Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 00:00, курсовая работа
Цель исследования: изучение проблемы текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.
2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.
3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.
4. Проанализировать текучесть кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
5. Выявить причины текучести кадров.
6. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров.
7. Дать оценку экономической эффективности от внедрения мероприятий по снижению текучести кадров
Введение
1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения
1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала
1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала
1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
2. Анализ текучести кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ трудового потенциала цеха 2422
2.3 Выявление причин текучести кадров цеха 2422
3. Пути снижения текучести кадров в цехе 2242
3.1 Программа мероприятий по снижению текучести кадров
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести в цехе 2422
Заключение
Библиографический список
Приложения
Наименьшее удовлетворение рабочие испытывают от решения социальных вопросов (2,49 балла) и уровня заработной платы (2,64 балла), учитывая условия труда ее нельзя считать высокой.
На предприятии социальные проблемы
решаются плохо, но это характерно не
только для предприятия «ЦСКБ-
Средний балл 2,83 свидетельствует, что рабочих не устраивают отношения в коллективе, то есть администрация завода и в том числе цеха 2422 основное внимание уделяет производственным вопросам, а не налаживанию межличностных отношений, которые формируют социально-психологический климат в коллективе. В коллективе часто возникают конфликты, которые негативно влияют на процесс производства.
В цехе 2422 хорошо налажена система
обучения работников, почти 30 % работников
производства в 2007 -2008 годах прошли
обучение. Но при этом в производстве
отсутствует ясная и отлаженная
система продвижения
Анализ системы управления персоналом
ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» цеха 2422
показал ряд недостатков, которые
снижают удовлетворенность
Анкетирование, определившее удовлетворенность работников трудом, показал, что значительное число работников испытывают неудовлетворенность отношениями между сотрудниками (2,83 балла). Именно поэтому при приеме на работу нового сотрудника первым шагом в рамках мотивационной работы должно быть его ознакомление с компанией, историей ее создания, основными сферами деятельности, структурами, целями и задачами, принципами существования, кодексом поведения и организационной культурой предприятия.
Кроме того, каждый сотрудник должен регулярно получать информацию о ситуации на предприятии и всех происходящих изменениях. Анкетирование показало, что этим мотивирующим фактором удовлетворены далеко не все рабочие (2,86 баллов). А ведь этот фактор служит удовлетворению таких важнейших потребностей человека, как потребности в безопасности, сопричастности, информации и соучастии.
Таким образом, анализ выявил как достоинства, так и недостатки действующей системы управления персоналом, которые оказывают существенное влияние на уровень текучести. При отлаженной системе набора и отбора персонала, слабым участком работы кадровой службы является адаптация работников и особенно рабочих.
Анализ текучести кадров в цехе 2422, представленный во второй главе дипломного проекта, позволяет сделать следующие выводы:
1. Являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия «ЦСКБ-Прогресс» газовоздушный цех 2422 относится к вспомогательному производству и находится в подчинении главного энергетика.
2. Производственная деятельность
цеха заключается в
3. Заработная плата работников,
не имеющих опыта работы, невысокая.
Поэтому многие молодые
3. Но на предприятии имеется определенный состав работников, который трудится достаточно большой период времени, имеет высокую квалификацию и опыт работы.
4. В цехе 2422 текучесть кадров достаточно высокая и наиболее значительная среди молодых работников, имеющих небольшой стаж работы на предприятии. С одной стороны, молодые работники не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым на предприятии к сотрудникам. С другой стороны такие факторы, как оплата и условия труда, а также отсутствие перспективы карьерного роста приводят к снижению удовлетворенности работой.
5. В цех 2422 набор работников идет постоянно, что связано с расширением производства, увольнением работников или другими причинами. На предприятии в основном нанимают работников со стороны, что часто приводит к ошибкам и является одной из причин значительной текучести кадров.
6. В настоящее время в цехе 2422 текучесть составляет около 22,2 %, что выше среднего по предприятию (12,0%). Среди рабочих и вспомогательного персонала она еще выше и составляет соответственно 23,9 % и 33,3%. Причинами увольнения рабочие называют тяжелые условия труда, строгий график работы, а также уровень заработной платы не соответствующий трудовым усилиям.
