Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа
Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной.
Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
Введение.............................................................................................................................3
Глава I Процессный подход к управлению.....................................................................4
§1. Особенности применения процессного подхода......................................................4
1.1 Концепция процессного подхода...............................................................................4
1.2 Ресурсная база и декомпозиция процесса.................................................................7
1.3 Понимание процессного подхода.............................................................................10
§ 2. Реализация процессного подхода к управлению...................................................12
2.1 Эффективность процессного подхода.....................................................................12
2.2 Уровни описания процессов.....................................................................................13
2.3 Поэтапная реализация процессного подхода..........................................................14
Вывод................................................................................................................................18
Глава II Системный подход............................................................................................19
§ 1. Системный подход к управлению и его корифеи..................................................19
§ 2. Современное представление о системном подходе...............................................23
2.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы.........................23
2.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению.........................24
Вывод................................................................................................................................25
Глава III Ситуационный менеджмент............................................................................26
§1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту................................................................................................................................26
1.1 Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению............................27
1.2. Основные положения ситуационной теории управления.....................................28
§2. Ситуационные теории и модели управления..........................................................30
2.1. Теория «7 – S»...........................................................................................................30
2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера.........................................................30
2.3. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда........................................31
2.4. Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла.............................................33
2.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона.......................................34
§3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач.........................................................................35
3.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению.....35
3.2. Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте..........................35
3.3. Ограничения в применении ситуационной теории...............................................36
Вывод................................................................................................................................37
Заключение.......................................................................................................................39
Список использованной литературы..............................................................................41 Приложение 1...................................................................................................................42
Приложение 2...................................................................................................................42
Приложение 3...................................................................................................................42
2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера
Рассмотрим ситуационные модели, которые помогут менеджеру разобраться в сложностях процесса руководства.
Ситуационная модель руководства Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
Отношение между руководителями и членами коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
Должностные полномочия. Это объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным (Приложение 1).
После того, как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы, т.е. описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения, а набравшие более низкие баллы - имеют стиль, ориентированный на работу. Соответственно, эти два типа лидеров получили название лидер с высоким НПР и лидер с низким НПР. Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность на отношения и мотивированность на работу.
Контролируемость или благоприятность ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей. Эта степень может быть высокой или низкой. В первом случае ожидается, что решения лидера дадут предсказуемые результаты, так как он имеет способность влиять на исход дела. Во втором случае решения лидера могут не привести к желаемым результатам.
2.3. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда
Данная модель равно как и другие концепции ситуационного лидерства, не предполагает поиска одного единственно верного пути для достижения эффективного лидерства. Вместо этого она делает упор на ситуационность лидерской эффективности.
Одним из ключевых факторов ситуационности модель называет зрелость последователей, которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу.
Зрелость включает две составляющие: первая, профессиональная – это знания, умения и навыки, опыт, способности в целом. Высокий уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях. Вторая составляющая – психологическая зрелость – соответствует желанию выполнять работу или мотивированности работника. Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению первых к работе, так как они уже внутренне замотивированы. Авторами модели были выделены четыре стадии зрелости последователей:
M1. Люди не способны
и не желают работать. Они либо
некомпетентны, либо не
М2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация, но нет навыков и умений.
МЗ. Люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, что предлагает руководитель.
М4. Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.
В зависимости от степени
зрелости последователей лидер должен
корректировать свои действия, относящиеся
к установлению отношений с подчиненными
и по структурированию самой работы.
Таким образом, модель строится на определении
лидером соответствующих
Поведение в области отношений связано с необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении. Поведение, относящееся к работе, требует от лидера, проведения разъяснительной работы с последователями по поводу того, что и как они должны делать для того, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Лидеры, ориентированные на такое поведение, структурируют, контролируют и внимательно следят за тем, как подчиненные работают. Сочетание этих двух типов лидерского поведения позволило в рамах данной модели выделить четыре основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует определенной степени зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий.
