Понятие, сущность и виды власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов власти и способов ее реализации в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание понятия власти в организации;
- рассмотреть основы и источники власти;
- проанализировать последствия неограниченной власти и безвластия;
- определить сущность понятия баланса власти;
- рассмотреть отношения власти в ходе эволюции организации;
- раскрыть процесс делегирования власти;
- изучить политические процессы в организации;
- выявить приемы, позволяющие усилить власть в организации.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы содержания власти в организации 5
1.1 Понятие, сущность и виды власти 5
1.2 Основы и источники власти 8
1.3. Проявление власти в организации 15
2. Политика как способ реализации власти в организации 19
2.1 Политические процессы в организации 19
2.2 Приемы, позволяющие усилить власть в организации 20
Заключение 25
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

              Информационная власть. В современных условиях ресурсом, позволяющим осуществлять власть над другими, в значительной мере становится информация, на обладание которой в организации может идти борьба, а сама она в целях защиты может утаиваться или искажаться. Лица, обладающие истинной и полной информацией, могут принимать оптимальные решения и диктовать свою волю другим.

              Информационная власть может быть передана специалистам и менеджерам, находящимся в центре информационных систем фирмы. Например, руководитель информационного подразделения фирмы может не только контролировать компьютеры, но и иметь доступ практически к любой информации по своему желанию. Менеджеры влиять на события, а не просто реагировать на них. Внутри организации менеджеры нередко защищают информацию от окружающих под предлогом того, что другие просто ее не поймут. Так, например, планы маркетинга могут иметь статус «Совершенно секретно». И чаще всего официальной причиной контроля над информацией называется необходимая защита фирмы. Но настоящая причина нередко заключается в том, что это позволяет владельцам информации приумножить свою власть.

              Потребность во власти. У людей существует потребность во власти, именно желание иметь влияние на других. Данный источник власти проявляется в даче настойчивых советов и стремлении оказать помощь, вызове эмоций у других, укреплении своей репутации.

В группу, составляющую организационную основу власти, входят в качестве источников: принуждение, вознаграждение, власть над ресурсами, власть связей и принятие решения.

              Принуждение. Как источник власти принуждение строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством санкций. Для рядовых сотрудников эти санкции носят чаще всего материальный характер (штраф, лишение премии, увольнение и др.) или административный (выговор, публичное замечание и др.), а для руководителей большое значение имеют моральные санкции, ставящие под угрозу их служебное положение, статус, авторитет. Подчиненные следуют указаниям, так как боятся быть наказанными. Поэтому в основе восприятия данного типа власти лежит страх. Практика показывает, что обращение к страху может стать эффективным методом воздействия, если предлагаются конкретные меры, позволяющие понять, как подчиненным избежать неприятностей.

              Власть, основанная на законном принуждении или его возможности, называется административной. Она существует как в государственных, так и в негосударственных организациях – главное, чтобы их деятельность соответствующие требования руководителей официально регламентировались. Особенностями такой власти являются безусловное слепое подчинение руководителю, отчуждение человека от создаваемого им продукта.

              В целом власть, связанная с возможностью наказывать, проста и обеспечивает возможность оперативно направлять действия людей, быстро получать результат. Но на практике, особенно в современных условиях, такая власть оказывается малоэффективной, так как обеспечивает минимальный уровень производительности и качества работы. Это обусловлено тем, что:

1)  страх заставляет людей подчиняться только в тех границах, где человека можно поймать на «неуставном» поведении, поэтому требуется дорогостоящая система контроля;

2)  страх не создает у людей заинтересованности в результатах работы, не предлагает действенных стимулов к труду, сотрудничеству, творчеству. В то же время он вызывает сопротивление, стремление защитить себя, порождает отрицательные эмоции и нацеливает на удовлетворение потребностей в другом месте;

3)  сегодня людей невозможно контролировать с помощью принуждения и формальных правил.

Поэтому влияния через страх надо избегать, так как он разрушает доверительную, положительную атмосферу в организации, что может привести к распаду коллектива.

              Вознаграждение. Другой формой проявления власти является вознаграждение. Вознаграждение – это влияние на людей с помощью положительных мер воздействия. Основной проблемой для руководителя является правильное определение ценности предполагаемого вознаграждения для конкретного исполнителя и выбор оптимальной возможности осуществить вознаграждение с учетом ряда существующих ограничений (например, размеры финансовых и других ресурсов, политика организации).

В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска и др., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения.

              Данный источник власти один из самых давних и эффективных способов влияния на людей с целью достижения общих и собственных целей. В значительной мере сила власти вознаграждения определяется уровнем формального права на власть. Руководители могут ослабить силу данного типа власти, давая обещания поощрить за работу и не выполняя эти обещания. К этому же приводит поощрение работников, не выполнивших порученные задания.

              Власть над ресурсами. Организация для своего функционирования нуждается в различных ресурсах, но прежде всего материальных, таких как сырье и материалы, рабочая сила, финансовые средства, оборудование и т.п. Для того чтобы их получить, нуждающееся в них лицо позволяет обладателю властвовать над собой. Такая власть позволяет оперативно добиваться результата, формирует положительные эмоции, чувство обязанности, благодарности. Однако материальные ресурсы могут количественно и качественно не совпадать с имеющимися потребностями, поэтому как основа власти они являются ограниченными.

              Власть связей. Данный источник власти строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее. При этом речь идет не только о существовании реальных связей у человека, но и о восприятии реальности существования этих связей с теми, на кого оказывается влияние. Поэтому, только будучи воспринятой, данная связь добавляет человеку влиятельности в отношениях с другими людьми. Так, например, огромной реальной властью в свете этого обладают помощники и секретари крупных руководителей, к мнению которых последние чаще всего прислушиваются в наибольшей степени вследствие личного доверия.

              Принятие решения. Как источник власти принятие решения проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Поэтому этот источник не связан только с тем, кто принимает окончательное решение.

Современная практика управления фактически исключает принятие решение одним человеком. Поэтому новые обстоятельства вызвали к жизни новые формы власти, основанные на диалогичных, партнерских отношениях. Руководитель не может не считаться с мнением компетентного подчиненного, а подчиненный мечтает не столько о хороших отношениях с руководителем, сколько об осуществлении собственной идеи, собственного проекта, то есть о самореализации.

 

Современные формы власти – убеждение и кооптация.

              Убеждение, то есть интенсивная передача своей точки зрения, может происходить с помощью логических инструментов и посредством эмоционального воздействия. Но убедить – не значит навязать свою точку зрения. Убедить – это предоставить возможность свободного выбора. Убедительность доводов человека непосредственно связана с доверием к нему.

              Кооптация (участие) предполагает привлечение подчиненных к проблеме выработки управленческого решения. Ее смысл заключается в том, чтобы подчиненные приняли управленческое решение как «свое». Кооптация, как правило, связана с усложнением труда, повышением его содержательности, обретением перспективного видения. Все это положительно воздействует на подчиненных.

              Современные формы власти способствуют росту открытости в коллективе, взаимовыручки, инициативности и ответственности.

              Таким образом, власть как процесс базируется на двух началах: личном и организационном. В том и другом случае используются различные источники власти, средства ее реализации. Прочность власти и преобладание того или иного ее типа зависят от многих обстоятельств, но в целом имеют тенденцию к ослаблению. Обусловлено это следующими факторами:

1)  значительно сократился разрыв между руководителями и подчиненными в уровне образования и квалификации;

2)  вместо прежних универсальных работников, заменить которых можно было в любой момент, основу организации стали составлять узкие специалисты, так как они обладают высокой квалификацией и их уход может обернуться катастрофой. Поэтому безоговорочно властвовать над такими людьми, особенно административными методами, невозможно;

3)  переход к профессиональному комплектованию Вооруженных сил, появление возможности альтернативной службы, снижение роли Церкви и религиозных обрядов в жизни общества привели к ослаблению традиции послушания, формировавшейся прежде у большей части населения, особенно мужского;

4) мобильность работников, их широкие внешние связи, легкость доступа к информации значительно облегчают для специалистов поиск нового места приложения своих способностей, это делает их независимыми от администрации.

