Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:11, курсовая работа
Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием.
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
I.
Оценка уровня
II.
Ориентация - практическое знакомство
нового работника со своими
обязанностями и требованиями, которые
к нему предъявляются со
III.
Действенная адаптация - этап, который
состоит в собственно
IV.
Функционирование - завершающий этап
процесса адаптации. Мы можем
охарактеризовать его, как
Адаптация должна способствовать быстрому структурному сдвигу в занятости при одновременном поддерживании безработицы на возможно низком уровне. Однако практическое решение этой задачи тормозится неразвитостью рынка труда.
Государственная служба занятости пока не в состоянии эффективно управлять профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удается плохо, так как мало кто согласится на любую работу. Причина здесь не только в старом грузы стереотипов, но и в отсутствии знаний о содержании профориентационной деятельности и адаптации, их форма и возможностей в условиях рынка.
В условиях экстенсивного развития, наличия свободных рабочих рук и невысоких требований к квалификации работающих не ощущалось острой необходимости в единой системе информации и трудоустройства кадров. Результатом подобной практики стал хронический и повсеместный дефицит рабочих кадров при неполной и нерациональной занятости, занижение требований к уровню их подготовки. Службы профориентации, которые действовали в отдельных школах, на крупных предприятиях и в административных районах, часто выступали как вербовочные и агитационные пункты.
В результате лишь 15-20% выпускников школ выбирали профессию, связанную с полученными в школе навыками. Сейчас в областях и крупных городах созданы хозрасчетные центры по трудоустройству, переобучению, профориентации и адаптации. [8]
Как показал опыт отечественных организаций, в стране недостаточно внимания уделяется проблеме профориентации и адаптации кадров. К сожалению, управленческие работники не до конца понимают значение профориентации и адаптации как методов регулирования рабочей силы в организации. К тому же сейчас управленческое звено народнохозяйственного и отраслевого уровней ослаблено в организационно-методическом отношении, что привело к образованию множества органов управления в регионе (центры профориентации и занятости, кабинеты профориентации в школах, специальных учебных заведениях, в организациях) без достаточной регламентации их полномочий.
Узкая
ведомственность
Для более конкретного рассмотрения вопроса адаптации персонала в Украине рассмотрим результаты исследования кадрового агентства «DERO», проводившегося в 2009-2010 г. и охватило деятельность 100 кадровых служб города. В ходе исследования были затронуты такие базовые проблемы, как поиск и привлечение персонала, отбор персонала, адаптация персонала, мотивация и стимулирование персонала, заработная плата, обучение персонала, оценка персонала, потребность компаний в инновациях.
Тенденции, выявленные в ходе анализа сегодняшнего состояния практики адаптации на предприятиях, подкрепленные в этом исследовании вполне реальными цифрами и фактами.
Согласно проведенному исследованию, целенаправленной адаптацией вновь нанятого персонала занимается всего 46 компаний из 100, принявших участие в опросе. Из них только 9 имеют формализованные программы адаптации, специально разработанные для конкретных сотрудников и обязательно выполняемые. Это может свидетельствовать о недооценке компаниями важности адаптационного периода для успешности нового сотрудника, как в начальный период его деятельности, так и впредь.
Доля
респондентов, затруднились оценить
эффективность использования
Рисунок 1.1 - Оценка эффективности адаптационных программ.
Содержание адаптационных программ довольно разнообразен. Наибольшее внимание в них уделяется функциональным обязанностям (54 предприятия),иерархии и структуре предприятия (53 предприятия), непосредственному окружению -коллегам (53 предприятия), дисциплине (50 предприятий), то есть потому, что позволяет включить сотрудника в производственный процесс (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Содержание адаптационных программ.
Социальным отношениям уделяется меньше внимания, и поэтому новички вынуждены самостоятельно осваивать существующие нормы и правила (в 60компаниях), исподволь узнавать историю и традиции (в 63 и 60 компаниях соответственно). С техникой безопасности знакомят новичков только 29 компаний, что заставляет с ностальгией вспоминать социалистическое прошлое, когда без предварительного инструктажа инженера по технике безопасности никто не допускался к работе.
