Понятие лидерства. Типы лидерства. Функции лидера. Менеджер как лидер

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:40, реферат

Краткое описание

Целью является изучение лидерства, функций лидера и менеджера как лидера.
Исходя из цели, задачи следующие:
1.рассмотреть понятие лидерства и его типы, функции лидера
2.охарактеризовать менеджера в качестве лидера

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и типы лидерства.Функции лидера 4
2. Менеджер как лидер 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

Файлы: 1 файл

реферат ОМ - копия.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

      Менеджер  должен стремиться к выполнению лидерской  роли, имея в виду, что успех в  достижении общих целей может быть получен только за счёт общего видения и общей ответственности, доверия к людям и отношений между ними, которые характеризуются как товарищеские, равные, доверительные.

      Менеджер  должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.1

      В силу того, что любая фирма представляет собой некоторую совокупность групп с менеджерами во главе, их принято рассматривать как истинное единство (рис.1), образуемое группами с менеджерами (желательно с лидерами) во главе.

                                                          Фирма  

                                    Лидер                               Группа

      Рис.1. Лидер (менеджер) в «системе групп» фирмы.

      Именно  поэтому в управлении персоналом и в менеджменте человеческих ресурсов все больше внимания уделяется  необходимости накопления качеств  лидерства у менеджеров всех уровней и направлений, так как именно лидерство требуется для каждой группы и тем более для фирмы.

      Необходимые лидерские качества, которые должны быть у менеджеров, можно представить  в виде десяти основных групп1:

  1. Умение предложить обоснованный желательный «образ» фирмы (группы) или проблемы в соответствии со сложившейся ситуацией («vision»):желательный «образ»; доказать подчинённым целесообразность данного «образа» и возможность его достижения; умение предложить конкретные пути к достижению избранных целей.
  2. Вера в людей: доверие к людям (персоналу); заинтересованность в людях; способность получить доверие персонала.
  3. Преданность фирме: фирма - не только место работы, но и второй дом; подчиненные в группах – «семьи» (как дети);
  4. Целостность характера; верность слову; следование общечеловеческим нормам; единство ценностей в виде целей и средств для их достижения.
  5. Бескорыстие: служение людям; отсутствие слепого карьеризма.
  6. Творческие способности: креативное мышление ; поиск нового; активное внедрение преобразований, которые ведут к лучшему;
  7. Умение общаться (коммуникативность): профессиональное деловое общение; умение вести душевный разговор; постоянное информирование подчинённых о ситуации.
  8. Твердость духа: высокая требовательность к себе и людям; наличие реальной власти в виде права наградить и наказать; положительное отношение к единоначалию и умелая опора на него.
  9. Умение рисковать (способность и готовность  к риску): желание и готовность побуждать людей к инновациям;
  10. Умение «оказаться в нужном месте в требуемое время» и способность «быть на виду»: быть с подчинёнными; не «бояться» начальства; умение опираться на авторитет общественности.

В тоже время все эти требования являются необходимыми характеристиками для  менеджера – лидера, который должен понять, что они не могут сформироваться и достичь «определённого уровня» за короткий срок. Наличие требований к желательным качествам уже само по себе позволяет менеджерам высшего звена предложить всем менеджерам фирмы определённый « эталонный» образ менеджера, а каждому менеджеру - оценить степень личного соответствия требуемым качествам.

      Несмотря  на почти идеальные качества, которыми должен обладать менеджер, он, прежде всего, просто человек со своими особенностями, характером, формой взаимоотношений с другими людьми. Ему присущ свой темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод и тип руководства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Изменения, происходящие в наши дни, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера  и дилемму «менеджер или лидер». Еще не так давно один из исследователей лидерства сформулировал ставшую  знаменитой максиму: «Managers do things right, and leaders do right things», что в переводе на русский язык звучит примерно так: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Теперь же такое противопоставление уже не кажется столь очевидным: по мере становления новой функции менеджмента — инновационной — менеджерам, и не только занимающим высшие управленческие должности, требуются навыки лидерства. Для достижения успеха в сфере управленческой деятельности, менеджер должен обладать огромным спектром личностных и профессиональных качеств. Но поскольку подлинным критерием деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя и исполнителей, он, прежде всего, должен быть лидером, достойным подражания,  безупречно руководящим персоналом, знающим его потребности, возможности и особенности. 

      Менеджер-лидер является ключевой фигурой в управлении организацией, а лидерство — важным качеством управленческой деятельности.

      Менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.