В итоге власть руководителей над подчиненными существенно ослабляется, становится более гибкой, меняет формы проявления, так современными формами применения власти являются убеждение и кооптация.

 

1.3. Проявление власти в организации

              «Власть и организация неотделимы друг от друга, как жизнь и воздух», – отмечают исследователи. И в периоды стабильного роста, и при необходимости осуществления быстрых всеобъемлющих изменений властные отношения оказываются в центре внимания.

              Любая организация участвует в борьбе за власть, а также выступает элементом властных отношений. В последних она может проявляться трояко:

- как субъект власти (например, власть корпораций). Однако при этом власть организации всегда остается лишь маской, за которой скрывается власть конкретных лиц;

-  как властное пространство, подконтрольное какому-либо субъекту власти;

-  как ресурс власти, роль которого в современном обществе крайне велика.

              Помимо межорганизационной среды властные отношения и борьба за власть существуют также внутри организационной структуры.

              Как отмечает Дж.К.Гэлбрейт, успех организации в борьбе за власть всегда отражает ее внутреннюю среду, эффективность организации властных отношений и конкуренции внутри организации. Властными отношениями и конкуренцией определяется процедура принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации.

              В качестве примера организационной структуры власти рассмотрим акционерное общество (корпорацию). Г.Клейнер выделяет шесть возможных центров власти в корпорации – генерального директора, администрацию, отдельных акционеров, собрание акционеров в целом, общее собрание работников предприятия и отдельных работников, а также три вида конкуренции между ними (за формальную позицию, за влияние и за право принимать решения). Помимо этого в рамках общества могут возникнуть также и неформальные коалиции акционеров, членов администрации и работников, конкурирующие между собой. Наконец, помимо юридической структуры, описанной выше, организация имеет и бизнес-структуру (заместителей директора, штабные и линейные подразделения). В ней также формируются властные центры.

              С точки зрения формальной иерархической структуры реальная концентрация власти в организации может произойти либо «внизу» (у формальных «подчиненных»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). На практике, как правило, существует «баланс власти» между ее различными центрами в организационной структуре.

              Структура властных отношений и борьбы за власть в организации обусловливается как внеорганизационными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства, например, корпоративное право, регулирующее распределение власти в акционерных обществах), а также неформальные традиции и нормы. Помимо институтов свое давление на внутриорганизационные отношения власти оказывает и конкурентная среда. На внутриорганизационном уровне также присутствуют как формальные, так и неформальные нормы, определяющие развитие властных отношений. Эти нормы нередко включаются в понятие «организационной культуры».

              Отношения власти меняются в ходе эволюции организации. При этом возникает процесс двухстороннего взаимодействия: властные отношения и борьба за власть определяют развитие организации, а оно, в свою очередь, влияет на процессы в сфере власти. В результате итог организационного развития может сильно отличаться от первоначальных намерений коалиций и лиц, участвовавших в принятии решений.

              На различных этапах жизненного цикла организации в ней, как правило, складываются различные виды и формы властных отношений:

              1. Возникновение организации. Властные отношения носят преимущественно неформальный характер, как и в целом отношения между членами организации. Официальная иерархия, закреплённая в нормативных документах организации, может сильно отличаться от реальной. На практике доминирует экспертная власть, позволяющая каждому члену организации влиять на принятие решений, в которых он (по мнению других членов организации) наиболее компетентен. Отсутствуют многоуровневые структуры власти. Борьба за власть ограничена, поскольку организация нуждается в мобилизации внутренних ресурсов для выживания во внешней среде.

              2. Экспансия. Рост организации вызывает трансформацию отношений власти. Возникают многоуровневые иерархические цепочки. Происходит формализация отношений власти за счет развития локальных нормативных актов. Некоторое время может сохраняться первоначальное «ядро единомышленников», но оно с неизбежностью будет размываться вновь приходящими в организацию лидерами. Обостряется борьба за власть. Масштабы организации делают возможным формирование отдельных коалиций. В процессе роста организация постоянно принимает важные стратегические решения, вокруг которых может возникать конфликт. Успех в борьбе за власть определяется результатами деятельности коалиции/группы/подразделения на благо организации.

Информация о работе Понятие, сущность и виды власти