Понятие и классификация методов менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает «способ достижения какой-либо цели». Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. По существу, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, и выступают как методы менеджмента. При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Оглавление

1. Понятие и классификация методов менеджмента………………….3
2. Понятия «Трудовой коллектив»………………………………………4
Список использованной литературы……………………………………5

Файлы: 1 файл

менеджмент+.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

При такой организационной структуре  сохраняется движение по инстанциям, но функции, относящиеся ко всей организации, например кадровая политика, подготовка производства, планирование сроков и контроль их выполнения и т.д., выделяются в функциональные отделы, которым предоставляются полномочия для дачи распоряжения.      

Руководители  линейного и функционального отделов имеют право на совместное принятие решений для соответствующего отдела организации. Например, право на подбор персонала для отдела по работе с клиентами принадлежит совместно руководителю кадровой службы и руководителю отдела по работе с клиентами; если они не приходят к соглашению, то должна вмешаться вышестоящая инстанция. За конечный результат организации в целом отвечает ее руководитель, задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Поэтому он много усилий тратит на координацию и принятие решений по продукции и рынкам. Большие затраты на эту структуру могут компенсироваться за счет повышения экономических результатов.               

 При  реализации стратегии расширения  рынка туристских услуг линейно-функциональная структура изменяется в направлении уменьшения централизации. Для этого в ее составе выделяются наиболее важные подразделения, которыми непосредственно управляет высший менеджмент с помощью своего аппарата управления. Руководители подразделений имеют свой управленческий аппарат, задачи которого связаны с этим уровнем менеджмента.       

Практика  показывает, что на формирование уровней  организационной структуры оказывают  влияние такие факторы, как масштабы и вид организации, направления  ее деятельности, число стратегических бизнес-единиц, стратегические планы и др.  

3. Разделение труда  в туристской организации      

Цель  функционирования туристской организации  достигается посредством последовательного  решения ряда задач, каждая из которых  имеет функциональное содержание. Этапы  управленческого процесса также можно представить в виде последовательно сменяющихся функций. Оба этих аспекта составляют сущность специализации работников на выполнении отдельных видов работ, операций, процедур. Распределение задач между работниками осуществляется по профессиональной принадлежности и наличию соответствующих навыков и опыта. От того, насколько полно учитывается квалификация исполнителей, зависят эффективность работы организации и личный трудовой вклад каждого из них.       

Горизонтальное  разделение труда обусловлено наличием в организации одного уровня управления. Взаимоотношения между менеджерами одного уровня носят согласовательный характер.       

Например, менеджер по персоналу, прежде чем отбирать новых работников, должен ознакомиться с планами развития организации, получить консультацию менеджера планового отдела о вакантных местах, которые будут заявлены в скором будущем. Данная информация требует поддержки финансового отдела, специалисты которого рассчитывают затраты на процедуры отбора и будущую заработную плату работников. Количественная специфика горизонтального разделения труда состоит в том, что персонал организации одного уровня разделяется на секторы или отделы в зависимости от численности.      

Наиболее  часто подобная структура используется в производстве, однако она не менее актуальна для туристских организаций. В рамках крупной туристской организации существует несколько структурных подразделений одного уровня управления, сформированных по численности, например каждый гостиничный комплекс одной туристской корпорации управляется 3-5 администраторами на одну территориальную единицу. Таким образом, вся работа по решению определенной задачи делится на составляющие, т.е. общий трудовой процесс расчленяется на частные, непрерывные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей.       

Вертикальное  разделение труда связано с необходимостью деления процесса разработки и реализации управленческого решения на составляющие. Специалисты разных уровней управления берут на себя выполнение определенных обязанностей в соответствии с поставленной целью.    

   В современном менеджменте выделяют следующие направления вертикального  разделения труда, характерные и  для менеджмента в туризме:       

- общее  руководство - выработка и воплощение  главных, перспективных направлений  деятельности организации, например  разработка стратегического плана  развития туристской организации  на период 5-7 лет;       

- технологическое руководство - разработка и внедрение прогрессивных технологий и рационализация производственных процессов с использованием современных методов управления, совершенствование информационных технологий в туризме. В сфере менеджмента в туризме технологическое руководство занимается применением интернет-ресурсов, маркетинговых стратегий и методов продвижения услуги, совершенствования производственных механизмов гостиничного бизнеса;       

- экономическое руководство - стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, внедрение хозрасчета и обеспечение рентабельной работы организации;       

- оперативное управление - составление и доведение до подразделений и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом предоставления туристской услуги;       

- управление персоналом - подбор, отбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.      

Формальная  и неформальная структуры  организации       

Отношения в любом коллективе носят не только формальный, но и неформальный характер, в соответствии с чем складываются формальная и неформальная структуры  организационных отношений.       

