Природа и классификация в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – анализ природы и классификации функций менеджмента и их содержания на примере предприятия торговли.
В работе поставлены следующие задачи:
изучить классификацию функций менеджмента с позиций классической школы управления,
охарактеризовать общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления,
дать краткую характеристику предприятия – объекта исследования,
провести анализ общих, частных и вспомогательных функций управления на предприятии.

Файлы: 1 файл

Природа и классификация функций менеджмента.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

     Радикальная перестройка системы управления экономикой при переходе на рыночные условия хозяйствования способствовала формированию новых предприятий. В  рыночной среде предприятие не только производит продукцию, пользующуюся спросом  на рынке, но и создает рабочие места, обеспечивает занятость населения и решает другие важные вопросы.

     Являясь самостоятельным субъектом товарно-денежных отношений, автономным в принятии управленческих решений и полностью отвечая  за результаты своей хозяйственной  деятельности, предприятию в современных условиях необходимо постоянное внимание уделять вопросам адекватности системы управления потребностям поддержания на высоком уровне устойчивости положения на рынке, повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности.

     В связи с этим особую актуальность приобретает грамотная реализация функций менеджмента.

     В современном менеджменте все  большее значение приобретают мотивационные  аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения  оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

     Вопрос  о контроле как факторе повышения  эффективности управления предприятием является в высшей степени актуальным для действующих предприятий. Предприятия  часто испытывают трудности и  несут дополнительно масштабные издержки в связи с комплексом негативных воздействий, происходящих из внешней среды. Негативный эффект усиливается вследствие общего переходного характера отечественной экономики, несовершенства институциональной среды и т.п.

     В этих условиях крайне актуальным для  предприятий рыночного сектора  экономики является вопрос о выявлении наиболее мощных факторов негативного воздействия внешней среды и создания адекватного механизма защиты. В этой связи актуализируется вопрос о статусе и роли контроля в управлении предприятием, о наиболее приоритетных направлениях внутреннего контроля.

     В сложнейшей системе общественного  производства важно честное, слаженное  функционирование всей системы в  целом, а не только безупречная работа отдельных ее звеньев. Именно такую  задачу целенаправленного воздействия  на все элементы производства в условиях перехода экономики на рыночные отношения и достижения высокой экономической эффективности решает функция планирования.

     В рыночной экономике предприниматели  не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

     Важной  функцией управления является функция  организации, которая позволяет устанавливать постоянные и временные взаимоотношения между всеми подразделениями фирмы, определять порядок и условия функционирования фирм.

     Актуальность  темы продиктована необходимостью решения  важных проблем предприятий –  повышения эффективности реализации всех аспектов менеджмента в целом, и функций менеджмента в частности.

     Цель  данной курсовой работы – анализ природы и классификации функций менеджмента и их содержания на примере предприятия торговли.

     В работе поставлены следующие задачи:

  • изучить классификацию функций менеджмента с позиций классической школы управления,
  • охарактеризовать общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления,
  • дать краткую характеристику предприятия – объекта исследования,
  • провести анализ общих, частных и вспомогательных функций управления на предприятии.

      Объектом  исследования в работе является ООО  «НОРДЭКС».

     Предметом исследования в данной работе является функции менеджмент.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

     В научном арсенале по менеджменту  значится большое количество трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных функциям управления предприятием. К ним относятся работы Албастовой Л.Н., Большакова А.С., Вачугова Д.Д., Виханского О.С., Вершигоры Е.Е., Глухова В.В., Герчиковой И.Н., Дойль П., Драчевой Е.Л., Друкера П.Ф., Кабушкина Н.И., Кузнецова Ю.В, Кохно П.А., Лафта Дж. К, Мароши М., Максимцова М.М., Сирополис Н.К., Сухова В.Д., Тренева Н.Н., Уткина Э.А., Р. Уотермен, и др.

 

1. Классификация  функций менеджмента с позиций  классической школы управления

     Представители классической (1920-1950) школы управления, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций1.

     Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами.

     Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

     Вторая  категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

     Главный принцип концепции административного управления заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, состоящей из множества элементов, рациональное расположение которых, с учетом необходимых связей между элементами, позволяет повысить эффективность системы без дополнительного вложения ресурсов (материальных, финансовых, людских, временных).

     Анри  Файоль одним из первых сформулировал  ряд общих принципов административной теории. Им введены пять элементов, определяющих функции администрации: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль.

     Г. Файоль первым перестал рассматривать  управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность.

     Классическая  теория управления способствовала целенаправленному  прогрессу в искусстве интенсифицировать  труд рабочего, значительно снижать  издержки капиталистов, увеличивать прибыли. Однако эта теория недооценивала человеческий фактор и вскоре стала предметом острой критики.

     По  высказыванию Анри Файоля «управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». А. Файоль рассматривал административное управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее рационально (оптимально) используя ресурсы и возможности фирмы. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.

     Рассматривая  организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой организации  характерны шесть видов деятельности (функций):

  • техническая деятельность (производство);
  • коммерческая деятельность (закупка, сбыт);
  • финансовая деятельность (поиск и рациональное использование финансовых ресурсов);
  • деятельность безопасности (защита собственности организации);
  • эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);
  • управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль)2.

     Файоль  выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные, - по его мнению, производимых на любом (простом или сложном, небольшом или крупном) предприятии и являющихся взаимозависимыми. Например, технические операции не могут осуществляться без наличия сырья, возможности сбыта, капитала, страховых мероприятий. Административные операции Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.

     Планирование – функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.

     Организация – формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей.

     Мотивация – активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования, и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

     Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.

     Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

     Убеждения Файоля не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль неизменно придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Однако, как утверждал он, даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех разнообразных вопросах, связанных с управлением крупным предприятием. Идеальным управляющим был бы человек, который, обладая всеми знаниями, необходимыми для разрешения административных, технических, коммерческих, финансовых и иных вопросов, имел бы еще физическую силу, интеллект и трудоспособность, достаточные для выполнения любых заданий, связанных с управлением во всех областях. Файоль подчеркивал, что количество знаний возрастает вместе с опытом3.

     Таким образом, классики научного управления Ф. Тейлор (1856-1915), А. Файоль (1841-1925), Г. Эмерсон (1853-1931), М. Вебер (1864 - 1920) сформулировали базовые принципы классического научного управления, такие как: отчетливо поставленные цели, экономический подход, четкое разделение труда, специализация работы, научный отбор кадров, полный контроль и учет, стандартизация операций, поощрение инициативы, индивидуальная ответственность за решение, иерархичность управления, подчиненность индивидуальных интересов общим (корпоративный дух), научное обучение, экономическая мотивация труда, соответствие работы и квалификации, стабильность персонала, привлечение специалистов, регулирование процессов, централизация.

 

2. Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления

     Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами4.

     Каждая  функция имеет специфический  характер, особое содержание и может  осуществляться самостоятельно.

     Функции управления бывают как неразрывно связаны, так и не связаны между собой, но объединены в один целостный процесс.

     Все функции управления могут быть разделены  на общие и конкретные. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными.

     Основные  виды менеджмента, свойственные современным организациям и связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них, представлены на рисунке 1.

     

     Рисунок 1 – Объект менеджмента

Информация о работе Природа и классификация в менеджменте