Процесс принятия управленческих решений на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение функциональной организации процесса принятия управленческих решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений на предприятии.
Объект исследования. Исследование проводилось на ООО «Октава»
Предмет исследования – процесс принятие управленческого решения на примере ООО «Октава»

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.1. Классификация управленческих решений 5
1.2. Структура и содержание процесса принятия решения. 9
1.3. Виды принятия решений 13
1.4. Анализ как составная часть процесса принятия решения 20
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ, МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ООО «ОКТАВА» 23
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия, принятие управленческого решения на примере ООО «Октава» 23
2.2. Методы моделирования 27
2.3. Методы экспертных оценок 31
ГЛАВА3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 33
3.1. Модели принятия решений на предприятиях 33
3.2 Советы по принятию управленческих решений 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Процесс принятия управленческих решений на предприятии. Курсовая по менеджменту.doc

— 285.00 Кб (Скачать)
    • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
    1. Для целей налогообложения выручку от реализации продукции предприятие определяет по дате отгрузки.

     При безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары на расчетный счет предприятия, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению средств в кассу.

    1. Прибыль остающуюся в распоряжении предприятия учитывать с распределением по фондам (фонд накопления, фонд  потребления).
    2. Начисление и выплаты дивидендов учредителей производить в конце

    отчетного периода за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

    1. ООО «Октава» на основании бухгалтерских регистров составляет ежеквартальную отчетность для представления в налоговую инспекцию.

     Таблица 2.1

     Основные  экономические показатели деятельности  
ООО «Октава» за 2004-2005 год
 

Показатели 2005 г 2004 г В среднем за  два года 2005г. в процентах  к 2004 году
1. Уставный капитал 14140 14140 14140 -
2. Численность работников 12 12 12 -
3.Выручка  от реализации 537202 218422 377812 245,9 %
4. Себестоимость реализ. продукции 475649 195861 335755 242,8 %
5. Прибыль от реализации 61553 22561 42057 272,8 %
6. Чистая прибыль 52665 17766 35215,5 296,4 %
7. Стоимость основных фондов 213000 170560 191780 124,8 %
8.Производительность  труда 44766,83 18201,83 31484,33 245,95 %
9. Фондоотдача 2,80 1,14 1,97 245,6 %
10. Уровень рентабельности (%) 12,94 % 11,51 % 12,22 % 1,12 %
 

     Расчеты производились на основе бух. баланса  и формы № 2 годовой и квартальной  бухгалтерской отчетности.

     В целом для ООО «Октава» 2005 г. был  более успешным, поскольку оно  смогло увеличить свою прибыль по сравнению с предыдущем годом на 296,4 %. Такой результат объясняется увеличением выручки от реализации товаров. Все это повлекло за собой увеличение основных показателей деятельности предприятия: рентабельность увеличилась на 1,12 %; фондо-отдача на 245,6 %; производительность труда на 245,95%.

     Принятие  управленческого решения на ООО  «Октава» осуществляется следующим образом:

Директору необходимо определить, сколько пар женской и мужской обуви должна произвести мастерская, чтобы получить максимальную прибыль. Чтобы найти ответ на этот вопрос, используем метод математического моделирования.

     Для изготовления одной пары женской  обуви необходимо 2 кв. дм кожи первого  вида и 4 кв. дм кожи второго вида. На изготовление одной пары мужской  обуви необходимо 2 кв. дм кожи второго  вида и 5 кв. дм кожи первого вида. Прибыль от реализации 1 пары женской обуви 60 у.е., мужской обуви 70 у.е. Всего имеется 400 кв. дм кожи первого вида и 480 кв. дм кожи второго вида. Вычисления приведены в таблице.

     Таблица 2.2

     Определение максимальной прибыли 

    Вид кожи Кол-во необходимое. на 1 пару Запасы  кожи
         Ж      М
    1 вид      2      5 400
    2 вид      4      2 480
    Прибыль      60      70       
 

     X1 – количество пар женской обуви

     X2 – количество пар мужской обуви

     Z – максимальная прибыль от реализации

     Математическая  модель:

     2 X1 + 5 X2 = 400

     4 X1 +  2 X2  = 480

     Z = 60 X1 + 70 X2 —>max

     Таблица 2.3 

     
Б.П. X1 X2 Свободный член Сумма
- 2 5      400 407
- 4 2      480 486
X1 1 5/2      200 203,5
  0 -8      -320 -328
X1 1 0      100 101
X2 0 1      40 41
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Z = 60*100 + 70*40 = 8800 у.е.

     Выходит, что необходимо выпускать 100 пар женской обуви и 40 пар мужской, чтобы получить максимальную прибыль 8800 у.е. при имеющихся запасах кожи.

     2.2. Методы моделирования

     Методы  моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.

     Разработка  и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования – довольно сложная процедура, которая может быть представлена последовательностью основных этапов:

  1. Постановка задачи;
  2. Определение критерия эффективности анализируемой операции;
  3. Количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;
  4. Построение математической модели изучаемого объекта (операции);
  5. Количественное решение модели и нахождение оптимального решения;
  6. Проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой проблемы;
  7. Корректировка и обновление модели.

     Количество  всевозможных конкретных моделей почти  так же велико, как и число проблем, для решения которых они разработаны.

     Наиболее  распространённые типы моделей: модели теории игр; модели теории очередей или оптимального обслуживания; модели управления запасами; модели линейного программирования.11 

     Модели  теории игр

     Большинство хозяйственных операций можно рассматривать  как действия, совершаемые в условиях противодействия.

     К противодействиям следует относить такие факторы, как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее массовый случай противодействия – конкуренция. Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов – существенное преимущество для любой коммерческой организации. Принимая решение,  следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учётом возможных ответных действий конкурентов.

     Первоначально разработанные для военно-стратегических целей модели теории игр применяются  в бизнесе для прогнозирования  реакции конкурентов на принимаемые  решения, например, на изменение цен, выпуск новых видов товаров и  услуг, выход на новые сегменты рынка и т.п.

     Так, принимая решение об изменении уровня цен на свои товары, руководство  фирмы должно прогнозировать реакцию  и возможные ответные действия основных конкурентов. И если с помощью  модели теории игр будет установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.

     Следует, однако, отметить, что используются эти модели довольно редко, так как слишком упрощены по сравнению с реальными экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы бывают не слишком достоверны. 

     Модели  теории очередей или  оптимального обслуживания

     Они используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определённом уровне потребности в них. К ситуациям, в которых такие модели могут быть полезны относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большие очереди; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей – в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и служат инструментом нахождения такого оптимального решения.12

     Модели  управления запасами

     Любая организация должна поддерживать некоторый  уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Для производственной фирмы необходимы определённые запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, для банка – денежной наличности, для больницы – лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня запасов повышает надёжность функционирования организации и избавляет от потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала, например, в ценные бумаги или банковские депозиты.

     Модели  управления запасами позволяют найти оптимальное решение, т.е. такое решение, при котором уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.

     Модели  линейного программирования

     Их  применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного программирования управляющий производством может определить оптимальную производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия. Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей сводится к задачам линейного программирования. Однако с учётом характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов могут применяться и модели других типов: при нелинейных формах зависимости результата операции от основных факторов – модели нелинейного программирования; при необходимости включения в анализ фактора времени – модели динамического программирования; при вероятностном влиянии факторов на результат операции – модели математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ).

     2.3. Методы экспертных  оценок

     При разработке и обосновании многих решений, которые полностью или  частично не поддаются количественному анализу, значительный эффект приносят методы экспертных оценок

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений на предприятии