Формальные (официальные) отношения в организации составляют основу руководства и регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями. Отношения и связи между работниками организации описываются в должностных инструкциях.       

Неформальные  отношения никем и нигде не регламентируются, но зачастую оказывают существенное влияние на эффективность функционирования организации.       

В менеджменте туризма одинаково  важно изучать оба аспекта  организационных отношений, так  как вся туристская деятельность сосредоточена на взаимодействии персонала организации с потребителем услуги и проблемы в формальной, а особенно в неформальной структуре отношений отражаются на эффективности работы туристских менеджеров.      

Формальный  коллектив - это группа людей, объединившаяся по воле руководителя для достижения целей организации. Члены коллектива занимаются аккумулированием организационных ресурсов для решения поставленных перед ними задач. Отношения между ними регулируются нормативными документами - законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и др.       

Неформальная  группа - это группа людей, добровольно объединившихся для достижения определенных целей в соответствии со своими проблемами и интересами. Основу отношений между членами такой группы составляют личные симпатии, а функции и роли между ними распределяются без какой-либо официальной документации.      

Доминирование неформальных групп над формальными  чревато нарушением исполнительской  дисциплины, коммуникационного процесса и властными злоупотреблениями. Мощная неформальная группа может приостановить или заблокировать процесс реализации управленческого решения посредством бездействия, шантажа, передачи ложной информации, несанкционированного установления производственных норм и т.п. Неформальные группы могут оказывать и благотворное влияние на деятельность организации путем коллективного творчества, объединения усилий на решении организационной задачи, инициативности и т.п.  
 

Заключение       

Таким образом, организационная структура - это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей. Сущность организационной структуры в делегировании прав и обязанностей для разделения труда. Организационная структура гостиницы является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее работника.       

Руководители  уделяют большое внимание принципам  и методам построения структур управления, а так же требованиям к организационным  структурам. Таким как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость и устойчивость структуры управления. Придерживаясь этих требований и принципов, организация сможет достичь цели и выполнить поставленные задачи с высокой эффективностью, то есть активно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, таким образом, удовлетворяя потребности клиентов.        

Существуют  два типа организационных структур управления: иерархический и органический. Механический тип - организационное проектирование, цель которого – достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил и процедур, централизованной власти и высокой специализации работ. Это такие виды организационных структур, как линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная структуры. Механический тип эффективен для фирм, которые используют технологию серийного производства, для которых существует рынок для более или менее стандартного продукта (автомобилей, продуктов питания, одежды). Задача производителя – эффективное производство с помощью обычных средств. Изготовление изделий осуществляется с учетом технических стандартов. В таких организациях применяются идеи научного менеджмента. Органический тип направлен на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации. Это такие виды организационных структур, как матричная, проектная, бригадная. В таких фирмах цикл начинается с разработки изделия. Ключом к успеху является способность посредством проведения научных исследований создать новый продукт, который может быть изготовлен на уже существующем оборудовании или в новом производстве, если для него определен рынок. Для осуществления функций разработки, маркетинга производства требуется научный персонал и специалисты самой высокой квалификации. Поскольку успех этих фирм зависит от применения новых научных знаний, органическая модель для них наиболее эффективна. 

 
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Список  использованной литературы      

1. Квартальнова  В.А. Менеджмент туризма: Туризм  и отраслевые системы: Учебное  пособие – М.: Финансы и статистика, 2001. – 272с.: ил. – (Гриф Мин. РФ  по физ. культ., спорту и туризму)       

2. Квартального В.А. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2002. – 302с. – (гриф МО РФ по физ-ре, спорту и туризму для вузов туристского профиля)      

3. Скобкин С. С. Практика сервиса  в индустрии гостеприимства и  туризма: учеб. пособие.- М. : Магистр, 2007. – 575с.       

4. Сорокина А.В. Организация обслуживания  в гостиницах и туристских комплексах.- М: ИНФРА-М, 2006. – 304с.      

5.Чудноувский  А.Д., Жукова М.А. Информационные  технологии управления в туризме.-М  :Кронус, 2005. – 256с. 

6. http://www.turizm.ru – Turizm. ru – каталог путешествий 7. http://kaascom.com – Экстремальный отдых   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение      

Таблица 1. Сравнительные характеристики типов структур управления

Механический  тип Органический  тип
Четко определенная иерархия Постоянные  изменения лидеров (групповых или  индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем 
Система обязанностей и прав Система норм и  ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований
  Разделение  каждой задачи на ряд процедур Процессный  подход к решению проблем
  Обезличенность  во взаимоотношениях Возможность самовыражения,

Саморазвития

Жесткое разделение трудовых функций Временное закрепление  работы за

Интегрированными  проектными группами

Информация о работе Понятие и классификация методов менеджмента