Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы представляется изучение теоретических начал и создание мероприятий по усовершенствованию процесса отбора персонала организации.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Раскрыть содержание понятия отбора кадров и показателей эффективности отбора кадров.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности системы отбора кадров.
1.1 Понятие процесса отбора кадров и его основные принципы………………………………………………………….………......….5
1.2. Этапы проведения отбора кадров…………………………......……..…..8
Глава 2. Эффективность процесса отбора кадров и оценка затрат на проведение отбора.
2.1. Эффективность процесса отбора кадров. Показатели эффективности процесса отбора кадров……………………………………………………….16
2.2. Оценка затрат на проведение отбора кадров…………..…...…………20
Заключение…………………………………………………………………….…23
Список использованных источников…………………………………………...25
Глоссарий………………………………………………………………………...27
Приложение 1……………………………………………………………………29
Приложение 2…………………………………………………………………...30
б) повышение уровня адаптации в организации новых специалистов.
Надо иметь в виду, что трудно получить достоверную информацию из какого-либо одного источника или за счет оценки какого-то одного показателя. Так, высокие значения показателя текучести кадров могут быть обусловлены действием ряда факторов, не имеющих отношения к системе отбора персонала.
2.2. Оценка затрат на отбор кадров.
Затраты являются одним из самых существенных преткновений при проведении процесса поиска и отбора персонала. Руководство организации тщательно следит за денежными средствами, тратящимися на поиск и отбор кадров, старается достичь предельной экономии. Однако большинство забывает учесть в последствии убытки, которые организация понесет в случае неуспешного проведения отбора, например, если организация не заполнит вакантное место подходящим кандидатом, или отобранный кандидат откажется приступать к своей должности [7].
Большинство российских организаций вообще не оценивает потери, которые связаны с текучестью кадров. Тем не менее, даже весьма грубая оценка минимум по трем показателям говорит о том, что эти издержки очень значительны: по меньшей мере 25%-ное снижение производительности труда с подачи заявления об уходе до реального увольнения; открытые потери организации (период между уходом сотрудника и трудоустройством нового) составляют около 30-40 дней; производительность труда в процессе адаптации нового специалиста в период 30-60 дней приблизительно на 25% ниже среднего уровня [9].
В процессе проведения отбора кадров ни одна организация не застрахована от разнообразных и многочисленных ошибок.
Существует четыре возможных исхода процесса отбора (рис. 2).
Показатели успешности |
Хорошая работа |
1 Ошибочная отбраковка хорошего работника |
2 Верный выбор хорошего работника |
выполнения работы |
Плохая работа |
3 Ошибочный прием на работу плохого или «слишком хорошего» работника |
4 Верная отбраковка плохого работника |
Неуспех отбора |
Успех отбора |
Рисунок 2 – Итог процесса отбора кадров [Магура, М.И. Поиск и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей и специалистов кадровых служб].
Пункты 2 и 4 исход принятия верного решения, а 1 и 3 -- ошибки проведенного отбора кадров. Оба типа ошибок чреваты убытками для организации. Особенно велики расходы организации, связанные с ошибками при приеме на работу работников, не отвечающих хотя бы минимальным требованиям организации. Не следует забывать и о том, что прием на работу лиц, значительно превышающих требования к должности, «слишком хороших», обладающих чрезмерным уровнем знаний или профессиональной подготовкой для выполнения конкретной работы, также чреват потерями для организации. Такие работники склонны быстро охладевать к своей работе и увольняться.
Чтобы организация смогла определить ошибки, допущенные в процессе отбора кадров, нужно систематически анализировать процесс укрепления в организации недавно устроившихся специалистов, давать оценку эффективности их работы. Подобный анализ будет являться основой оценки результативности функционирующей в организации системы отбора.
