Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:18, контрольная работа
Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает «способ достижения какой-либо цели». Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. По существу, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, и выступают как методы менеджмента. При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
1. Понятие и классификация методов менеджмента………………….3
2. Понятия «Трудовой коллектив»………………………………………4
Список использованной литературы……………………………………5
В современном менеджменте
Механистическая
модель.
А. Файоль предложил следующие принципы
механистической модели:
- принцип специализации,
- принцип одного направления, в
соответствии с которым
- принцип власти
и ответственности, согласно которому
менеджеру должны быть предоставлены
полномочия, достаточные для выполнения
возложенных на него обязанностей.
Применение этого принципа
неизбежно приводит к выводу о необходимости
централизации власти, поскольку обязанности
менеджеров высшего звена существенно
более важны для будущего организации,
чем менеджеров нижнего звена и, кроме
того, они выполняют более сложную работу
на своем уровне, в которую вовлечено много
работников, а результаты отдалены от
действий;
- скалярный цепочный принцип, в соответствии с которым результатом выполнения рассмотренных выше трех принципов является расположение менеджеров по рангам в цепи от верхнего уровня власти до самого нижнего уровня.
Скалярная цепь обычна для всех вертикальных связей в организации. М. Вебер описал применение механистической модели, используя термин «бюрократия».
По Веберу, «бюрократия» - один из способов организации менеджером коллектива по выполнению поставленных задач, при котором одна группа в организации может фактически доминировать над другими группами. Бюрократическая структура, полагал Вебер, превосходит любую другую форму организации по точности, стабильности, дисциплине и надежности. По мнению Вебера, организация получает максимальную выгоду, если:
- все работы разделены на
- каждая задача выполняется в соответствии с системой абстрактных правил, обеспечивающих однородность и координацию задач. Такая практика дает возможность менеджеру исключить неопределенность при выполнении задачи, отличающейся от предшествующих;
- каждый элемент и каждая
- каждый работник организации связан с другими работниками и клиентами безличным, формальным образом и сохраняет социальную дистанцию с подчиненными и клиентами. В результате такой практики личные качества и симпатии не будут влиять на выполнение задач организации;
- деятельность основана на
Органическая модель структуры организации противоположна механистической модели, поскольку их характеристики являются следствием разного понимания эффективности. Если Вебер полагал, что менеджеры получают результаты путем распоряжений, которые подчиненные считают законными и справедливыми, и все силы менеджеров организации должны быть направлены на повышение эффективности и производительности, то, по мнению сторонников органической модели, весь творческий потенциал менеджера как руководителя должен быть направлен на повышение удовлетворенности потребителя, увеличение гибкости и развитие организации. Гибкость и приспособленность организации к окружающей среде предполагает большее использование человеческого потенциала. Менеджеры поощряются за практические достижения, что способствует росту квалификации персонала и повышению его ответственности. Процессы принятия решения, контроля и выработки цели децентрализованы и распределены по всем уровням организации. Связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху вниз по цепи команды. Органическая модель организации создает у работников чувство персональной значимости и ответственности. Такая модель:
- относительно
проста, поскольку снижает значение
специализации и расширяет
-относительно децентрализована, поскольку не делает упор на функции власти и увеличивает глубину работ;
- относительно неофициальна,
поскольку делает упор на продукте и потребителе как основах
Органический тип структуры управления находится в начальной фазе своего развития, и в чистом виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления (децентрализация процесса принятия решений, развитие инициативы персонала, творческого подхода, наличие учебных и координирующих центров, максимальная самостоятельность персонала в организации своей работы) получили довольно широкое распространение, и компании, которые их используют, успешно приспосабливаются к динамично меняющейся среде.
К органической модели относятся такие виды организационных структур, как матричная, проектная.
Матричная организационная структура содержит следующие элементы: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы, и используется только крупными туристскими холдингами, занимающимися помимо основной туристской деятельности маркетинговыми исследованиями, решением задач производства туристских услуг, внедрением новых технологий обслуживания туристов.
Проектная организационная структура чаще всего является дополнением к уже существующей линейной или линейно-функциональной структуре. Целью ее создания является разработка нового направления работы туристской организации в рамках нового проекта.
Сравнительные характеристики типов структур управления рассмотрены в таблице 1. (См. таблица 1.)
Выбор
структуры управления, т.е. ее построение
и модификация, является немаловажным,
а порой и самым главным фактором успешного
функционирования организации. Его суть
- адаптация структуры к внешним условиям
(требованиям потребителя и рынка, общества,
государственных органов и т.д.) и внутренним
факторам развития организации (ее ресурсам,
технологии, организации производства
и труда, процессам принятия управленческих
решений и т.п.).
2. Организационные структуры управления туризмом
Туристская деятельность - это организованная деятельность по предоставлению туристских услуг.
Рынок
туризма характеризуется
Организационная структура управления туризмом позволяет упорядочить совокупность взаимосвязанных элементов внутри любой туристской организации, туристского рынка.
Управление
туристской структурой
Организационная
структура управления в сфере туризма,
также как в любой другой организации, включает
звенья (отделы), уровни (ступени) управления
и связи между ними - горизонтальные и вертикальные.
Звенья управления в туристской организации
определяются ее масштабами.
В небольших туристских организациях
с малочисленным штатом управленческие
звенья представлены отдельными специалистами.
Крупные туристские организации разделяются
на структурные подразделения, ориентированные
на выполнение соответствующих функций
управления. Связи между структурными
подразделениями носят горизонтальный
характер.
Уровни управления туризмом представляют собой совокупность звеньев управления, отражают иерархическое построение организации и отношения руководства и подчинения между уровнями разного уровня.
Управленческие
задачи менеджеров в сфере
туризма, тур-агентов,
Многоуровневая
структура управления в
Линейная организационная структура управления основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Туристскую организацию возглавляет руководитель, в его подчинении находятся заместители - руководители линейных подразделений. Они наделены всеми полномочиями для реализации единоличного руководства своими подчиненными, однако не могут связываться друг с другом непосредственно. Такую структуру часто называют однолинейной.
Функциональная
организационная структура управления
основывается на принципе функционального
разделения труда, в соответствии с которым
в организации создаются функциональные
звенья, наделенные полномочиями и ответственностью
за результаты своей функциональной деятельности,
например отделы маркетинга, планирования,
работы с клиентами и т.д.
Общая задача управления организацией,
начиная со среднего уровня, делится по
функциональному критерию. Также здесь
с помощью директивного руководства могут
быть соединены иерархически нижние звенья
управления с более высокими звеньями
управления. Передача поручений, указаний
и сообщений осуществляется в зависимости
от вида поставленной задачи. Такую организационную
структуру часто называют многолинейной.
Данная
организационная структура
Линейно-функциональная структура управления туризмом представляет собой синтез линейной и функциональной организационных структур. В ее основу положены вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным службам организации (маркетинг, работа с клиентами, планирование, финансы, реклама и др.).
Информация о работе Понятие и классификация методов менеджмента