Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:40, курсовая работа
Целью написания курсовой работы было разобраться, что же такое CRM, проанализировать причины возникновения CRM в России, выяснить преимущества и условия эффективности CRM.
Задачи:
- выяснить понятие системы CRM;
- проанализировать этапы становления CRM на Российском рынке
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты CRM-систем 5
1.1 Определение CRM-системы 5
1.2 Архитектура CRM-системы 9
1.3 Этапы внедрения CRM-систем 16
Глава 2 Практическое применение CRM-системы 20
2.1 Характеристика CRM-системы «Петрол Плюс» 20
2.2 Этапы внедрение системы Petrol Plus 23
2.3 Показатели эффективности внедрения CRM-системы 25
Глава 3 Анализ организации и оценка эффективности внедрения CRM-системы 30
3.1 Общие сведения об ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард» 30
3.1 SWOT-анализ ОАО «Лукойл-Интер-Кард» 35
3.3 Оценка эффективности внедрения CRM-системы «Петрол плюс» 37
Заключение 43
Список литературы 45
· Анализ проблем функционирования топливных карт;
· Техническая поддержка аппаратной части ПК и офисной техники;
· Сопровождение Баз Данных (по работе с клиентами, составления учебного расписания, бухучету);
· Функции модератора
по изменению оперативной
Проведем SWOT - анализ ОАО «Лукойл-Интер-Кард». Для того чтобы получить ясную оценку сил вашего предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.анализ определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
· Сильные стороны (Strengths) - преимущества вашей организации;
· Слабости (Weaknesses) - недостатки вашей организации;
· Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;
· Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.
Применение SWOT-анализа позволит систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.
Существует множество внешних факторов, влияющих на организацию: экономические, социо-культурные, конкурентные, политические, демографические, географические, финансовые, мировые, технико-технологические, предпринимательского порядка, «шоковые» и др.
Рассмотрим влияние некоторых из них:
1. Социальные изменения:
· переход специалиста к конкурентам, это может повлиять на уход постоянного клиента к конкурентам;
· разочарование в работе персонала, в итоге сокращение персонала, потеря квалифицированных работников;
· переход клиентов к конкурентам, следовательно уменьшение прибыли и позиций на рынке;
· изменение стиля жизни, привычки и ценности персонала могут повлиять на общую массу доступно рабочей силы и поведение клиентов.
. Демографические тенденции:
· высокие темпы роста населения выгодны для бизнеса, т.к. обозначают растущий потенциальный рынок;
· низкие темпы роста уменьшают и рынок потребителей, и рынок труда.
. Государственные изменения:
· изменения в законодательстве, необходимо следить за этим, чтобы не нарушать права;
· создание новых законов, следует следить за этим, чтобы предоставлять правильные услуги;
· изменение налогообложения, возможно повышение процентных ставок, что влияет на расходы.
4. Экономические изменения:
· повышение цен на программное обеспечение, следует иметь денежные средства на данные расходы;
· повышение цен на коммунальные услуги и на аренду помещения;
· возможный кризис может повлиять на сокращение сотрудников, уменьшение прибыли и уменьшение клиентов.
5. Конкурентные изменения:
· появление новых конкурентов, переход клиентов к ним;
· одновременное освоение новых программных продуктов, в итоге это повлияет на ценовые позиции;
· изменение цен на услуги влияет на долю рынка.
6. Изменения на рынке:
· появление новых способов подхода к решению проблем, сокращает время работы;
· устаревание программных продуктов приведет к уменьшению спроса.
Сохранение объемов реализации и положительная динамика роста стали возможны благодаря изучению запросов клиентов, выделению приоритетов развития, своевременной разработке и внедрению новых продуктов. SWOT-анализ представлен в таблице 2.9.