Организация может пострадать финансово, проводя процесс отбора кадров. Расходы, относящиеся к прямым финансовым потерям при ошибках отбора:
- утраты, касательно производственной деятельности: низкая прибыль, низкое качество продукции или услуг, низкая производительность,;
- испорченная репутация организации, нездоровый имидж организации, сложившийся в умах потребителей, клиентов, и поставщиков, понижение конкурентной способности услуг и товаров, которые производятся организацией и, соответственно, снижение прибыли;
- издержки, понесенные организацией в связи с травматизмом на производстве, прогулами, неявка на работу по состоянию здоровья;
- затраты относительно обучения, перевода или увольнения неподходящего сотрудника. Такие расходы включают в себя выплату выходного пособия или компенсации, если сотрудник обжалует увольнение в судебном порядке;
- затраты относительно низкого качества процесса отбора, замены специалистов, которые не устроили организацию, расходы на поиск, отбор и обучение новых работников.
Дать оценку косвенным издержкам при допущении ошибок отбора тяжелее, чем прямым, так как они соединены с потерей рабочего времени руководящего состава и сотрудников на участие в отборе и на обучение новых работников, не закрепившихся в организации по тем или иным причинам[8].
Для более ответственной должности критерии отбора кадров, бесспорно, выше, и при ошибочном выборе понижается степень эффективности всей организации. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что чем сложнее и ответственнее работа, которую должен будет выполнять новый сотрудник, тем выше цена ошибки, которая может быть допущена при отборе.
Заключение
Деятельность руководства организации и процесс проведения отбора персонала образуют целостную единую систему. То, насколько эффективно осуществляется деятельность организации и ее подразделений в существенной степени зависит от качества осуществленного отбора работников. Вследствие этого процедура отбора кадров должна подвергаться рассмотрению в сочетании с общей управленческой системой организации и кадровой политикой. Программа обеспечения организации новыми кадровыми силами обязана учитывать цели организации, практику управления, которая укоренилась на данном этапе в организации и финансовые ресурсы. Учитывая сказанное, отбор кадров требует комплексного подхода, который будет учитывать требования к должности, интересы организации, избрание методов отбора и т.д. Также формализация (обеспеченность инструкциями, положениями, документами и т.п.) и планирование процесса обеспечения новыми сотрудниками увеличивают возможность отбора кадров, которые будут полностью отвечать всем требованиям.
При проведении процесса отбор важно выбрать к применению методы, направленные на то, чтобы с предельным уровнем верности установить, в какой степени претендент соответствует требованиям должности и организации в целом.
Процесс принятия решения об устройстве сотрудника в организацию зависит от специфики вакансии, размеров организации, комплектации отдела кадров специалистами и др.
Таким образом, рассмотренные мероприятия составляют основу процесса отбора персонала.
Отбор кадров - один из центральных элементов работы любой организации. Эффективность работы организации и использование всех ее остальных ресурсов напрямую зависит от качества отобранных кадров. Поэтому допущенные ошибки в отборе кадров представляют собой существенную растрату денег, а качественный отбор - удачное вложение организации. Для любой организации отбор и обучение работников, которые не в состоянии выполнить порученную им работу, является непозволительной роскошью, особенно в условиях и постоянно трансформирующейся среды.
На сегодняшний день не существует одного оптимального метода отбора кадров, поэтому организация должна владеть всеми приемами и методами для того, чтобы привлечь соискателей и использовать их в зависимости от определенной задачи. Отбор новых кадров не только вызван обеспечить порядок нормального функционирования, но и ля того, чтобы заложить основу будущего успеха организации.
Список использованных источников информации
Глоссарий
Приложение 1.
Ролевое участие линейного и функционального менеджеров в процессе отбора.
Функции отбора |
Линейный менеджер (ЛМ) |
Менеджер по управлению персоналом (МУП) |
Выбор критериев отбора |
Осуществляет выбор критериев |
Консультирует и вводит критерии, отражающие особенности работы |
Утверждение критериев отбора |
Утверждает критерии | |
Отборочная беседа |
Функция МУП | |
Наблюдение за заявлениями и анкетами по биографическим данным |
Обычно выполняется | |
Беседа по вопросу принятия на работу |
Совместно с МУП |
Совместно с МУП |
Тестирование |
Функция МУП | |
Заполнение таблицы |
Функция МУП | |
Медицинский осмотр |
Обычно выполняется МУП | |
Конечное решение при отборе |
Принимается ЛМ после рассмотрения рекомендации МУП |
МУП даёт рекомендации ЛМ |
Информация о работе Показатели эффективности процесса отбора кадров