Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ природы и классификации функций менеджмента и их содержания на примере предприятия торговли.
В работе поставлены следующие задачи:
изучить классификацию функций менеджмента с позиций классической школы управления,
охарактеризовать общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления,
дать краткую характеристику предприятия – объекта исследования,
провести анализ общих, частных и вспомогательных функций управления на предприятии.
Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа действия под влиянием внутренних причин, побуждающих человека действовать (мотивов), и внешних причин, побуждающих человека действовать (стимулов).
Чтобы эффективно использовать мотивацию для усиления управленческого воздействия, необходимо хорошо представлять ее сущность, т.е. внутриличностные элементы - потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки.
Система мотивации на предприятии разделена на экономические методы и неэкономические методы.
Суть экономических мотивов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние.
К неэкономическим способам стимулирования относятся организационные и моральные. Организационные способы включают в себя мотивацию целями, привлечением к участию в делах организации, обогащением труда.
Премии начисляются всем работникам. Существует варианты премий:
Существует
огромное множество различных
Во-первых, льготы, связанные с графиком работы. Прежде всего, это меры, связанные с оплатой нерабочего времени сотрудника (праздничные дни и отпуск, период временной нетрудоспособности, перерывы на обед и отдых). Крайним случаем льгот такого рода является оплата декретного отпуска. Кроме того, это предоставление сотруднику гибкого графика работы. Весьма популярной в последнее время является система «банка нерабочих дней». Сотруднику предоставляется некоторое количество дней в году, которые он может не работать (обычно это количество складывается из нормы отпуска и разумного количества отгулов), и он получает возможность воспользоваться нерабочими днями по своему усмотрению.
Во-вторых, материальные нефинансовые вознаграждения. В этот блок входят все материальные стимулы, которые использует компания. Прежде всего, это различные подарки, которые фирма делает своим сотрудникам. Это могут быть небольшие сувениры, более крупные подарки как символ важности сотрудника для фирмы, семейные подарки, ко дню рождения, билеты в театр, подарки по случаю рождения ребенка. Кроме того, сюда же относятся различные финансовые «послабления» сотрудникам. Это в первую очередь оплата медицинской страховки, а также ссуды по льготной программе и скидки на приобретение продукции ООО «НОРДЭКС».
В-третьих, различные общефирменные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы. Это внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям (юбилею фирмы, выпуску новой модели продукции и т.д.). Кроме того, различные мероприятия, на которые работники имеют право приглашать свои семьи, загородные и экскурсионные поездки, устраиваемые компанией.
В-четвёртых,
тип вознаграждений, который называется
«вознаграждения-
В-пятых, вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника. В этот блок входит не только повышение в должности, но и обучение сотрудника за счет фирмы (за которым часто следует повышение в должности); приглашение сотрудника в качестве выступающего или лектора (такой вид вознаграждения говорит о высокой оценке его профессиональных качеств и предоставляет ему возможность попробовать свои силы в новом качестве), предложение участвовать в более интересном или материально выгодном проекте (для организаций проектного типа), а также возможность использования оборудования компании для реализации собственных проектов.
В-шестых,
вознаграждения, связанные с изменением
рабочего места. В этот блок входят
все те меры, которые ведут к
изменению технической
В последнее время ясно очерчивается тенденция к системному использованию нефинансовых вознаграждений. Во многом это происходит под давлением профсоюза, во многом — из-за объективной необходимости удерживать квалифицированных сотрудников и привлекать новых исполнителей. Эта тенденция привела к возникновению системы «пакета услуг» или «социального пакета». При ее использовании сотрудник получает возможность выбора из некоторого количества различных вознаграждений то, в чем он максимально заинтересован в настоящий момент.
Кроме поощрительных выплат, существуют социально-психологические методы мотивации. К ним относятся обучающие программы, внутрифирменные собрания, совместный отдых.
Достижение успехов в производственной деятельности в течение длительного периода возможно в основном при наличии дружного, сплоченного коллектива, имеющего здоровый социально-психологический климат.
В то же время успешное достижение цели в течение непродолжительного времени под воздействием авторитарного лидера тоже возможно. Но затем в таких коллективах складывается нездоровая обстановка, споры, увольнения. И производительность труда стабилизируется на одном уровне, а иногда и снижается. Именно при наличии здорового микроклимата в коллективе устанавливается хорошая мотивация к труду, самодисциплина, социально-психологический климат вечен и незыблем. Менеджер должен иметь в виду, что прогулы, опоздания, алкоголь и другие нежелательные факторы довольно быстро ухудшают микроклимат в коллективе, вызывают падение производительности труда.
Имеются факторы положительно или отрицательно воздействующие на социально-психологический климат. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние. Внешние факторы порождаются событиями, происходящими за пределами организации, и обычно они неподконтрольны менеджеру. Тем не менее, они могут существенно влиять на социально-психологический климат коллектива (семейные родственные связи, болезнь или смерть в семье, автокатастрофы и т.д.). Внутренними факторами, влияющими на морально-психологическое состояние работника, являются следующие: оплата, безопасность, условия труда, признание заслуг и т.п.
Таким образом, ООО «НОРДЭКС» имеет систему мотивации персонала основными компонентами, которой являются:
Далее проанализируем реализацию функции управления – организация.
ООО «НОРДЭКС» по типу является магазином, работающим по системе самообслуживания. В техническом оснащении магазинов этого типа есть одна особенность — это желательное наличие противокражных систем и систем наблюдения за залом, начиная от выпуклых зеркал и заканчивая системами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять контроль как за торговым залом, так и за персоналом.
Магазин оснащен необходимым для его деятельности оборудованием и инвентарем в соответствии с действующими нормами технического оснащения торговых предприятий.
В
магазине установлено
На предприятии используется торговое оборудование Kaplanlar (Турция), а также холодильные бонеты и пристенные холодильные витрины, морозильные лари и холодильные шкафы.
Помещение магазина отвечает техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для торгового предприятия соответствующего типа.
Технологическая планировка помещения магазина учитывает следующие требования:
1.
Торговые залы и
2.
Помещения для хранения и
3.
Зоны приёма товара
4. Кладовые и камеры для хранения товаров не являются проходными. Они имеют достаточное количество стеллажей и приспособлений для наиболее рационального и удобного размещения товаров и их беспрепятственного вывоза к месту предпродажной подготовки или в торговый зал.
5. Планировка помещений магазина обеспечивает минимизацию времени, оптимизацию осуществления, удобство для пользователей и персонала всех торгово-технологических операций.
6.
Планировка создает
7.
Планировка обеспечивает
8.
Планировка магазина
В магазине рационально использована площадь торгового зала, складских и подсобных помещений, обеспечено наиболее эффективное размещение и использование оборудования. Помещение предприятия, оборудование и инвентарь содержатся в образцовом санитарно-техническом состоянии.
Торговый зал — основной инструмент продажи товаров и обслуживания покупателей. В торговом зале ООО «НОРДЭКС» рационально и удобно для покупателей выложены (выставлены) в полном ассортименте имеющиеся в магазине товары в количествах, обеспечивающих широкий их выбор.
Особое внимание уделено информации покупателей о поступлении в продажу новых товаров. Часть имеющихся в магазине товаров используется для продажи по предварительным заказам и с доставкой на дом.
Покупателю
предоставляется возможность
Ассортимент предлагаемых товаров можно приблизительно разделить на следующие группы:
Договорные
отношения связывают ООО «
Договорные отношения с банком, связаны с тем, что банк осуществляет перечисление средства на счет магазина в соответствии с существующими договорными отношениями между банком и магазином.
Проанализируем реализацию функции управления – контроль.