Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:40, реферат
Целью является изучение лидерства, функций лидера и менеджера как лидера.
Исходя из цели, задачи следующие:
1.рассмотреть понятие лидерства и его типы, функции лидера
2.охарактеризовать менеджера в качестве лидера
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и типы лидерства.Функции лидера 4
2. Менеджер как лидер 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Основы менеджмента»
на тему
«Понятие лидерства. Типы лидерства.
Функции лидера. Менеджер как лидер»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Основу
лидерства в менеджменте
Если организация хочет выжить и тем более добиться успеха в современных условиях, ей необходимы и менеджеры, и лидеры. Однако когда дело доходит до подготовки специалистов на высшие руководящие должности, главы компаний откровенно игнорируют предупреждения психологов о том, что человек не способен быть одновременно менеджером и лидером. Они пытаются воспитать лидеров и менеджеров в одном лице. И их можно понять. Но возможно ли это? Ведь менеджеры и лидеры — люди совершенно разных типов.
Актуальность темы заключается в том, что в последнее время современное общество требует не просто менеджера, а менеджера и лидера в одном лице. Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, ибо тот должен быть не утвержден приказом, а психологически признан окружающими, как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. Чтобы эффективно управлять, нужно быть способным вести за собой людей, т.е. быть лидером.
Целью является изучение лидерства, функций лидера и менеджера как лидера.
Исходя из цели, задачи следующие:
1. Понятие и типы лидерства. Функции лидера
Не смотря на то, что вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен, систематичное, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.
Природа лидерства может быть лучше понята, если ее сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники ее питающие. Лидерство как специфичный тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействие в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственного управления лидерство предполагают наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно, отношение «начальник-подчиненный», свойственное традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».1
Быть
менеджером не означает автоматически
считаться лидером в
В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявление в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г.Кунц и С.О’Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели. П.Друкер: “Лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки”.2
Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации». 2
Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов3:
1.
Деловое лидерство. Оно
2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
3. Ситуативное лидерство. Оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.
Различают также1:
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на 2:
По характеру деятельности лидера различают:
По мнению Р. Такера, лидер выполняет три основные функции:
1) диагностическая. «Постановка
диагноза» – период, когда лидер
изучает ситуацию, оценивает наиболее
важные проблемы, вычленяя негативные
тенденции, и устанавливает,
2) директивная. Эта функция
3) мобилизующая. Лидерство – это
большее, чем анализ и
«Идеальное» лидерство
2.Менеджер как лидер
Теоретически лидером может быть любой член организации, а не только те, кто ею управляют. Это означает, что лидерство может проявляться и на нижних уровнях иерархии. И всё-таки больше всего возможностей для проявления лидерства имеют люди, занимающие в организации управленческие позиции. Менеджер в силу своих способностей, профессиональных и личностных качеств в наибольшей мере способен быть для других людей образцом и активизировать их деятельность для достижения общих целей.3
В современной динамичной экономике и быстро меняющейся бизнес - среде руководителю уже недостаточно быть просто менеджером. Чтобы достичь более значительных успехов, нужно быть одновременно и менеджером, и лидером, синергично переплетая их функции.
Лидер организации – индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества. Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективного решения организационных задач, а как лидер он использует силу личностного влияния на подчиненных. Таким образом, лидер организации имеет больше возможностей эффективно управлять организацией, чем просто менеджер или неформальный лидер, не имеющий статусной власти. Не каждый менеджер и не каждый лидер являются лидером организации.2
Ключевые компетенции менеджера:
Ключевые компетенции лидера:
Совмещение
компетенций лидера и менеджера
является залогом успешного
Во-первых,
только лидеры организаций могут
выработать эффективную стратегию
организации в жестких
Во-вторых, только лидеры организаций способны осуществить кардинальные изменения, определяющие успешность деятельности организации на перспективу. Нельзя принудить людей к творчеству и инновациям, но можно воодушевить их на эту деятельность.
В-третьих,
в условиях ограниченности ресурсов
лидер организации более
В-четвертых, лидер организации скорее выстроит прочные партнерские взаимоотношения внутри организации и вне ее, нежели менеджер без лидерских качеств.
Лидерство – это значит быть самим собой, не использовать некоторый «стиль» для замены существа дела и специфики деятельности. Это такое отношение менеджера к подчинённым, когда основное внимание уделяется формированию (созданию) «открытости» группы для новых возможностей и готовности к обучению и обучаемости. 1
Задача менеджера по отношению к людям – быть лидером. Цель менеджера – сделать продуктивными специфические знания и сильные стороны каждого человека. На самом деле разница между лидером и менеджером не настолько резкая, и для чтобы вести свою компанию к успеху нужны оба в одном лице: лидер создает возможности, а менеджер превращает их в осязаемые результаты. Как менеджер, ты должен следить за тем, чтобы работа была сделана, и как лидер, ты должен заботиться о людях, которые ее делают.
Информация о работе Понятие лидерства. Типы лидерства. Функции лидера. Менеджер как лидер