Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа
Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной.
Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
Введение.............................................................................................................................3
Глава I Процессный подход к управлению.....................................................................4
§1. Особенности применения процессного подхода......................................................4
1.1 Концепция процессного подхода...............................................................................4
1.2 Ресурсная база и декомпозиция процесса.................................................................7
1.3 Понимание процессного подхода.............................................................................10
§ 2. Реализация процессного подхода к управлению...................................................12
2.1 Эффективность процессного подхода.....................................................................12
2.2 Уровни описания процессов.....................................................................................13
2.3 Поэтапная реализация процессного подхода..........................................................14
Вывод................................................................................................................................18
Глава II Системный подход............................................................................................19
§ 1. Системный подход к управлению и его корифеи..................................................19
§ 2. Современное представление о системном подходе...............................................23
2.1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы.........................23
2.2. Отличия традиционного и системного подходов к управлению.........................24
Вывод................................................................................................................................25
Глава III Ситуационный менеджмент............................................................................26
§1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту................................................................................................................................26
1.1 Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению............................27
1.2. Основные положения ситуационной теории управления.....................................28
§2. Ситуационные теории и модели управления..........................................................30
2.1. Теория «7 – S»...........................................................................................................30
2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера.........................................................30
2.3. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда........................................31
2.4. Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла.............................................33
2.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона.......................................34
§3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач.........................................................................35
3.1. Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению.....35
3.2. Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте..........................35
3.3. Ограничения в применении ситуационной теории...............................................36
Вывод................................................................................................................................37
Заключение.......................................................................................................................39
Список использованной литературы..............................................................................41 Приложение 1...................................................................................................................42
Приложение 2...................................................................................................................42
Приложение 3...................................................................................................................42
• процессный подход;
• системный подход;
• ситуационный подход.
Суть традиционного подхода:
отдельно рассматривается работа, администрирование,
персонал, мотивация труда, лидерство,
организационная культура и т.д.
Суть процессного подхода: управление
рассматривается как процесс, например:
«постановка целей—планирование—организация
работ—мотивация—контроль». Разработка
процесса — алгоритма управления организацией,
ставится на первый план.
Суть системного подхода: организация
рассматривается как система, со своим
входом (цели, задачи), выходом (результаты
работы по показателям), обратными связями
(между персоналом и руководством, внешними
снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками
и менеджерами, покупателями и внутренними
сбытчиками и т.д.), внешними воздействиями
(налоговое законодательство, экономические
факторы, конкуренты и т.д.). Основные цели
при системном подходе:
• снижение эмерджентности;
• повышение синергичности;
• обеспечение положительной мультипликативности в организации;
• обеспечение устойчивости функционирования организации;
• обеспечение адаптивности работы организации;
• обеспечение совместимости работы подсистем организации (например, подсистемы «персонал» с подсистемой «руководство», подсистемы «сбыт» с подсистемой «покупатели» и т.д.);
• обеспечение эффективной работы обратных связей в организации как внутри подсистем, так и между подсистемами.
Суть ситуационного подхода:
методы управления могут меняться в
зависимости от ситуации; на практике
результаты деятельности организации
анализируются в различных
Специфика российской социально-экономической
действительности заключается в том, что
для наших предприятий объективно эта
управленческая парадигма является сейчас
наиболее актуальной. Однако, следует
признать, что российские руководители
еще не успели толком освоить предыдущий
подход и по-настоящему научиться не только
максимально использовать потенциал организации,
но и адекватно его оценивать.
Общие условия, в которых действуют наши
предприниматели, характеризуются достаточно
высоким уровнем изменчивости, высоким
уровнем вмешательства государства при
наличии политической нестабильности
и недостаточности экономического протекционизма,
несформированностью рыночных механизмов,
то есть всем тем, что требует ориентации
управления, прежде всего, на внешнюю среду.
Наиболее значимое качество управления
в нынешних условиях - это гибкость, способность
переориентироваться на решение новых
задач, использовать новые, адекватные
условиям, формы и методы управления.
Список использованной литературы
1. Аристов, О. В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов / О. В. Аристов. – М.: Инфра-М, 2008. – 361 с.
2. Аронов, И. З. Техническое регулирование – инструмент инноваций. // Стандарты и качество. - 2007. - № 1. – С. 28 - 33
3. Басовский, Л. Е. Управление качеством: Учебник / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 341 с.
4 Ильенкова, С. Д. Управление качеством: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др. – М.: Юнити, 2006. – 368 с.
5. Любушин, Н. П. Анализ управления качеством: учебное пособие для вузов / Н. П. Любушин. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 598 с.
6. Медынский, В. Г. Теория управления: Учебник / В. Г. Медынский. – М.: Инфра-М, 2008. – 293 с.
7. Мишин, В. М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов / В. М. Мишин. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 451 с.
8. Морозов, Ю. П. Теория управления: Учебное пособие для вузов / Ю. П. Морозов. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 379 с.
9. Александров С., Фадеев П. Рейтинг-анализ. Учебное пособие; Мн.: Технология, 1997
10. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник. - М., Юнити, 2000
11. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - М., Гардарика, 2001
12. Винер Н. Человек управляющий; СПб.: Питер, 2001
13. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. - М., «Высшая школа», 2001
14. Герчикова И.Н. Управление персоналом. Учебник. - М., «Высшая школа», 2001
15. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М., 1998
16. Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебное пособие. – М., Академия, 2002
17. Деминг У.Э. Новая экономика / пер. с англ. Т. Гуреш; М.: Эксмо, 2006
18. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию; М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003
19. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Мн., «Новое знание, 2002
Приложение 1
Определение лидерского стиля
Недружественен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Дружественен |
Приятный |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Неприятный |
Все отвергающий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Все принимающий |
Напряженный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Расслабленный |
Приложение 2
Примеры применения модели
ситуационного лидерства «путь-
№ |
Ситуация |
Стиль лидера |
Воздействие на подчиненного |
Результат |
1. |
Амбициозное задание |
Директивный стиль |
Обеспечивает направленности и ясность в действиях |
Прилагается больше усилий |
2. |
Недостаточное вознаграждение |
Директивный стиль |
Разъясняет путь к вознаграждению или увеличивает вознаграждение |
Прилагается больше усилий |
3. |
Утомительная и неинтересная работа |
Поддерживающий стиль |
Увеличивает интерес к работе |
Прилагается больше усилий |
4. |
Неуверенность в силах |
Поддерживающий стиль |
Облегчает понимание роли и усиливает ожидание вознаграждения |
Прилагается больше усилий |
5. |
Отсутствие возможности отличиться |
Стиль, ориентированный на достижения |
Обеспечивает напряженные и делающие вызов цели |
Прилагается больше усилий |
6. |
Задача или цель не определены |
Участвующий стиль работы |
Выясняются цели и параметры |
Прилагается больше усилий |
Приложение 3
Модель Стинсона и Джонсона (выбор лидерского стиля в зависимости от ситуации)
Структурированность работы | |||
Низкая |
Высокая | ||
Возможности последователей – высокие |
Низкий интерес к отношениям и низкий интерес к работе |
Высокий интерес к отношениям и высокий интерес к работе | |
Возможности последователей – низкие |
Высокий интерес к работе и низкий интерес к отношениям |
Высокий интерес к отношениям и низкий интерес к работе | |
Информация о работе Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению