Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение функциональной организации процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений на предприятии.
Объект исследования. Исследование проводилось на ООО «Октава»
Предмет исследования – процесс принятие управленческого решения на примере ООО «Октава»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.1. Классификация управленческих решений 5
1.2. Структура и содержание процесса принятия решения. 9
1.3. Виды принятия решений 13
1.4. Анализ как составная часть процесса принятия решения 20
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ООО «ОКТАВА» 23
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия, принятие управленческого решения на примере ООО «Октава» 23
2.2. Методы моделирования 27
2.3. Методы экспертных оценок 31
ГЛАВА3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 33
3.1. Модели принятия решений на предприятиях 33
3.2 Советы по принятию управленческих решений 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
При безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары на расчетный счет предприятия, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению средств в кассу.
отчетного периода за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Таблица 2.1
Основные
экономические показатели
деятельности
ООО «Октава» за 2004-2005
год
Показатели | 2005 г | 2004 г | В среднем за два года | 2005г. в процентах к 2004 году |
1. Уставный капитал | 14140 | 14140 | 14140 | - |
2. Численность работников | 12 | 12 | 12 | - |
3.Выручка от реализации | 537202 | 218422 | 377812 | 245,9 % |
4. Себестоимость реализ. продукции | 475649 | 195861 | 335755 | 242,8 % |
5. Прибыль от реализации | 61553 | 22561 | 42057 | 272,8 % |
6. Чистая прибыль | 52665 | 17766 | 35215,5 | 296,4 % |
7. Стоимость основных фондов | 213000 | 170560 | 191780 | 124,8 % |
8.Производительность труда | 44766,83 | 18201,83 | 31484,33 | 245,95 % |
9. Фондоотдача | 2,80 | 1,14 | 1,97 | 245,6 % |
10. Уровень рентабельности (%) | 12,94 % | 11,51 % | 12,22 % | 1,12 % |
Расчеты производились на основе бух. баланса и формы № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.
В целом для ООО «Октава» 2005 г. был более успешным, поскольку оно смогло увеличить свою прибыль по сравнению с предыдущем годом на 296,4 %. Такой результат объясняется увеличением выручки от реализации товаров. Все это повлекло за собой увеличение основных показателей деятельности предприятия: рентабельность увеличилась на 1,12 %; фондо-отдача на 245,6 %; производительность труда на 245,95%.
Принятие управленческого решения на ООО «Октава» осуществляется следующим образом:
Директору необходимо определить, сколько пар женской и мужской обуви должна произвести мастерская, чтобы получить максимальную прибыль. Чтобы найти ответ на этот вопрос, используем метод математического моделирования.
Для изготовления одной пары женской обуви необходимо 2 кв. дм кожи первого вида и 4 кв. дм кожи второго вида. На изготовление одной пары мужской обуви необходимо 2 кв. дм кожи второго вида и 5 кв. дм кожи первого вида. Прибыль от реализации 1 пары женской обуви 60 у.е., мужской обуви 70 у.е. Всего имеется 400 кв. дм кожи первого вида и 480 кв. дм кожи второго вида. Вычисления приведены в таблице.
Таблица 2.2
Определение
максимальной прибыли
Вид кожи | Кол-во необходимое. на 1 пару | Запасы кожи | |
Ж | М | ||
1 вид | 2 | 5 | 400 |
2 вид | 4 | 2 | 480 |
Прибыль | 60 | 70 |
X1 – количество пар женской обуви
X2 – количество пар мужской обуви
Z – максимальная прибыль от реализации
Математическая модель:
2 X1 + 5 X2 = 400
4 X1 + 2 X2 = 480
Z = 60 X1 + 70 X2 —>max
Таблица
2.3
Б.П. | X1 | X2 | Свободный член | Сумма |
- | 2 | 5 | 400 | 407 |
- | 4 | 2 | 480 | 486 |
X1 | 1 | 5/2 | 200 | 203,5 |
0 | -8 | -320 | -328 | |
X1 | 1 | 0 | 100 | 101 |
X2 | 0 | 1 | 40 | 41 |
Z = 60*100 + 70*40 = 8800 у.е.
Выходит, что необходимо выпускать 100 пар женской обуви и 40 пар мужской, чтобы получить максимальную прибыль 8800 у.е. при имеющихся запасах кожи.
Методы моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.
Разработка
и оптимизация решения
Количество
всевозможных конкретных моделей почти
так же велико, как и число проблем,
для решения которых они
Наиболее
распространённые типы моделей: модели
теории игр; модели теории очередей или
оптимального обслуживания; модели управления
запасами; модели линейного программирования.11
Модели теории игр
Большинство хозяйственных операций можно рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия.
К противодействиям следует относить такие факторы, как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее массовый случай противодействия – конкуренция. Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов – существенное преимущество для любой коммерческой организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учётом возможных ответных действий конкурентов.
Первоначально
разработанные для военно-
Так, принимая решение об изменении уровня цен на свои товары, руководство фирмы должно прогнозировать реакцию и возможные ответные действия основных конкурентов. И если с помощью модели теории игр будет установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.
Следует,
однако, отметить, что используются
эти модели довольно редко, так как
слишком упрощены по сравнению с реальными
экономическими ситуациями, настолько
изменчивыми, что полученные прогнозы
бывают не слишком достоверны.
Модели теории очередей или оптимального обслуживания
Они используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определённом уровне потребности в них. К ситуациям, в которых такие модели могут быть полезны относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большие очереди; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей – в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и служат инструментом нахождения такого оптимального решения.12
Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Для производственной фирмы необходимы определённые запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, для банка – денежной наличности, для больницы – лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня запасов повышает надёжность функционирования организации и избавляет от потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала, например, в ценные бумаги или банковские депозиты.
Модели управления запасами позволяют найти оптимальное решение, т.е. такое решение, при котором уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.
Их применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного программирования управляющий производством может определить оптимальную производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия. Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей сводится к задачам линейного программирования. Однако с учётом характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов могут применяться и модели других типов: при нелинейных формах зависимости результата операции от основных факторов – модели нелинейного программирования; при необходимости включения в анализ фактора времени – модели динамического программирования; при вероятностном влиянии факторов на результат операции – модели математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ).
При разработке и обосновании многих решений, которые полностью или частично не поддаются количественному анализу, значительный эффект приносят методы экспертных оценок
Информация о работе Процесс принятия управленческих решений на предприятии