Сравнивая
эффективность ознакомления новых
сотрудников с теми или иными
аспектами нового места работы, мы
наблюдаем любопытную картину: новичка
прежде всего волнует социально-
Таблица 1.1
Оценка респондентами содержания программы адаптации
(в % от числа которое используют)
Содержание программ адаптации | Оценка эффективно | Оценка неэффективно | Не смогли оценить |
Традиции предприятия | 63 | 15 | 22 |
система оплаты труда | 63 | 2 | 35 |
функциональные обязанности | 61 | 2 | 37 |
система соціального обеспечения | 60 | 19 | 21 |
неформальные правила поведения | 58 | 10 | 32 |
правила внутренней дисциплины | 58 | 6 | 36 |
коллектив | 58 | 2 | 40 |
Режим безопасности и коммерческой тайны | 57 | 14 | 29 |
Техника безопасности | 55 | 20 | 25 |
Структура и иерархия | 51 | 11 | 38 |
История предприятия | 46 | 19 | 35 |
На первые места по эффективности (в нашем контексте - "значимость" для новичка) выходит информация, необходимая человеку для нормального самоощущения и чувства сопричастности, - традиции предприятия и системы оплаты труда (по 63% в обоих случаях). Далее требуется информация о непосредственной трудовой деятельности - функциональных обязанностях - 61%.
Затем снова "социальный" блок - система социального обеспечения - 60%, неформальные и формальные правила поведения в коллективе - по 58% в каждом случае.
Такая информация, как режим безопасности и коммерческой тайны, техника безопасности, структура и иерархия предприятия по значимости для новичка менее важны (57, 55 и 51% соответственно).
Таблица 1.2
Распределение респондентов по признаку “за адаптацию новичка отвечает”
(в % от числа)
Ответственный | Всего | Оценка эффективно | Оценка неэффективно | Не смогли оценить |
Управляющий персоналом | 21 | 76 | 0 | 14 |
Линейный менеджер | 40 | 55 | 10 | 35 |
Управляющий предприятия | 19 | 42 | 5 | 53 |
Эффективность
участия того или иного должностного
лица в адаптации вновь нанятых
падает с количеством иерархических
уровней между новым сотрудником и лицом,
ответственным за адаптацию. Отсюда вывод,
что адаптацией новых сотрудников должны
заниматься профессионалы, для которых
эта деятельность является прямым функциональной
обязанностью. Кроме того, к этой работе
следует привлекать тех, кто непосредственно
связан с рабочим местом, на которое взят
новичок. По итогам адаптационного периода
оцениваются следующие параметры, представленные
в диаграмме. (рисунок 1.3)
Создается впечатление, что респонденты смешивают понятия "испытательный сроки "адаптационный период". Конечно, они могут совпадать по времени, но задачи, решаемые в адаптационном периоде гораздо шире.
Главной задачей испытательного срока является выяснение того, насколько новый сотрудник профессионально пригоден и удельное как специалист. Адаптационный период, как правило, имеет более длительный срок, и его главную задачу можно сформулировать, как налаживание системы взаимосвязей индивида (новичка) с новым для него материально - социальной средой, в котором он должен реализовывать себя как специалист и личность в течение длительного времени .
Таблица 1.3
Оценка
респондентами эффективности
(в % от числа которое используют)
Предмет оценки | Оценка эффективно | Оценка неэффективно | Не смогли оценить |
Результаты исполнения поставленных задачь | 78 | 0 | 22 |
Знания | 77 | 3 | 20 |
Засвоєння функциональных обов'язків | 72 | 2 | 26 |
Профпригодность | 61 | 6 | 33 |
Другое | 71 | 0 | 29 |
Наиболее эффективной, с точки зрения респондентов, является оценка результатов выполнения новыми сотрудниками поставленных задач - 78% и реальные знания - 77%. Кроме того компании считают эффективной оценку того, насколько новичок усвоил свои функциональные обязанности - 72%.
Таким
образом, изучение отечественного опыта
показало, что, как правило, специальную
службу, которая бы занималась вопросами
адаптации в организациях, не существует.
Высокий
уровень вовлеченности
Информация о работе Проблема адаптации персонала в современной организации