Таблица 2.9. SWOT-анализ
Сильные стороны S · высокое качество топлива · обширная клиентская база · высокий уровень обслуживания · опытный персонал · постоянное стимулирование сбыта |
Слабые стороны W · небольшой спектр товаров · недостаточная технологическая модернизация · малое количество официальных АЗС · неудобное месторасположение офиса |
Возможности O · собственные программные разработки · внедрение новых услуг · развитие новых технологий · благоприятная стабильная экономическая ситуация |
Угрозы T · острая конкуренция в отрасли · потеря постоянных и потенциальных клиентов, обращающиеся в конкурентные фирмы · зависимость компании от имиджа ОАО «Лукойл» |
Предлагаемые конкурентные рыночные стратегии:
· Расширение спектра предоставляемых услуг, ввод новых услуг;
· Улучшение качества обслуживания, улучшение качества и уровня продаж;
· Расширение сферы влияния на потребителя;
· Укрепление позиций на рынке;
· Внедрение новых информационных технологий.
Для того, чтобы дать объективную оценку рентабельности внедрения CRM-системы «Петрол плюс», необходимо применить методику оценивания разных сторон полезности данной системы. Существует множество параметров, техник и процедур оценивания различных систем применительно к разным организациям. Путем синтеза экономических и маркетинговых, мы попытаемся разработать полноценную методику, ориентированную на определение сильных и слабых сторон именно «Петрол плюс» в ОАО «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард».
Первый этап
методики заключается в определении
руководителем или группой
· Увеличение объема прибыли на 30%, т.е. к июню 2013 года прибыль должна составить 7 443,8 руб.;
· Увеличение индекса лояльности клиентов с 0,5 до 0,8.
· Увеличение доли рынка с 40% до 50%;
· Увеличение клиентской базы (количества заключенных договоров в год) на 20%, т.е. до 3360 договоров. Клиентская база ОАО «Лукойл-Интер-Кард» в г. Тюмень составляет около 2800 заключенных договоров. База разбита на троих сотрудников по 900, 1300, 600 договоров. Специалист офиса продаж обрабатывает в своей базе примерно около 4500 топливных карт.
· Сокращение времени, затрачиваемого на проведение операций, связанных с обслуживанием клиентов. Среднее количество затраченного времени клиентом на дорогу до офиса ОАО «Лукойл-Интер-Кард» в г. Тюмень составляет одного до двух часов. При этом обычно едет, человек с высокой должностью и, как правило, на большой грузовой машине, что затрудняет проезд к офису расположенного около моста.
Время, затраченное на проведение платежа через телефон, составляет примерно 3 минуты, но при этом платеж проходит только на следующий день. Консультация клиентов по телефону может отнимать примерно около 45 минут рабочего времени, как у клиента, так и у сотрудника отдела. В первую неделю каждого месяца все клиенты должны лично забрать финансовые документы за отчетный период. Таким образом, клиент теряет достаточно много времени, что не способствует развитию лояльности к организации.
Среднее число клиентов у одного специалиста за один рабочий день 25 человек + 60 проведение заявок через телефон + 190 консультационных звонков ≈ 85 * 3 = 255 платежек от клиентов за один рабочий день.
· Снижение расходов, т.е. затрат компании на заработную плату сотрудникам, которые на данный момент складываются из:
Специалист офиса продаж ≈ 30 000 рублей в месяц;
Специалист по работе с клиентами ≈ 23 100 рублей в месяц;
Специалист ПТС ≈ 40 000 рублей в месяц.
Затраты на заработную плату примерно составляют ≈ 30 000 + 23 100 * 3 + 40 000 = 139 300 рублей в месяц.
Стоимость арендного помещения, площадью примерно 40 кв. м. ≈ 80 000 рублей в месяц.
Компания ОАО «Лукойл-Интер-Кард» получает 3% комиссионных от проведения одной операции.
В целом. На первом этапе оценки руководитель задает т показатели, которых он хотел бы достичь посредством внедрения CRM-системы.
На втором этапе все определенные выше цели ранжируются в порядке от самой значимой до наименее весомой, для того, чтобы придать каждому показателю свой вес. В данном случае получается следующая иерархия целей:
ранг: увеличение объема прибыли;
ранг: увеличение клиентской базы;
ранг: увеличение доли рынка;
ранг: увеличение индекса лояльности клиентов;
ранг: снижение расходов;
ранг: сокращение времени, затрачиваемого на проведение операций, связанных с обслуживанием клиентов.