7. Анкетирование, проведенное
8. В тройку приоритетов факторов, влияющих на принятие решения об увольнении работников цеха 2422, попадают:
- недостатки в материальном
стимулировании, в реальном денежном
вознаграждении за
- отсутствие карьерного
- неудовлетворительность
Анализ системы управления персоналом
ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» цеха 2422
показал ряд недостатков, которые
снижают удовлетворенность
Цех 2422 отличается достаточно высокой текучестью кадров и особенно она высокая среди молодых рабочих.
Вопросы кадрового планирования, отбора, оценки, профессиональной ориентации и адаптации на предприятия решаются не в полном объеме. Также не уделяется внимания процессу формирования коллектива, причиной этого являются частые конфликты в организации. Опрос, определявший удовлетворенность работников трудом, показал, что значительное число работников испытывают неудовлетворенность отношениями между сотрудниками.
Исследования показали, что кроме удовлетворения его собственных потребностей не существует какой-либо иной движущей силы, которая заставляла и побуждала бы действовать человека так, а не иначе.
Потребности побуждают людей выбирать способ их удовлетворения в соответствии с критерием эффективности, это - максимальное удовлетворение при минимальных затратах. С этих позиций работник подходит к выбору сферы своей трудовой деятельности, того предприятия, на котором ему предстоит трудиться. Он соизмеряет свои первоочередные потребности по степени насущности и сопоставляет их с позицией предприятия по удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей своих работников. Происходит сопряжение целей предприятия и целей самого работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, т.е. мотивация. Под мотивацией понимается желание людей проявлять усилия для достижения целей организации, что позволяет удовлетворять их собственные индивидуальные потребности. Именно поэтому при приеме на работу нового сотрудника первым шагом в рамках мотивационной работы должно быть его ознакомление с компанией, историей ее создания, основными сферами деятельности, структурами, целями и задачами, принципами существования, кодексом поведения и организационной культурой предприятия. Кроме того, каждый сотрудник должен регулярно получать информацию о ситуации на предприятии и всех происходящих изменениях. Это служит удовлетворению таких важнейших потребностей человека, как потребности в безопасности, сопричастности, информации и соучастии.
Именно поэтому при приеме на
работу нового сотрудника первым шагом
в рамках мотивационной работы должно
быть его ознакомление с ФГУП ГНПРКЦ
«ЦСКБ-Прогресс», историей его создания,
основными сферами
В цех 2422 набор работников идет постоянно, что связано с расширением производства, увольнением работников или другими причинами. На предприятии в основном нанимают работников со стороны, что часто приводит к ошибкам и является одной из причин значительной текучести кадров.
В настоящее время в цехе 2422 она составляет в среднем 22,2 %, что выше среднего по предприятию. Среди рабочих она еще выше. Достаточно высокий уровень текучести рабочих среди работников имеющих небольшой стаж работы на предприятии. Причинами увольнения рабочие называют тяжелые условия труда, строгий график работы, а также уровень заработной платы не соответствующий трудовым усилиям.
Для привлечения трудовых кадров на предприятии рекомендуется использовать кадровые агентства.
При наборе кандидату необходимо заполнять «Анкету претендента на должность» (Приложение 4).
После этого отдел кадров должен ознакомиться с анкетой претендента и если он соответствует необходимым требованиям, то он приглашается на собеседование, где получают дополнительные сведения о претенденте, о его способностях и моральных качествах. Если кандидат претендует на руководящую должность, то при беседе присутствует психолог.
Несмотря на отработанную систему материального стимулирования, достаточно высокий уровень заработной платы, текучесть кадров на рабочих должностях цехе 2422 высокая, и особенно значительна она среди молодых работников, имеющих небольшой стаж работы на предприятии.
Частично это вызвано незащищенностью, которую работник испытывает в первое время на новом месте, недостатком знаний применительно к данной работе, а также часто встречающимися несоответствием между представлениями о работе и самой работой. При подборе кадров предпочтение отдается знаниям, а факторам мотивации работника, его морально-психологическим качествам уделяется слабое внимание.
Новым работникам нужны знания о
месте - функциональных обязанностях и
требованиях к выполняемой
Следует сказать, что на предприятии «ЦСКБ-Прогресс» в целом и в цехе 2422 в частности наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Необходимо сделать процесс адаптации, приспособления вновь принятых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным.
Адаптацию нельзя рассматривать только
как овладение специальностью. Она
предусматривает также
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
- уменьшение стартовых издержек,
так как пока новый работник
плохо знает свое рабочее
Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
Задача подразделения или
- организация курсов по различным вопросам адаптации;
- проведение индивидуальных
- интенсивные краткосрочные