Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной.
Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Оглавление

Введение.............................................................................................................................3
Глава I Процессный подход к управлению.....................................................................4
§1. Особенности применения процессного подхода......................................................4
1.1 Концепция процессного подхода...............................................................................4
1.2 Ресурсная база и декомпозиция процесса.................................................................7
1.3 Понимание процессного подхода.............................................................................10
§ 2. Реализация процессного подхода к управлению...................................................12
2.1 Эффективность процессного подхода.....................................................................12
2.2 Уровни описания процессов.....................................................................................13
2.3 Поэтапная реализация процессного подхода..........................................................14
Вывод................................................................................................................................18
Глава II Системный подход............................................................................................19
§ 1. Системный подход к управлению и его корифеи..................................................19
§ 2. Современное представление о системном подходе...............................................23
2.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы.........................23
2.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению.........................24
Вывод................................................................................................................................25
Глава III Ситуационный менеджмент............................................................................26
§1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту................................................................................................................................26
1.1 Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению............................27
1.2. Основные положения ситуационной теории управления.....................................28
§2. Ситуационные теории и модели управления..........................................................30
2.1. Теория «7 – S»...........................................................................................................30
2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера.........................................................30
2.3. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда........................................31
2.4. Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла.............................................33
2.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона.......................................34
§3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач.........................................................................35
3.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению.....35
3.2. Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте..........................35
3.3. Ограничения в применении ситуационной теории...............................................36
Вывод................................................................................................................................37
Заключение.......................................................................................................................39
Список использованной литературы..............................................................................41 Приложение 1...................................................................................................................42
Приложение 2...................................................................................................................42
Приложение 3...................................................................................................................42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению..docx

— 149.24 Кб (Скачать)
fy">• классический, или традиционный подход;

• процессный подход;

• системный подход;

• ситуационный подход.

Суть традиционного подхода: отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д. 
 Суть процессного подхода: управление рассматривается как процесс, например: «постановка целей—планирование—организация работ—мотивация—контроль».  Разработка процесса — алгоритма управления организацией, ставится на первый план.  
 Суть системного подхода: организация рассматривается как система, со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.).  Основные цели при системном подходе:

• снижение эмерджентности;

• повышение синергичности;

• обеспечение положительной  мультипликативности в организации;

• обеспечение устойчивости функционирования организации;

• обеспечение адаптивности работы организации;

• обеспечение совместимости  работы подсистем организации (например, подсистемы «персонал» с подсистемой  «руководство», подсистемы «сбыт» с  подсистемой «покупатели» и т.д.);

• обеспечение эффективной  работы обратных связей в организации  как внутри подсистем, так и между подсистемами.

Суть ситуационного подхода: методы управления могут меняться в  зависимости от ситуации; на практике результаты деятельности организации  анализируются в различных практических ситуациях; ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике, прогнозируются последствия (будущий спрос, затраты, финансовые поступления и т.д.); на основании полученных данных планируется будущая деятельность организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок, «мозгового штурма (атаки)» (с аргументами «за» и «против»), с использованием кейсов (от англ. «случай») — деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения. 
 Специфика российской социально-экономической действительности заключается в том, что для наших предприятий объективно эта управленческая парадигма является сейчас наиболее актуальной. Однако, следует признать, что российские руководители еще не успели толком освоить предыдущий подход и по-настоящему научиться не только максимально использовать потенциал организации, но и адекватно его оценивать. 
Общие условия, в которых действуют наши предприниматели, характеризуются достаточно высоким уровнем изменчивости, высоким уровнем вмешательства государства при наличии политической нестабильности и недостаточности экономического протекционизма, несформированностью рыночных механизмов, то есть всем тем, что требует ориентации управления, прежде всего, на внешнюю среду. Наиболее значимое качество управления в нынешних условиях - это гибкость, способность переориентироваться на решение новых задач, использовать новые, адекватные условиям, формы и методы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Аристов, О. В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов / О. В. Аристов. – М.: Инфра-М, 2008. – 361 с.

2. Аронов, И. З. Техническое регулирование – инструмент инноваций. // Стандарты и качество. - 2007. - № 1. – С. 28 - 33

3. Басовский, Л. Е. Управление качеством: Учебник / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 341 с.

4 Ильенкова, С. Д. Управление качеством: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др. – М.: Юнити, 2006. – 368 с.

5. Любушин, Н. П. Анализ управления качеством: учебное пособие для вузов / Н. П. Любушин. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 598 с.

6. Медынский, В. Г. Теория управления: Учебник / В. Г. Медынский. – М.: Инфра-М, 2008. – 293 с.

7. Мишин, В. М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов / В. М. Мишин. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 451 с.

8. Морозов, Ю. П. Теория управления: Учебное пособие для вузов / Ю. П. Морозов. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 379 с.

9. Александров С., Фадеев П. Рейтинг-анализ. Учебное пособие; Мн.: Технология, 1997

10. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник. - М., Юнити, 2000

11. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - М., Гардарика, 2001

12. Винер Н. Человек управляющий; СПб.: Питер, 2001

13. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. - М., «Высшая школа», 2001

14. Герчикова И.Н. Управление персоналом. Учебник. - М., «Высшая школа», 2001

15. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М., 1998

16. Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебное пособие. – М., Академия, 2002

17. Деминг У.Э. Новая экономика / пер. с англ. Т. Гуреш; М.: Эксмо, 2006

18. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию; М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003

19. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Мн., «Новое знание, 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Определение лидерского стиля

Недружественен

1

2

3

4

5

6

7

8

Дружественен

Приятный

8

7

6

5

4

3

2

1

Неприятный

Все отвергающий

1

2

3

4

5

6

7

8

Все принимающий

Напряженный

1

2

3

4

5

6

7

8

Расслабленный


 

Приложение 2

Примеры применения модели ситуационного лидерства «путь-цель»

Ситуация

Стиль лидера

Воздействие на подчиненного

Результат

1.

Амбициозное задание

Директивный стиль

Обеспечивает направленности и ясность в действиях

Прилагается больше усилий

2.

Недостаточное вознаграждение

Директивный стиль

Разъясняет путь к вознаграждению или увеличивает вознаграждение

Прилагается больше усилий

3.

Утомительная и неинтересная работа

Поддерживающий стиль

Увеличивает интерес к  работе

Прилагается больше усилий

4.

Неуверенность в силах

Поддерживающий стиль

Облегчает понимание роли и усиливает ожидание вознаграждения

Прилагается больше усилий

5.

Отсутствие возможности  отличиться

Стиль, ориентированный на достижения

Обеспечивает напряженные  и делающие вызов цели

Прилагается больше усилий

6.

Задача или цель не определены

Участвующий стиль работы

Выясняются цели и параметры

Прилагается больше усилий


 

Приложение 3

Модель Стинсона и Джонсона (выбор лидерского стиля в зависимости от ситуации)

 

Структурированность работы

Низкая

Высокая

Возможности последователей – высокие

Низкий интерес к отношениям и низкий интерес к работе

Высокий интерес к отношениям и высокий интерес к работе

Возможности последователей – низкие

Высокий интерес к работе и низкий интерес к отношениям

Высокий интерес к отношениям и низкий интерес к работе

       

 

 


Информация о работе Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению