Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ природы и классификации функций менеджмента и их содержания на примере предприятия торговли.
В работе поставлены следующие задачи:
изучить классификацию функций менеджмента с позиций классической школы управления,
охарактеризовать общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления,
дать краткую характеристику предприятия – объекта исследования,
провести анализ общих, частных и вспомогательных функций управления на предприятии.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. Большинством специалистов признано, что у менеджмента таких функций существует пять (рисунок 2).
Рисунок 2 – Общие функции менеджмента
Охарактеризуем подробнее данные функции.
1. Функция планирования
Планирование — это один из первых этапов процесса управления, на котором определяются цели любой организации, а также средства и методы их достижения.
Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижении поставленных целей формулируются новые.
2. Организация
Организационная
функция тесно связана с
Организационный этап — это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о создании (формировании) структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления — этапе планирования.
Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства.
Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе реализации организационной функции5:
3. Мотивация
Мотивация — это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку выступает непосредственной причиной их поведения.
Для
эффективной деятельности организации
требуются ответственные и
Чтобы эффективно использовать мотивацию для усиления управленческого воздействия, необходимо хорошо представлять ее сущность, т.е. внутриличностные элементы - потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки.
Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий:
Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.
4. Координация
Сущность
функции координации
Цели координации — установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Координация
осуществляется путем проведения совещаний,
личных контактов между
Для выполнения функции координации необходимо создание эффективной системы обратной связи, то есть получение данных о результатах. Система обратной связи позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути движения к поставленным целям.
5. Контроль
В классическом менеджменте функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на выбранном нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами).
Различают три вида контроля.
Предварительный контроль. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных — контроль за качеством сырья, в области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет.
Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ и позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Чаще всего объектом его являются сотрудники.
Заключительный контроль. В рамках заключительного контроля обратная связь используется тогда, когда работа уже выполнена. Цель такого контроля — предотвратить ошибки в будущем.
Некоторые
организации создают целые
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие главные требования-критерии:
Общество с ограниченной ответственностью «НОРДЭКС» образовано решением общего собрания учредителей ООО «НОРДЭКС» осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», основными учредительными документами – Уставом Общества и Учредительным Договором.
Целью деятельности данного предприятия является получение прибыли, поэтому ООО «НОРДЭКС» относится к коммерческому предприятию.
Предметом деятельности общества, согласно основным Учредительным документам предприятия, является оптовая и розничная торговля. Согласно уставу для реализации поставленной цели фирма имеет право осуществлять следующие виды деятельности:
Коммерческая деятельность ООО «НОРДЭКС» включает в себя оптово-розничную торговлю продуктами питания импортного и российского производства.
Основными задачами ООО «НОРДЭКС» являются осуществление розничной торговли товарами народного потребления в широком ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшей затратой ими времени на совершение покупок, выполнение плана розничного товарооборота и достижение наибольшей экономической эффективности работы предприятия.
Охарактеризуем реализацию функции управления – планирование.
На
данном предприятии довольно хорошо
поставлен процесс
В ООО «НОРДЭКС» составляются текущие планы. Текущий план - план, в котором объединяются все направления деятельности ООО «НОРДЭКС» на текущий финансовый год.
Оперативный план предназначается для решения конкретных вопросов деятельности ООО «НОРДЭКС» в краткосрочном периоде (12 года), имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется большим разнообразием используемых приемов и методов.
Существуют три типа текущих планов: функциональные, единовременные и стабильные.
Функциональный план ООО «НОРДЭКС» предусматривает действия, которые необходимо предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере. Например, с помощью данных функционального плана анализируются поступления товаров. Функциональный план разрабатывается на период от 1 до 2 лет.
Также в ООО «НОРДЭКС» разрабатывается единовременный проектный план, который содержит временные рамки выполнения того или иного действия, например, план рекламной кампании.
Стабильные планы ООО «НОРДЭКС» - это директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе соблюдения простейших принципов предприятия. На предприятии реализуются три вида стабильных планов:
а) Политика - это положение, в соответствии с которым устанавливаются параметры принятия повторяющихся второстепенных решений. Политика дает общие указания по осуществлению деятельности. Например, ООО «НОРДЭКС» придерживается политики, в соответствии с которой на службу принимаются люди только с определенным уровнем образования.
б) Стандартные инструкции - это планы действий, состоящие из нескольких этапов, которым необходимо следовать при выполнении отдельных заданий или при исполнении определенных обязанностей. Например, должностные инструкции работников ООО «НОРДЭКС».
в) Правила и рекомендации - это предписания о том, какие действия должны или не должны быть предприняты в каждой конкретной ситуации. Такие правила избавляют подчиненных от необходимости принимать решения и проявлять свою инициативу в конкретных ситуациях. Например, правила действий при возврате товара.
Таким образом, на предприятии ООО «НОРДЭКС» развито планирование текущее и оперативное планирование. Но не реализуется стратегическое планирование, направленное на долгосрочное развитие предприятия, и его персонала. В связи с этим необходимо предложить формулировку миссии предприятия и его целей.
Далее проанализируем реализацию функции управления – мотивация.