Как бы эти теории ни были привлекательны, трудность заключается в том, что реальность более сложна и  противоречива, чем она демонстрируется  в подобных моделях. За пределами  математического подхода оказывается  ряд небесспорных допущений, например, что принятие решений является всегда одинаковым процессом, в основе которого лежит точная информация, свободная  от эмоций и предрассудков, т.е. рациональная. Реальность же заключается в том, что менеджеры принимают решения  на основе комбинации интуиции, опыта  и анализа. Указанный недостаток устраняет ситуационная теория, которая  учитывает влияние неопределенности на принятие решений, называя такие  решения ограниченно рациональными.

Таким образом, мир бизнеса, испытывающий в настоящее время  стремительные перемены, для повышения  эффективности управления заинтересован  сегодня в разработке и совершенствовании  не столько математических подходов к процессу принятия решений, сколько  в прикладных ситуационных инструментах менеджмента. Такие инструменты, приводящие в действие все связи организационной  структуры в зависимости от изменений, происходящих во внешней и внутренней среде фирмы, и обеспечивающие ограниченно  рациональное решение управленческих задач каждым менеджером, а, следовательно, подразделениями и организацией в целом, будут пользоваться возрастающим спросом.

Алгоритм принятия решений  при ситуационном менеджменте может  включать следующие операции:

- обнаружение (контроль) проблемы;

- сбор информации о ситуации;

- анализ информации о ситуации;

- диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;

- определение целей управления ситуацией при решении проблемы;

- разработка критерия оценки эффективности решения;

- генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;

- прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации;

- верификация и оценка вариантов решений;

- принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.

Ситуационный подход концентрируется  на том, что пригодность различных  методов управления определяется ситуацией, поэтому в состав алгоритма принятия решений включаются этапы сбора  и анализа информации о ситуации, определения целей управления ситуацией  при решении проблемы, а также  прогнозирование последствий управляющих  воздействий для ситуации.

 

3.3. Ограничения  в применении ситуационной теории

Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать  об ограничивающих или сдерживающих факторах, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение  в постановке задачи.

Технологические ограничения  определяются типом и гибкостью  организационных средств производства товаров или услуг. Различные  типы организации требуют различных  видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходится очень  дорого. Из-за столь огромных капитальных  расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы  приступить к удовлетворению новых  потребностей.

Технология во многом определяет и степень взаимозависимости  среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации  и, следовательно, больше управленческого  искусства.

Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера  работ, выполняемыми рабочими. Некоторые  работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией  в своих действиях. Как в случаях  сборочного конвейера. Другие могут  быть вовлечены в более комплексные  и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять  самые различные дефекты в  изделиях.

Человеческие ограничения  отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Один из случайных  факторов здесь состоит в определении  мотивации групп рабочих. Интересуются ли они заработной платой и гарантией  работы? Или работники больше заинтересованы в продвижении, личном развитии и в отношении к их личности?  
Системный подход придает особое значение объединению связей между различными организациями. Заостряя свое внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым подходом в управленческой мысли. Однако и этот подход подвергается критике. Некоторые считают, что у него недостаточно теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической способности и инициативности. С другой стороны, его защитники утверждают, что одним из наиболее полезных ответов на вопросы «Как мы будем делать это?» и «Что мы будем делать дальше?» является: «Это все зависит от…». В ситуационном подходе, прежде чем принять какое-либо управленческое решение современные менеджеры должны проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев все разнообразные школы управленческой мысли, определить какая комбинация управленческих методов оказывается наиболее подходящей.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:

Во-первых, руководитель должен быть знаком со средствами профессионального  управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного анализа, методов планирования и  контроля и количественного методов  принятия решений.

Во-вторых, каждая из управленческих концепций и методик имеет  свои сильные и слабые стороны, и  сравнительные характеристики в  случаи, когда они применяются  к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные  последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики и концепции.

В-третьих, руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой  вероятный эффект может повлечь  за собой изменение одной или  нескольких переменных.

В-четвертых, руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный  эффект и таили бы меньше всего  недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным  путем в условиях существующих обстоятельств [6, с.189].

Ситуационные теории, давая  описание того, как подстроить организацию  к конкретным требованиям, как производить  изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как  создавать и развивать адаптационный  потенциал, отрицают наличие универсальных  подходов к управлению. С точки  зрения этих теорий, управление – это  в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным  рекомендациям в области управления, носящих универсальный и обобщающий характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Современные представления  об управлении организациями вобрали  в себя опыт западной практики. В  настоящее время самым продуктивным считается так называемый ситуационный подход, вобравший в себя все положительное  из достигнутого менеджментом. Суть его  проста – все в организации  определяется конкретной ситуацией: методы управления, цели и средства, стиль  работы. Ситуационный подход не отвергает  ничего, что было сделано ранее, в  частности, идеи пирамидального построения организаций, приказные методы управления, жесткое закрепление функций  и т.д. Не существует плохих или хороших  методов управления, существует лишь соответствие или несоответствие метода конкретной ситуации.

На основании вышеизложенного  сформулируем следующие выводы:

1. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время.

2. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

3. Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от точного определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию и процесс принятия управленческих решений. Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых организационных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Есть рубежи, где осуществляется переход от одной системы взглядов к другой. За основу периодизации этапов развития управленческой мысли можно  взять 3 момента: 1) какому из факторов уделяется  наибольшее внимание - технологическому или человеческому; 2) признается ли значение внешнего воздействия на менеджмент; 3) в каком разрезе в основном рассматриваются проблемы. Если их применить, можно выделить 4 исторических этапа: 1) От начала века до 30-х гг. На этом этапе характерно повышенное внимание ученых к технологическому фактору, игнорирование внешних воздействий, основное внимание на внутренних резервах и возможностях, процессный подход к рассмотрению проблем; 2) 30-60 гг. Характерно наибольшее внимание человеческому  фактору, абстрагирование от внешней  среды, процессный подход к управлению; 3) 60-70 гг. Возврат к технологии управления, уже обращали внимание на зависимость  управления от нерегулируемых внешних  условий, проблемы начали рассматриваться  системно; 4) конец 70-х - начало 80-х гг. Характеризуется усиленной разработкой  вопросов управления человеческими  ресурсами, признается влияние на управление внешней среды, большое внимание уделяется анализу нестандартных  ситуаций, проблемам управления в  условиях неожиданностей, ситуационный подход к рассмотрению проблем. Каждый этап вносит всё новые знания. На пути развития управленческой мысли  формировались отдельные школы, каждая из которых научно вырабатывала свою концепцию, свое видение проблем  управления, делала ставку на те или иные методы и методики.

Существует четыре основных подхода к управлению организациями:

Информация о работе Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению