Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:11, курсовая работа
Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием.
Введение
Адаптация
персонала в организации
К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Внедрение
системы управления адаптацией в
предприятия представляет собой
достаточно сложную задачу, но от ее
нее зависит решение таких
важных задач для предприятия, как
уменьшение стартовых издержек, уменьшение
текучести кадров; возможно более быстрое
достижение рабочих показателей, приемлемых
для организации – работодателя; вхождение
работника в рабочий коллектив, в его неформальную
структуру и ощущение себя членом команды;
снижение тревожности и неуверенности,
испытываемых новым работником. Тревожность
и неуверенность в данном случае означают
боязнь провалов в работе и неполную ориентацию
в рабочей ситуации. Это нормальный страх
перед новым и неизвестным, экономия времени
непосредственного руководителя и рядовых
работников, развитие у нового работника
удовлетворенности работой, позитивного
отношения к работе и реализма в ожиданиях.
Система адаптации призвана решать вышеперечисленные
проблемы. В связи с этим является актуальным
определение сущности адаптации, описание
ее как системы, определение направлений,
этапов, изучение показателей оценки состояния
работы по адаптации, разработка программ
адаптации.
1
Теоретические основы
адаптации персонала
в организации
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление адаптацией. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работников в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.
Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда [2].
Вновь поступивший на работу сотрудник включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.
Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.
Выделяются два направления адаптации [3]:
Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. С другой стороны, отечественным кадровым службам необходимо обратиться к опыту зарубежных фирм, которые уделяют традиционно повышенное внимание первичной адаптации молодых сотрудников. Эта категория работников нуждается в особой заботе о них со стороны администрации.
В теоретическом и практическом плане выделяется несколько аспектов адаптации [4]:
-
Психофизиологический —
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.). В современном производстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не могут не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко относится к отклонениям от субъективно воспринимаемых им норм санитарно-гигиенического комфорта, ритмов труда, удобства рабочего места и т.д.
Профессиональный
— постепенная доработка
Организационный — усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления фирмой. В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления фирмой, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Следует выделить еще одну важную и специфическую сторону организационной адаптации – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационно-экономического характера).
Несмотря на различие между аспектами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии.
Классификацию адаптации по следующим критериям:
Следует
отметить, что в условиях формирования
и функционирования рынка труда
возрастает роль вторичной адаптации.
С другой стороны, отечественным кадровым
службам необходимо обратиться к опыту
зарубежных фирм, которые уделяют традиционно
повышенное внимание первичной адаптации
молодых сотрудников. Эта категория работников
нуждается в особой заботе о них со стороны
администрации [6].
Задача кадровиков заключается в интеграции новичка по второму или четвертому типу, вычислении сотрудников, скрывающих неприятие основных норм организации при демонстрации внешней лояльности. Первый вариант возникает вследствие ошибки кадровой службы на стадии отбора и должен быть, как можно быстрее исправлен.
Несмотря
на различие между видами адаптации,
все они находятся в постоянном
взаимодействии, поэтому процесс
управления требует наличия единой
системы инструментов воздействия,
обеспечивающих быстроту и успешность
адаптации [7]. Таким образом, мы можем сделать
вывод, что адаптация персонала это важный
элемент процесса управления предприятием,
который позволяет эффективно управлять
человеческими ресурсами и достигать
поставленных целей.
Информация о работе Проблема адаптации персонала в современной организации