Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:11, лекция
1. Сущность процесса управления в таможенных органах
2. Содержание процесса управления в таможенных органах
3. Процесс принятия решения в таможенных органах
Процесс – это динамическая сторона управления, которая характеризуется изменениями, происходящими под воздействием внутренней и внешней среды в различные отрезки времени. Процесс управления происходит поэтапно: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению. Цель – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния социально-экономическая система (СЭС), это представление о том, чего мы хотим достичь. Ситуация – это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели, т.е. реальное положение дел. Проблема в процессе управления – это главное противоречие в ситуации, разрешение которого изменит ситуацию в направлении поставленной цели. Решение – это выбор альтернативы из множества вариантов действий для достижения поставленной цели как завершающий этап процесса управления.
По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько типов:
1. Если осуществление этапов происходит в строгой последовательности и есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к линейному типу (рис. 2).
Цели Ситуация Проблема Решение
Рис. 2. Линейный тип процесса управления
2. Если при выполнении какого-либо этапа предыдущий нуждается в корректировке и она вносится, то процесс управления называется корректирующим (рис. 3).
Рис. 3. Корректирующий тип процесса управления
3. Когда нет возможности выделить главную проблему и принять единственное решение, тип процесса управления характеризуется как разветвленный (рис. 4).
Рис. 4. Разветвленный тип процесса управления
4. Если цель формируется в условиях неопределенности как предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в этом случае носит название ситуационного (рис. 5).
Рис. 5. Ситуационный тип процесса управления
5. Если приходится непрерывно
уточнять ситуацию и
Рис. 6. Поисковый тип процесса управления
Все отмеченные типы процессов управления используются в определенных условиях, названные этапы взаимосвязаны и предопределяют механизм разработки управленческого решения. Главное условие – это время как ресурс управления.
Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы
- сбор информации,
- выяснение актуальности,
- определение условий при
2. Составление плана решения
- разработка альтернативных вариантов решения,
- сопоставление вариантов
- оценка альтернативных
- оценка альтернативных
- составление программ решения,
- разработка и составление
3. Выполнение решения
- доведение решений до
- разработка мер поощрений и наказаний,
- контроль за выполнением
Как известно, процесс принятия управленческих решений состоит из нескольких этапов, а именно:
- сбор информации и анализ сложившейся ситуации;
- выработка ряда альтернативных
вариантов управленческих решен
- оценка выбранных вариантов в соответствии с принятой системой критериев и выбор оптимального варианта.
Очевидно, что от достоверности и актуальности исходной информации о состоянии объекта управления во многом зависит и качество принимаемых управленческих решений. Особо важная роль в принятии управленческих решений в государственном и муниципальном управлении принадлежит правовой информации.
В органах государственного и муниципального управления на сегодня широко используются правовые базы данных «Гарант», «Консультант - плюс», «Кодекс», НЦПИ при Минюсте РФ.
Результативность работы таможенных органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления.
Возможны и другие основания
для классификации
Решение — это директивный акт, организующий, направляющий и стимулирующий совместные действия сотрудников для достижения поставленных целей. Отсюда — постоянно растущие требования к их обоснованности, сбалансированности и действенности.
1. Соответствие решения
2. Объективность решения
3. Оптимальность решения
4. Любое решение ценно в том случае, если оно принято своевременно. Данное требование означает оперативность в принятии решения и диктуется необходимостью быстрого обслуживания подконтрольных лиц, вскрытия нарушения таможенных правил или их упреждения.
5. Быстрота принимаемых решений
зависит от своевременности
Своевременность решений в таможенной деятельности зависит от устойчивых положительных морально-психологических качеств ее сотрудников. Растерянность в условиях дефицита времени, нерешительность в оценках ситуации приводят к медлительности, к откладыванию решения вопроса. Вместе с тем, не нужна и торопливость в принятии решений. Это может привести к нарушению законности, другим негативным последствиям.
6. Решения должны быть
7. Подготовка, принятие и реализация
решений. Какого бы вида ни
требовалось решение,
При подготовке решения, прежде всего, необходимо выявить и проанализировать проблемную ситуацию. Вовремя выявить проблему - это значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятельности таможенного органа и сложившимися условиями для ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возникшего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его вероятные конечные результаты. Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение которых надо браться в первую очередь: производится их ранжирование и выбор стратегического направления их решения, после чего формулируются цели.
Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с которой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате:
- получения решения
- поступления от сотрудников
(подразделений), а также из различных
ведомств, учреждений и организаций,
участников ВЭД и других частны
- постановки нижестоящим
Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям - по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам таможенного обслуживания, по материальным ресурсам, кадрам и др. Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) при разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.
Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические приемы определения предпочтительных действий: декомпозиция проблемы, выдвижение параллельных задач, определение ключевых подзадач, соотнесение выдвинутых задач (подзадач) с силами и средствами, аналогия, использование прогноза развития ситуации, определение и учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий.
Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.
К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необходимых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы.
Управленческие решения
Рис. 7. Виды документов
Таким образом, процесс принятия управленческих решений - это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся.
Критерием оценки управленческой деятельности является эффективность. Если два образа действий принесут одинаковые результаты применительно к цели организации, предпочесть следует тот, который предполагает наименьшие издержки. Если два образа действий предполагают одинаковые издержки, предпочесть следует тот, который дает наивысшие результаты.
Существуют следующие наборы характеристик качественных показателей эффективности разработки и реализации управленческих решений:
- своевременность представления проекта решения;
- степень научной
- многовариантность расчетов,
- ориентация на передовой опыт,
- численность занятых в
- стоимость и сроки реализации проекта,
- количество соисполнителей и другие.
Для формулировки методологических подходов при выработке управленческих решений учитывается следующая специфика управленческого труда:
- управленческий труд по
- фактические результаты чаще учесть невозможно из-за отсутствия системы протоколирования;
- социально-психологическая
- реализация решений не
- текущий контроль за
- при длительном сроке
- качество принятого решения
не оценивается и не
Методологические подходы к оценке эффективности управленческих решений следующие:
- экономическая эффективность управления в широком смысле характеризуется как ресурсная по соотношению доходов и как затратная по соотношению доходов и затрат;
- экономическая эффективность
управления в узком смысле
характеризуется как
- социальная эффективность
- возможна оценка эффективности
выполнения отдельных
Управленческое решение может быть качественным, эффективным, оптимальным. Качество управленческого решения – это степень соответствия его внутренним требованиям организации или стандартам. Эффективность управленческого решения можно определить как отношение положительных результатов и допустимых затрат. Оптимальными решениями будут те из набора альтернатив, которые наилучшим образом удовлетворяют заданным критериям для достижения поставленных целей.