Проблема адаптации персонала в современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием.

Файлы: 1 файл

Текст курсовой работы.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

     С системой адаптации новые работники  сталкиваются в первый же день своей работы в компании. Как правило, первый день работы новых сотрудников приходится на понедельник или первый день месяца. Кадровые службы обеспечивают обязательное для каждого четырехчасовую процедуру ориентации.

     Процедура ориентации включает торжественное  вручение удостоверения работника «Аудит-АС» и пакета документов, разъясняющие корпоративную политику. Затем продолжается традиционный обед с вышестоящими руководителями. В компании считают, что индивидуальный подход к новичку создает атмосферу дружелюбия и доверия.

     В пакет документов входят брошюры  «Ориентация работника», «Руководство для лидерства», «Справочник сотрудника»  и другие документы, знакомят работника  с правилами поведения, оплатой  труда, дополнительными льготами и  другими внутрифирменными программами.

     В брошюре «Ориентация работников»  на восьми страницах изложены:

     - Наиболее важные составляющие  кадровой политики компании в  области найма,

     - Содержание социальных программ  и программ помощи рабочим  и служащим,

     - Направления профессиональной подготовки и повышения квалификации,

     - Политика фирмы относительно  дискриминации и использования  служебного положения в личных  целях,

     - Отношение фирмы к употреблению  наркотиков и алкоголя, к носителям  вируса СПИДа,

     - Содействие работникам «Аудит-АС»  в случае привлечения к судебной ответственности,

     - Правила пользования внутренними  телефонами.

     Здесь же приводится режим рабочего времени, требования по охране коммерческой тайны  и правила использования технической  документации корпорации.

     В «Справочнике работника» содержится краткий обзор истории фирмы и принципы, определяющие ответственность руководителей, рассматриваются политика относительно временных работников, отпусков и временной нетрудоспособности, страхование и дополнительных выплат.

     И руководство, и кадровая служба прилагают большие усилия, для того чтобы каждый сотрудник понимал корпоративные правила поведения и политику, знал, что от него потребуется в тех или иных ситуациях, четко понимал свои рабочие функции.

     Система адаптации новых сотрудников, действующей в «Аудит-АС», обладает рядом отличительных особенностей, обусловленных политикой работы с персоналом в компании.

     Основная  особенность заключается в том, что в компании существует несколько  типов таких программ в зависимости  от категории сотрудников, на которую программа ориентирована.

     1. Первый тип программы адаптации  предназначен для выпускников  вузов. Это наиболее значимая  и ресурсоемкая программа, поскольку  именно эта категория сотрудников  является основной движущей силой.

     2. Второй тип ориентирован на  сотрудников, которые приходят, имея опыт работы в других компаниях. Они сразу приходят или в отделы поддержки, либо в основные отделы, но не на начальные позиции.

     Программа адаптации для выпускников вузов  в свою очередь также имеет  ряд характерных особенностей.

     Адаптация сотрудников традиционно начинается очень рано, когда фактически они  еще не являются сотрудниками «Аудит-АС». Через 3-4 дня после начала практики проводится первый этап адаптационной  программы для практикантов, который  длится 3-4 дня. Его также можно разделить на два этапа: обучение техническим знаниям западного бухгалтерского учета и обучение основным сведениям о «Аудит-АС».

     После окончания летнего набора, происходит объединение сотрудников, прошедших  практику, и новых сотрудников, принятых летом, для прохождения второго этапа адаптационной программы. Все новые сотрудники выезжают в дом отдыха. С точки зрения технических знаний, сотрудники обучаются тем аспектам, которые на письменном экзамене зимой были наиболее сложными темами для кандидатов. С точки зрения культурной и развлекательной стороны основной акцент делается на мерах, направленных на развитие навыков командной работы, а также коммуникационных навыков.

     По  истечении двух месяцев, в течение  которых у сотрудников есть возможность  принять решение о продолжении его сотрудничества с «Аудит-АС», в сентябре они снова выезжают в дом отдыха. Одна неделя полностью посвящена ориентации, когда сотрудникам разъясняется, что компания понимает под термином «конфиденциальность информации», как правильно работать в компьютерной системе, каковы особенности телефонной связи, показываются учебные фильмы, проводятся деловые игры. Вторая неделя полностью посвящена особенностям работы в том или ином отделе.

     Несколько отличается адаптация сотрудников, которые принимаются с опытом работы в других компаниях. Безусловно, они проходят не такое многоэтапное и длительное обучение. Основная его часть - это однодневный тренинг, в течение которого максимальный акцент делается на корпоративную культуру, миссию фирмы, стратегию развития, на функциональные подразделения и тех людей, которые их возглавляют, вопросы конфиденциальности. Обязательно приходят представители каждого отдела познакомить новых сотрудников с деятельностью подразделений.

     Целью системы управления адаптацией работников в компании «Аудит-АС» является обеспечение более быстрого вхождения в должность (профессию) принятого работника, уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, формирование позитивного образа организации, уменьшение дискомфорта первых дней работы.

     Основными задачами адаптации являются:

     - Сокращение периода приспособления  вновь принятых работников с  требованиями и условиями труда  на предприятии (уменьшение периода  привыкания новых сотрудников к профессии, овладения ими в короткие сроки необходимых профессиональных навыков);

     - Закрепление вновь принятых работников  в компании Аудит-АС, повышение  их мотивации;

     - Сокращение текучести персонала;

     - Экономия времени непосредственного  руководителя и коллег;

     - Развитие у новых сотрудников  благоприятного и позитивного  отношения к работе, чувство удовлетворенности  трудом;

     - Снижение чувства дискомфорта,  тревожности и неуверенности  в новых сотрудников;

     - Уменьшение расходов, связанных  с длинным достижением новыми сотрудниками необходимых показателей работы.

     Общее руководство адаптацией вновь принятых сотрудников осуществляет заместитель  директора по персоналу и организационному развитию. Организационные вопросы решают специалисты отдела кадров, руководители и линейный персонал отделов.

     Таким образом, процесс адаптации вновь  принятых сотрудников содержит 3 этапа:

     1 этап - подготовительный или этап  профессиональной ориентации и  отбора кандидатов на работу.

     2 этап - этап профессиональной адаптации.

     3 этап - этап профессионального саморазвития новых сотрудников в коллективе.

     Проведя исследование системы адаптации  персонала компании «Аудит-АС» выявлено, что на практике четко разработан и слаженно работает первый этап адаптации. Отдел кадров во главе с заместителем директора по персоналу и организационному развитию безупречно выполняют свою работу по подготовке новичков к последующей работы на предприятии. Однако процесс адаптации должен быть непрерывным для получения максимальной отдачи. На предприятии действует Положение об адаптации, обязывающее руководителей всех уровней адаптировать новых сотрудников, а также содержит основные крупные шаги программы. Однако системно и результативно программа не работает. Руководителям поставлены слишком общие требования и воплощают их в жизнь каждый по-разному, а иногда и вообще никак.

     Таким образом, в Положении об адаптации  были выявлены следующие недоработки:

     - Шаги, прописанные в программе,  слишком общие: руководителям  необходимо самим их детализировать, выдумывать, формулировать, что при дефиците времени часто не выполняется;

     - Отсутствует активное, системное  внедрение, то есть можно проигнорировать  программу;

     - Отсутствует контроль за реализацией  программы.

     Однако, несомненная польза действия данного  Положения была в том, что среди сотрудников сформировалась готовность к реализации программы, возникло определенное информационное поле. 
 
 
 

     3 Пути решения проблемы адаптации  персонала в современной организации 

     3.1 Рекомендации относительно улучшения  адаптации персонала на

     предприятии « Аудит-АС» 

     В ходе исследования системы адаптации  персонала АК «Аудит-АС» было выяснено, что программа адаптации имеет  ряд недостатков, а именно чрезмерная обобщенность поставленных целей и  отсутствие системы контроля. С целью  решения данной проблемы, необходимо разработать более четкую программу адаптации персонала и определить ее соответствие основным требованиям по составлению данной программы.

     Программа адаптации устанавливает общие  правила и представляет собой  комплекс необходимых действий. Процесс адаптации носит индивидуальный характер. Для персонификации процесса необходимо создание Программы адаптации для каждого принятого работника. Содержание программы зависит от следующих факторов:

     - Содержания работы;

     - Статуса и уровня ответственности принятого работника;

     - Рабочего окружения;

     - Личных качеств работника.

     Организация процесса адаптации на АК «Аудит-АС»  должна происходить следующим образом. Накануне официального выхода принятого  сотрудника на рабочем месте непосредственный руководитель выполняет следующие процедуры:

     - Подготавливает должностную инструкцию  работника;

     - Подготавливает все информационные  материалы, которые будут выданы  работнику в первый день работы;

     - Информирует заранее будущих  коллег о приходе нового работника;

     - Проверяет готовность рабочего места;

     - Связывается с работником, для  того чтобы убедиться, что все  в порядке.

     Эти процедуры (действия) непосредственного  руководителя направлены на снижение тревожности и неуверенности, которые  испытывает новый работник в первые дни работы. Для облегчения задачи руководителя необходимо заранее разработать бланки всех документов, которые потребуются для полноценной организации первого рабочего дня новичка.

     Общее ознакомление предполагает ознакомление и получение общего представления об истории, миссии и корпоративной (организационной) культуры АК «Аудит-АС». На данном этапе новый работник получает общее представление о АК «Аудит-АС»:

     - Знакомит с Коллективным договором  АК «Аудит-АС»,

     - С основной политикой и стратегией,

     - С порядком и сроком выплаты заработной платы,

     - С дополнительными льготами,

     - С правилами охраны труда и  техникой безопасности,

     - С правилами внутреннего трудового  распорядка, с профсоюзом, со службой  сбыта.

     Следующий этап адаптации заключается в  введении в компанию нового сотрудника. Он предусматривает ознакомление и получение представления о предприятии (отделе).

     На  этом этапе работник:

     - Осматривает свой отдел;

     - Представляется сотрудникам отдела;

     - Знакомит с основами системы  материального стимулирования и  премирования работников;

Информация о работе Проблема адаптации персонала в современной организации