Понятие лидерства. Типы лидерства. Функции лидера. Менеджер как лидер

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:40, реферат

Краткое описание

Целью является изучение лидерства, функций лидера и менеджера как лидера.
Исходя из цели, задачи следующие:
1.рассмотреть понятие лидерства и его типы, функции лидера
2.охарактеризовать менеджера в качестве лидера

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и типы лидерства.Функции лидера 4
2. Менеджер как лидер 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

Файлы: 1 файл

реферат ОМ - копия.doc

— 123.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

по дисциплине «Основы менеджмента» 

на тему «Понятие лидерства. Типы лидерства. Функции лидера. Менеджер как лидер» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      Основу  лидерства в менеджменте составляют умение прогнозировать будущие события, ясно видеть и понимать происходящие события (способности к анализу  ситуации).

      Если  организация хочет выжить и тем  более добиться успеха в современных условиях, ей необходимы и менеджеры, и лидеры. Однако когда дело доходит до подготовки специалистов на высшие руководящие должности, главы компаний откровенно игнорируют предупреждения психологов о том, что человек не способен быть одновременно менеджером и лидером. Они пытаются воспитать лидеров и менеджеров в одном лице. И их можно понять. Но возможно ли это? Ведь  менеджеры и лидеры — люди совершенно разных типов.

      Актуальность  темы заключается в том, что в последнее время  современное общество требует не просто менеджера, а менеджера и лидера в одном лице. Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, ибо тот должен быть не утвержден приказом, а психологически признан окружающими, как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. Чтобы эффективно управлять, нужно быть способным вести за собой людей, т.е. быть лидером.

      Целью является изучение лидерства, функций лидера и менеджера как лидера.

      Исходя  из цели, задачи следующие:

  1. рассмотреть понятие лидерства и его типы, функции лидера
  2. охарактеризовать менеджера в качестве лидера
 
 
 

      1. Понятие и типы лидерства. Функции лидера

      Не  смотря на то, что вопросы лидерства  вызывали интерес людей с древних  времен, систематичное, целенаправленное и широкое изучение лидерства  началось только со времен Ф.Тейлора. Тем  не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

      Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.

      Природа лидерства может быть лучше понята, если ее сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в  организации не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти  и источники ее питающие. Лидерство как специфичный тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействие в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственного управления лидерство предполагают наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно, отношение «начальник-подчиненный», свойственное традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».1

      Быть  менеджером не означает автоматически  считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность  в организации, но не быть лидером. Процесс влияния через способности и умение или другие  ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и истоков, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

      В ходе изучения проблемы лидерства учеными  было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство – это воздействие на группы  людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявление в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г.Кунц и С.О’Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели. П.Друкер: “Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки”.2

      Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации». 2

      Наиболее  простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации  является выделение его трех типов3:

      1. Деловое лидерство. Оно характерно  для групп, возникающих на основе  производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

      2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

      3. Ситуативное лидерство. Оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

      Различают также1:

  • формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
  • неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

      В зависимости от направленности влияния  на реализацию целей организации  лидерство делится на 2:

  • конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
  • деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
  • нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

      По  характеру деятельности  лидера различают:

  • универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;
  • ситуативный тип, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

      По  мнению Р. Такера, лидер выполняет  три основные функции:

       1) диагностическая. «Постановка  диагноза» – период, когда лидер  изучает ситуацию, оценивает наиболее  важные проблемы, вычленяя негативные  тенденции, и устанавливает, что  и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает на основе полученной информации от советников, помощников.

       2) директивная. Эта функция включает  в себя определение направления  действий: как и что конкретно  надо предпринять в определённый  момент, чтобы решить проблему:

       3) мобилизующая. Лидерство – это  большее, чем анализ и принятие  решений. Это и «мобилизация»  на выполнение решений, вовлечение  в конкретную деятельность тех,  кто нужен для решения задачи  и достижения поставленной цели. Вокруг лидера сплачиваются группы. Лидеры способны воодушевить и повести за собой на реализацию самых сложных задач.

        «Идеальное» лидерство представляет  собой сочетание трёх основных  функций: «постановки диагноза»,  выработки направления действий  и мобилизации.

      2.Менеджер как лидер

      Теоретически  лидером может быть любой член организации, а не только те, кто  ею управляют. Это означает, что лидерство  может проявляться и на нижних уровнях иерархии. И всё-таки больше всего возможностей для проявления лидерства имеют люди, занимающие в организации управленческие позиции. Менеджер в силу своих способностей, профессиональных и личностных качеств в наибольшей мере способен быть для других людей образцом и активизировать их деятельность для достижения общих целей.3

      В современной динамичной экономике и быстро меняющейся бизнес - среде руководителю уже недостаточно быть просто менеджером. Чтобы достичь более значительных успехов, нужно быть одновременно и менеджером, и лидером, синергично переплетая их функции.

      Лидер организации – индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества. Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективного решения организационных задач, а как лидер он использует силу личностного влияния на подчиненных. Таким образом, лидер организации имеет больше возможностей эффективно управлять организацией, чем просто менеджер или неформальный лидер, не имеющий статусной власти. Не каждый менеджер и не каждый лидер являются лидером организации.2

      Ключевые  компетенции менеджера:

  • планирование (постановка целей и задач, планирование действий и предварительный расчет ресурсов);
  • управление подчиненными (формирование организационной структуры, определение позиций каждого, установление системы контроля);
  • осуществление контроля (мониторинг деятельности, выявление проблем и их устранение).

      Ключевые  компетенции лидера:

  • определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры);
  • объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей);
  • мотивация и побуждение (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение).

      Совмещение  компетенций лидера и менеджера  является залогом успешного функционирования организации и развития ее конкурентных преимуществ в условиях динамично меняющейся среды.

      Во-первых, только лидеры организаций могут  выработать эффективную стратегию  организации в жестких конкурентных условиях и объединить организационные  усилия, направленные на достижение поставленных целей.

      Во-вторых, только лидеры организаций способны осуществить кардинальные изменения, определяющие успешность деятельности организации на перспективу. Нельзя принудить людей к творчеству и инновациям, но можно воодушевить  их на эту деятельность.

      В-третьих, в условиях ограниченности ресурсов лидер организации более эффективно решает сложные проблемы, оптимально использует кадровый потенциал. Он обладает гораздо большим количеством  рычагов воздействия на мотивацию  подчиненных.

      В-четвертых, лидер организации скорее выстроит прочные партнерские взаимоотношения внутри организации и вне ее, нежели менеджер без лидерских качеств.

      Лидерство – это значит быть самим собой, не использовать некоторый «стиль» для замены существа дела и специфики деятельности. Это такое отношение менеджера к подчинённым, когда основное внимание уделяется формированию (созданию) «открытости» группы для новых возможностей и готовности к обучению и обучаемости. 1

      Задача  менеджера по отношению к людям  – быть лидером. Цель менеджера – сделать продуктивными специфические знания и сильные стороны каждого человека. На самом деле разница между лидером и менеджером не настолько резкая, и для чтобы вести свою компанию к успеху нужны оба в одном лице: лидер создает возможности, а менеджер превращает их в осязаемые результаты. Как менеджер, ты должен следить за тем, чтобы работа была сделана, и как лидер, ты должен заботиться о людях, которые ее делают.

Информация о работе Понятие лидерства. Типы лидерства. Функции лидера. Менеджер как лидер