Понятие лидерства. Лидер и менеджер

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:07, реферат

Краткое описание

Лидерство – это процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Лидерство является важнейшим фактором в системе управления организационным управлением. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности.

Оглавление

1. Понятие лидерства…………………………………………………………. 3
Менеджер и лидер…………………………………………………………. 7

Заключение……………………………………………………………………. 10

Список используемой литературы…………………………………………... 11

Файлы: 1 файл

основы менеджмента!.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный экономический  университет» 
 
 

Кафедра «Экономика и управление» 
 

Реферат

по дисциплине «Основы менеджмента»

Тема: «Понятие лидерства. Лидер и менеджер» 

Выполнила:       Студентка 3-го курса

                                                ФВШУБ, сп. «Финансы и кредит» 

Проверил:       
 

2010/2011 учебный год 
Содержание

 

    1. Понятие лидерства…………………………………………………………. 3

  1. Менеджер и лидер…………………………………………………………. 7

            Заключение……………………………………………………………………. 10 

            Список используемой литературы…………………………………………... 11

 

1. Понятие лидерства

     Лидерство – это процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Лидерство является важнейшим фактором в системе управления организационным управлением. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности.

       Лидер – это лицо, которое может оказывать реальное влияние на поведение работников. Формальный руководитель не всегда является лидером. На выдвижение лидера оказывают влияние объективные и субъективные факторы.

     Наиболее  важные функции лидера включают: определение  целей и средств их достижения, координацию действий членов группы, планирование их совместной работы поощрение и наказание, информационную, контролирующую, представительскую функцию и др.

     Процесс влияния на людей с позиции  занимаемой в организации должности  называется формальным лидерством. Однако в своём влиянии на людей официальный  руководитель не может полагаться только на занимаемую должность и связанные с ней полномочия. Процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей или других ресурсов, необходимых людям, получил название неформального лидерства. Идеальным для менеджмента является гармоничное сочетание обеих основ лидерства.

       Стиль лидерства – это совокупность  характерных приёмов и методов,  используемых руководителем для  оказания влияния на подчинённых  в процессе управления. Стиль  включает степень делегирование руководителем полномочий своим подчинённым, используемый тип власти, методы  работы с внешней средой, способы влияния на персонал и манеру поведения. (1. стр.114).

       Невзирая на то, что лидерству уделялось много внимания и все признавали важность этой темы, оно во многом по-прежнему является «черным ящиком», или необъяснимым понятием. Известно, что лидерство существует и  оказывает огромное влияние на человеческое поведение, но его внутренние механизмы и конкретные параметры не получили точного выражения. 

     Есть  несколько определённых теоретических положений, касающихся лидерства. Первое стоит на том, что лидерами не становятся, а рождаются. Это так называемая теория «великой личности», утверждающая, что некоторые индивиды рождаются с определёнными чертами, позволяющие им стать лидерами, независимо от ситуации и исторического периода. Этот взгляд вылился в то, что получило название теории лидерских черт. Теория черт в основном связана с выяснением личностных особенностей лидера.

      Общепринятые  теории лидерства:

      Теория  лидерских черт.  Какие особенности или черты делают человека лидером? Ранние теории лидерских черт, восходящие ещё к Древней Греции и Риму, утверждали что, индивид рождается либо с качествами, необходимыми для лидера, либо без них. Считается, что знаменитые исторические личности имели естественные способности подняться над любой ситуацией и стать лидером.

     Со  временем под влиянием бихевиористской  школы, исследователи согласились  с тем фактом, что лидерские  качества могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате научения или жизненно опыта. Внимание переключилось на поиск универсальных качеств, присущих лидерам. В результате исследований оказалось, что единственной постоянной характеристикой оказался интеллект.

        В целом не удалось обнаружить общие для лидеров черты и доже понять какие из качеств важнее. Теория лидерских черт , как и концепция черт личности, привела к прогрессу в описание феномена лидерства. Этот подход существует до сих пор, но теперь основное внимание уделяется не личным качествам, а навыкам связанным с работой.

       Групповая теория  лидерства. Групповые теории лидерства основываются на идеях социальной психологии, в частности на классической теории обмена. Для достижения групповых целей должен существовать положительный обмен между лидером и его последователями.

     Теории  обмена предполагают, что члены группы вносят определённый вклад за свой счёт, а получают выгоды за счёт всех группы или других её членов. Взаимодействие продолжается потому, что члены группы находят социальный обмен взаимно полезным.

       Лидерство – это процесс обмена  между лидером и последователями.

     Ситуационная  теория лидерства. Эта модель охватывает стиль лидерства в благоприятной ситуации. Ситуация благоприятна для лидера если высоки следующие показатели:

     - взаимодействие между лидером и членами группы;

     - степень структурирования задачи;

     - позиционная власть лидера, определяемая  его формальными полномочиями.

     В очень благоприятных условиях, когда  у лидера есть власть, неформальная поддержка и достаточно чётко  определённая задача, группа готова быть ведомой и ожидает распоряжений. В крайне не благоприятной ситуации лидер, принимающий неправильные решения оказывается в лучшем положении, чем лидер, вообще не принимающий решений.

     Теория  лидерства «путь  – цель». Эта теория является широко признанной теорией которая развивалась в рамках концепции теории ожидания. Она пытается объяснить влияние, которое оказывает поведение лидера на мотивацию его подчиненных, их удовлетворённость и деятельность

     Существует  четыре основных типа лидерства:

  1. Директивное лидерство. Этот стиль похож на авторитарный. Подчинённые точно знает, чего от них ждут, и  лидер даёт чёткие указания. Подчинённые не принимают участия в принятии решений.
  2. Поддерживающее лидерство. Лидер дружелюбен и доступен, выказывает подлинную заботу о подчиненных.
  3. Лидерство, основанное на вовлечении подчинённых в принятие решений. Лидер просит у подчинённых совета и учитывает их, однако решение принимает сам.
  4. Лидерство, ориентированное на достижения. Лидер ставит перед подчиненными сложные задачи и демонстрирует уверенность, что они смогут их разрешить и сработать эффективно.

       Поведение лидера будет приемлемо  для подчиненных при условии,  что подчиненные рассматривают  такое поведение как непосредственный  источник удовлетворения или как инструмент для будущего удовлетворения.

     Теории  харизматического лидера. Это возврат к старому пониманию лидера как человека, который силой своих личных способностей может оказывать глубокое и необычайное влияние на последователей. Теория предсказывает, что харизматический лидер, оказывая воздействие на своих подчинённых, может добиться от них деятельности, превосходящей все ожидания, а также преданности лидеру и его миссии. К ситуациям благоприятным для появления харизматического лидерства, относятся кризисы, требующие серьёзных изменений, и глубокое недовольство подчинённых положением дел в организации.

     Теория  преобразующего лидерства. Определение харизматических характеристик лидеров может оказаться особенно важным в условиях преобразования традиционных способов реализации лидерства в организации  для адаптации к драматическим изменениям. Именно этот процесс изменений  стал объектом изучения харизматического лидерства. Преобразующим лидерам присущи следующие качества:

     - Они считают себя носителями перемен;

     - Они обладают смелостью и мужеством;

     - Они верят в людей;

     - Ими движут фундаментальные ценности;

     - Они всю жизнь учатся;

     -Они  способны справиться со сложностями,  неопределённостью и двусмысленностью;

     - Они обладают видением перспективы.

     Теории  социального научения. Теория социального научения позволила сформулировать общую концептуальную основу для описания организационного поведения, она может помочь в создании непрерывного взаимодействия между лидером, окружением и поведением.

       В данном случае подчиненные играют активную роль и вмести с лидером концентрирует внимание на своем поведении и поведении других, на факторах окружающей среды и своих опосредующих суждениях. Можно привести следующие примеры такого подхода:

     - Лидер знакомится с макро- и  микропеременными, контролирующими его поведение.

     - Лидер и подчинённые ищут индивидуальные  факторы, регулирующие поведение  подчиненных;

     - Лидер и подчиненные совместно  пытаются найти способы управления  индивидуальным поведением для  получения взаимно подкрепляющих и полезных для организации результатов.

       При таком подходе лидер и  подчинённые связаны регулируемыми  отношениями, основанными на взаимодействии, и сознательно стараются изменить  поведение друг друга, предоставляя  и принимая желаемое вознаграждение.

       Заменители лидерства. Вследствие неудовлетворённости развитием теории лидерства и исследований, объясняющих и прогнозирующих влияние поведения лидера на результаты деятельности, была подвергнута сомнению и значимость лидерства как такового. Существует понятие, что существуют так называемые заменители лидерства, которые делают лидера не просто не нужным, но даже лишним, а также нейтрализаторы, которые не позволяют лидеру использовать определённые формы поведения или нейтрализуют его. Такими заменителями и нейтрализаторами могут стать подчинённые. Опыт, способности и тренированность подчинённого могут служить заменой для инструментального лидерства. Подчиненные которые не особенно заинтересованы в организационных поощрениях, будут нейтрализовывать попытки как поддерживающего, так и инструментального лидерства.

     Профессионалы отличаются от не профессионалов тем, что для них внутреннее удовлетворение целями и значимостью работы служит своего рода организационным поощрениям и является надёжным заменителем  поддержки со стороны лидера.

     В целом понятие заменителя позволяет  взглянуть на лидерство в более  точной перспективе и объясняет  относительно невысокую   результативность исследований по этой теме. В частности, ситуация в которой находится  лидер, может заменить или нейтрализовать его поведение при воздействии на поведение подчинённых и их удовлетворение. Не все находятся под контролем лидеров, лидеры не обладают мистической властью над людьми. Определенную роль играет ситуация. В тоже время лидеры оказывают воздействие на ситуацию.

 

2. Менеджер и лидер

     Например, во Франции считается, что важнейшим качеством руководителей больших фирм является развитый интеллект, что отражено в объявлениях о приёме на работу, где почти никогда не упоминается о мотивации и энергичности как о необходимых для занятия должности менеджера качествах. Интеллект для них важнее, чем способность к действиям. Они не придают большого значения навыкам межличностных контактов и коммуникаций, рассматриваемым в других странах как необходимые признаки организатора деятельности компании.

Информация о работе Понятие лидерства. Лидер и менеджер