      Главная мысль заключается в том, что лидерство – это пример личного поведения менеджера, а не призывы к группе, как следует им поступать. Лидерство - это не стремление блокировать процессы жизни группы и не настаивание на том, чтобы события происходили определённым образом, а оптимальная реакция на сложившуюся ситуацию.

      Менеджер должен хорошо понимать  основные различия между менеджментом и лидерством  и гармонично соединять в себе обе эти роли, чтобы вести свою компанию к успеху. Как менеджер, ты должен следить за тем, чтобы работа была сделан а, и как лидер, ты должен заботиться о людях, которые ее делают.

      В менеджменте роли менеджера-лидера уделено больше внимания. Во-первых, менеджер выполняет свои лидерские функции на индивидуальном уровне, действуя в буквальном смысле <один на один>. Он побуждает и направляет сотрудников своего подразделения - мотивирует, вдохновляет, тренирует и воспитывает, подталкивает и выполняет функции наставника и т.д. Во-вторых, менеджер - лидер на групповом уровне, что в наибольшей степени проявляется при создании им своей <команды>, на что в последнее время исследователи обращают самое пристальное внимание. И наконец, менеджер - лидер на уровне организационной единицы в целом, что в особенности касается задачи создания и поддержания определенной культуры деятельности. Менеджер принимает участие во множестве символических акций (так называемые ритуальные обязанности), направленных на поддержание определенного уровня культуры труда.

      Не  все менеджеры в организации  могут быть лидерами, так же как  и не все лидеры являются менеджерами. Но в современных условиях все больше число менеджеров осознают необходимость лидерских качеств, так как только таким путём можно развивать творчество и внедрять новшества, находить лучшие пути для достижения плановых установок, для включения в эти процессы сотрудников. Поэтому лидерство является важнейшей составной частью тех ролей, которые менеджеры выполняют в 21 веке.

      Практика  показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Менеджеры-лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем.

      Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов с властями.

      Как видно, задача совмещения лидера и менеджера в одном лице трудновыполнима, а для людей, которые в течение жизни не развивали лидерские качества - и вовсе невыполнима в долгосрочной перспективе. Тем не менее, это можно компенсировать, устанавливая благотворный контакт между неформальным лидером и менеджером. Да и сами менеджеры при должном внимании к своим подчинённым могут стать лидерами. Главное здесь не упускать важный фактор лидерства, которым часто пренебрегают, считая его чем-то абстрактным и сугубо теоретическим и не придавая ему особого значения.

      Лидерству можно и необходимо систематически обучаться, понимая, что оно связано  с социально-психологическими составляющими  в работе менеджера и профессионализмом во взаимоотношениях с людьми. Лидерство опирается на эталонность (образцовость личного поведения) и экспертность (высокий уровень квалификации).

      В настоящее время для лидерства  особенно важно умение менеджера  предложить персоналу тот привлекательный  «Образ» (vision), который способен обеспечить наибольшую эффективность работы и результатов. Кроме прекрасного «Образа», менеджер должен уметь показать и предложить методы и средства обеспечения эффективного управления вниманием, значением образа, доверием к «образу» и себе и управления собой во имя предложенного образа.

      Американские  теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг: каждый менеджер должен быть лидером. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и лидера: функции первого — профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы); вторые должны вести за собой людей, их главная функция — обеспечение бесперебойной работы человеческой подсистемы бизнеса. Современное понимание функций менеджера требует от него профессионального владения, как тем, так и другим.

      Современные менеджеры-лидеры - это носители нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на использование культурно-этических инструментов руководства.

      Эффективным менеджером, отвечающим запросам новой  философии управления, считается  человек, который осознает, что его  авторитет непосредственно зависит  от уважения подчиненных, а не от его  формального статуса. Опыт ведущих фирм убеждает в том, что авторитет - это высокий профессионализм и стремление к современному стилю управления. Речь идет о способности управляющих вести дело так, чтобы их подчиненные постоянно чувствовали к себе уважение, были причастны к решению возникающих проблем, не испытывали помех в созидательном труде, полностью неся ответственность за результаты деятельности и чувствуя при этом свою значимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веснин В.Р. Менеджмент 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М., 2007.
  3. Кретов В.И. Типология лидерства. Социально-Гуманитарные знания №3.-2000.
  4. Латфуллин Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение. - Спб., Питер, 2009.
  5. Медведев В.П. Основы менеджмента.– М.: ДеКа, 2002. Кн.2.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М.,2000.
  7. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика.- М.: Инфра-М , 2007.
  8. www.iteam.ru (Платонов Ю.П. Структура и условия лидерства)

Информация о работе Понятие лидерства. Типы лидерства. Функции лидера. Менеджер как лидер