Процесс управления в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:11, лекция

Краткое описание

1. Сущность процесса управления в таможенных органах
2. Содержание процесса управления в таможенных органах
3. Процесс принятия решения в таможенных органах

Файлы: 1 файл

тема 4.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Одним из видов управленческого решения  является программа (документ долгосрочного  и среднесрочного планирования)

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможня, таможенный пост); операционном (отдел, отделение, к этому виду относятся  и личные планы работы должностных  лиц).

В зависимости  от направления и решаемых задач  организационные планы подразделяются на перспективные и рабочие.

Перспективное планирование - наиболее сложный вид  планирования, требующий научные  знания и опыта руководства.

Связаны с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный  год, т.е. включает долгосрочное и среднесрочное  планирование.

Основанием  для осуществления перспективного планирования в таможенных органах  служат:

  • требование нормативных актов ФТС России о необходимости перспективного планирования;
  • задания по реализации долгосрочных планов ФТС России по совершенствованию таможенного дела;
  • проблемы регионально характера по таможенному делу.

Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направления работы.

Посредством разработки рабочих планов последовательно  и целенаправленно обеспечивается выполнение задач, предусмотренных  перспективными планами.

Сами  по себе управленческие решения и  планы ещё не свидетельствуют  о том, что они будут реализованы. Для этого нужны соответствующие  условия, которые создает общая  функция управления – организация. Эта функция управления реализуется  посредством выполнения таких операций как постановка задач исполнителям; их подготовка, включающая все формы  обучения; организация взаимодействия; организация всестороннего обеспечения  управленческих решений путём расстановки  и маневра силами и средствами.

Организация процесса принятия управленческих решений  является важнейшим фактором в обеспечении  единства системы управления. Она  позволяет компенсировать определённые недостатки в реализации других компонентов  управления таможенными органами, оценить  их и способствовать реализации путей  совершенствования управления.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений — это деятельность всех уровней управления по достижению целей  управления. Будучи важнейшим компонентом  системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим  и повторяющимся. 

Подготовка, принятие и реализация решений. Какого бы вида ни требовалось решение, желательно всю работу по его подготовке, принятию и реализации вести в определенной последовательности, принципиальная целесообразность которой выработана теорией и практикой управления.

Естественно, что логика конкретной работы руководителя таможенного органа по подготовке, принятию и реализации решения может различаться в  зависимости от специфики последнего, уровня управления, характера задач  и условии, в которых работает данный таможенный орган. Однако в обобщенном виде эта схема является действенной, поэтому отдельные блоки ее целесообразно рассмотреть более подробно.

При подготовке решения прежде всего  необходимо выявить и проанализировать проблемную ситуацию. Вовремя выявить  проблему — это значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями для ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь: производится их ранжирование и выбор стратегического направления их решения, после чего формулируются цели.

Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного  органа на основе анализа разнообразной  информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате:

  • Получения решения вышестоящего уровня (приказ, указание, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется применить частное, более конкретное решение на своем уровне.
  • Поступления от сотрудников (подразделений), а также из различных ведомств, учреждений и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела.
  • Постановки нижестоящим уровням конкретных практических вопросов и проблем.

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям — по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам таможенного обслуживания, по материальным ресурсам, кадрам и др. Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) при разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические  приемы определения предпочтительных действий: декомпозиция проблемы, выдвижение параллельных задач, определение ключевых подзадач, соотнесение выдвинутых задач (подзадач) с силами и средствами, аналогия, использование прогноза развития ситуации, определение и учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев  относятся: количество необходимых  сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы.

Сложнее выбирать предпочтительные действия, когда следует принимать во внимание степень риска, т.е. учитывать соотнесение  предполагаемых отрицательных последствий  с ожидаемым результатом. При оценке риска должны приниматься во внимание две переменные: характеристика самих последствий и вероятность их наступления.

Чтобы окончательно остановиться на одном варианте, необходимы волевые  усилия, как бы стимулирующие и  организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии.

Воля субъекта помогает побороть нерешительность  и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить  его принятие.

В процессе принятия решения уточняются детали выбранного проекта, определяются границы решений, желаемый уровень его гибкости, уточняется форма, после чего оно фиксируется и приобретает силу управленческого решения, подлежащего исполнению.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных  действий сотрудников, утверждение  и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюций на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений, заданий, поручений и др.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений — это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся.

Организация процесса управления, как  и любая другая организация, предполагает распределение операций в пространстве и времени. На современном этапе совершенствования управления роль организации управления неизмеримо возросла.

В соответствии с рассмотренными основными  положениями процесса управления можно  разработать концепцию развития таможенных органов. Она является основой для разработки программ и планов развития таможни России на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Основные положения концепции разрабатываются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела.

В настоящее время значительно  усилилось влияние таможенного  регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации, и, которые предопределяют их дальнейшее развитие.

При развитии таможенных органов Российской Федерации, осуществляемом с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела, необходимо учитывать особенности расположения Российской Федерации - значительную протяженность государственной границы, а также ее недостаточную техническую оснащенность в пунктах пропуска, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, непосредственно граничащими с Российской Федерацией.

В результате проведения административной реформы сформирована новая структура государственных органов, осуществляющих регулирование внешнеторговой деятельности, предполагающая комплексный подход к межведомственному взаимодействию и обеспечению баланса интересов в области таможенно-тарифных, налоговых мер, запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

Вступление в силу с 6 июля 2010 г. Таможенного кодекса таможенного  союза создало необходимые предпосылки  для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов Российской Федерации. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов Российской Федерации.

Недостаточно эффективно реализуется  потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения  соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров  и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской Федерации и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Острыми проблемами в работе таможенных органов Российской Федерации остаются вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.

Таможенные органы Российской Федерации  неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Российской Федерации (контроль на основе методов аудита).

Остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с  другими правоохранительными  и контролирующими органами. Не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в области управления и контроля. Остается высоким уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации.

Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного  администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных  импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.

Возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

Исследование таможенных органов  как единой системы предполагает анализ специфики и составных  частей. Каждый из таможенных органов  в соответствии со своим местом в  данной системе играет особую роль, осуществляет больший или меньший  объем функций и полномочий со спецификой, выявление и характер которой особенно важны для понимания как сущности данного органа и его места в рассматриваемой системе, так и для анализа данной системы как некоего целостного образования.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании  изложенного представляется возможным  сделать ряд выводов относительно организации процесса управления в  таможенных органах.

Прежде  всего, следует отметить, что таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. В связи с этим главной целью управления в системе таможенных органов, т.е. целью стратегического управления, является обеспечение реализации экономической политики РФ.

Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, связанных с выполнением заданий  таможенному органу как фискальному  органу по формированию доходов федерального бюджета; с повышением роли таможенной службы как правоохранительного  органа; с работой по упрочению  интеграции таможенной службы России с таможенными службами других государств; дальнейшим удовлетворением социальных запросов сотрудников таможенной службы. Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управления; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных категорий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся и созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.

Информация о работе Процесс управления в таможенных органах