На третьем этапе определяется вес каждой цели, представленный в таблице 2.10.
Таблица 2.10. Определение веса показателей по целям
Ранг |
Цель |
Вес |
1 |
увеличение объема прибыли |
0,3 |
2 |
увеличение клиентской базы |
0,2 |
3 |
увеличение доли рынка |
0,18 |
4 |
увеличение индекса лояльности клиентов |
0,15 |
5 |
снижение расходов |
0,1 |
6 |
сокращение времени, затрачиваемого на проведение операций, связанных с обслуживанием клиентов |
0,07 |
Четвертый этап заключается в подсчете показателей, ожидаемых при использовании CRM-системы «Петрол плюс». Подсчет показателей представлен в таблице 2.11.
Таблица 2.11. Показатели по целям на отчетный и ожидаемый периоды
Цель |
Показатель на 2011,6 мес. |
Ожидаемый показатель 2012,6 мес. |
увеличение объема прибыли |
5 726 руб. |
7 443,8 руб. |
увеличение клиентской базы |
2800 договоров |
3360 договоров |
увеличение доли рынка |
40% |
50% |
увеличение индекса лояльности клиентов |
0,5 |
0,8 |
снижение расходов |
139 300 руб. |
70 000 руб. |
сокращение времени, затрачиваемого на проведение операций, связанных с обслуживанием клиентов |
45 минут |
5 минут |
Пятый этап - сравнение
ожидаемых и достигнутых
На шестом этапе рассчитывается общая эффективность внедрения CRM-системы и оценивается его целесообразность при прочих равных условиях следующим образом: сумма произведений веса и коэффициента достижения каждой цели, умноженная на 100%.
эф = (k1 + k2 + … + kn) * 100%;
где, kэф - коэффициент эффективности внедрения;n- коэффициент достижения цели;
В итоге все конечные данные сводятся в одну страницу, таблица 2.12.
Таблица 2.12
Ранг |
Цель |
Вес (c) |
Показатель на 2011,6 мес. (Pb) |
Ожидаемый показатель 2012,6 мес. (Pt) |
Достигнутый результат 2012,6 мес. |
Коэффициент достижения цели |
Коэффициент эффективности (kn) |
1 |
увеличение объема прибыли |
0,3 |
5 726 руб. |
7 443,8 руб. |
n1 |
l1 |
|
2 |
увеличение клиентской базы |
0,2 |
2800 договоров |
3360 договоров |
n2 |
l2 |
|
3 |
увеличение доли рынка |
0,18 |
40% |
50% |
n3 |
l3 |
|
4 |
увеличение индекса лояльности клиентов |
0,15 |
0,5 |
0,8 |
n4 |
l4 |
|
5 |
снижение расходов |
0,1 |
139 300 руб. |
70 000 руб. |
n5 |
l5 |
|
6 |
сокращение времени, затрачиваемого на проведение операций, связанных с обслуживанием клиентов |
0,07 |
45 минут |
5 минут |
n6 |
l6 |
|
Производя расчёт эффективности внедрения CRM-системы «Петрол плюс» необходимо использовать ряд показателей: вес целей, достигнутые и ожидаемые показатели за отчётные периоды, коэффициенты эффективности и достижения целей.
Расшифровка показателей:
· Вес (с) - определяется группой экспертов по отношению к важности каждой цели. В сумме все веса должны быть равны 1.
· Показатель на 2011,6 мес. (Pb) - результат, достигнутый фирмой в прошлый отчетный период;
· Ожидаемый показатель 2012,6 мес. (Pt) - желаемый результат, который планирует достичь организация к следующему отчетному периоду за счет применения CRM-системы «Петрол плюс» при прочих равных условиях; определяется руководителем или экспертной группой.
· Достигнутый результат 2012,6 (n) - реально достигнутый результат на будущий отчетный период;