Указывающий стиль (S1) является лучшим в случае низкой зрелости последователей. Лидер вынужден проявлять высокую директивность и тщательный присмотр за работниками, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответственность по работе, устранить неуверенность в том, что работа будет закончена.
Убеждающий стиль (S2) является лучшим для использования в условиях умеренно низкой зрелости последователей, реализуя в равной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать.
Руководитель, использующий этот стиль, помогает им путем объяснения и вселяет в них уверенность в возможности выполнения задания.
Участвующий стиль (S3) является лучшим при умеренно высокой зрелости последователей. Способные к работе, но не желающие ее выполнять подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание.
Делегирующий стиль (S4) является лучшим для руководства высоко зрелыми последователями. Стиль характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет последователям, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе.
Отмечено, что менеджеры проявляют большой интерес к этой модели в связи с ее относительной простотой и гибкостью в выборе необходимого стиля в соответствии со степенью зрелости последователей. Вместе с тем, модель порождает ряд вопросов. В частности, она не объясняет, что делать, если зрелость последователей очень разная. Не ясно также, достаточно ли иметь только один ситуационный фактор зрелости последователей, чтобы полностью определить «характер» ситуации, или же все лидеры могут своевременно менять стиль в зависимости от ситуации.
2.4. Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла
Рассматриваемая модель ситуационного
лидерства получила своё развитие в
70-е годы. В своей основе она
базируется на мотивационной теории
ожидания. Исходной посылкой является
предположение, что работники удовлетворены
и производительны тогда, когда
имеется жесткая связь между
их усилиями и результатами работы,
а также между результатом
работы и вознаграждением. Отсюда модель
получила свое название. Существует прямая
связь между уровнем лидерской
эффективности и уровнем
Директивное лидерство –
высокий уровень
Поддерживающее лидерство – большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное на достижение – установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.
Участвующее лидерство –
совет с подчиненными и внимание
к их предложениям и замечаниям в
ходе принятия решений, привлечение
подчиненных к участию в
В отличие от концепции Фидлера, данная модель предполагает, что лидеры могут менять свое поведение и проявлять один или все из указанных стилей. Согласно модели, эффективная комбинация лидерских стилей зависит от ситуации. Для анализа ситуации в модели предлагаются два типа ситуационных факторов: характеристики последователей и факторы организационной среды.
Для описания характеристик последователей и выбора того или иного лидерского стиля используются следующие параметры.
Вера в предопределенность происходящего от действий индивида.
Выделяются два типа поведения подчиненных:
- люди внутренне уверены, что полученное вознаграждение определялось их усилиями;
- люди считают, что размер полученного вознаграждения контролировался внешними силами.
Первые предпочитают участвующий
стиль лидерства, а вторые более
удовлетворены директивным
Склонность к подчинению.
Данный параметр связан с наличием
у индивида желания быть руководимым,
внутренне соглашаться с
Способности. Способности и имеющийся у последователей опыт определяют, насколько успешно они могут работать с лидером, ориентированным на достижение, или с лидером, привлекающим их к участию в управлении.
Практическое применение модели менеджерами ориентирует их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот – выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
2.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
Данная модель исходит
из того, что зависимость между
поведением (стилем) лидера и структурой
работы задания является более сложной,
чем это представлено в модели
«путь-цель». Модель констатирует, что
хотя интерес к отношениям со стороны
лидера более важен в случае, когда
последователи выполняют
Согласно модели, высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
- работа высоко структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости. При этом они обладают большими знаниями и опытом, чем им необходимо для выполнения работы;
- работа неструктурирована, и последователи не испытывают потребности в достижении и независимости. К тому же их знания и опыт ниже необходимого уровня.
Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях:
- работа высоко структурирована, и последователи испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта для выполнения данной работы;
- работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения данной работы.
Хотя ни одна из ситуационных
теорий не получила полного подтверждения
в исследованиях, убеждение, что
руководители должны выбирать стиль
руководства сообразно
§3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач
3.1. Условия
эффективного применения
Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.
Ситуационные теории управления
дают рекомендации относительно того,
как следует управлять в
Информация о работе Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению