Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:30, реферат
Планирование инвестиций является сердцевиной управления инвестиционнойдеятельностью предприятия. Все инвестиционные решения по осуществлению реальных инвестиционных проектов и программ, вложению денежных средств в финансовые активы, а также решения по их финансированию объективно взаимосвязаны, а значит, их нельзя принимать порознь и нужно использовать инструменты планирования для связи этих решений.
Планирование как функция менеджмента 3
Инвестиционное бизнес-планирование 7
Оценка рынков сбыта и конкурентов 11
При осуществлении инвестиционных проектов исследуются не только рынки намечаемой к выпуску продукции, но и рынки инвестиционных ресурсов, рынки потребляемого для ее производства сырья, комплектующих изделий и др.
План маркетинга включает в себя:
• описание рынков, их основных сегментов;
• перечень потребителей продукции, основных конкурирующих фирм;
•
анализ возможных осложнений при
сбыте продукции из-
•
определение стратегии
• меры по контролю маркетинговых исследований.
В плане маркетинга прорабатываются и вопросы ценообразования:
• какие цены на продукцию установить исходя из рыночной конъюнктуры;
• обеспечат ли эти цены возмещение издержек производства и получение требуемой нормы рентабельности на вложенный капитал;
• в какой мере устанавливаемые цены отражают спрос на продукцию и конкуренцию на рынке;» какие возможные меры необходимо предпринять в случае, если конкуренты снизят свои цены;
• какой должна быть общая ценовая стратегия и т.п.
В плане маркетинга важно также разработать схемы и формы сбыта продукции (со склада производителя, с промежуточных территориальных складов и баз, через посредников, оптом, в розницу), определить вид применяемого транспорта, емкость складов, требуемые запасы на складах в зависимости от вида транспорта, методы стимулирования продаж, организацию предпродажного и послепродажного обслуживания и др.
В общем виде план маркетинга содержит:
• мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в процессе осуществления инвестиционного проекта;
• оценку возможности просчетов, и ошибок и их «стоимости» приразличных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;
•
данные, характеризующие маркетинговую
среду реализациипроекта, и данные
о возможных маркетинговых
• мероприятия по организации рекламы и данные о затратахна нее;
• перечень конкретных покупателей продукции;
• методы стимулирования продаж;
• мероприятия по организации предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания.
Раздел «Инвестиционный план» содержит план реализации важнейшихэтапов осуществления инвестиционного проекта во времениот начала его реализации до выпуска продукции и вывода предприятия на проектную мощность, а в необходимых случаях — до момента ликвидации производства. В этот раздел входят:
• перечень этапов инвестиционной фазы осуществления инвестиционного проекта;
• сведения о сроках проведения работ по этапам, в том числе об отводе1 или аренде земельного участка, проведении изыскательских и проектных работ, выполнении строительных, монтажных, пусконаладочных работ;
• перечень требуемого оборудования, технологической оснастки,инструмента, специальных материалов, сроки их приобретения и поставки;
• программа работ по подготовке кадров;
• прогнозируемые затраты по инвестиционной фазе;
• план вывода предприятия, производства на проектную (расчетную)мощность;
• информация о потенциальных источниках и условиях привлечениякапиталов.
Основная цель раздела «Производственный план» состоит в описании обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны, что подтверждает реальность производства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соответствующего качества.
Производственный план (по объему продукции и смете затрат) составляется на основе плана сбыта продукции, расчета производственных мощностей предприятия, а также расчетных данных издержек производства, производственных запасов сырья и готовой продукции.
Как правило, производственный план содержит информацию:
• об основных требованиях к технологии и организации производственного процесса;
•
применяемой технике и
• объеме производства и производственной базе (расчетах производственной или проектной мощности по годам, объемах выпуска продукции, обеспеченности для этого имеющимся в наличии оборудованием, возможностях увеличения выпуска продукции);
• потребности в сырье, материалах и энергии (указываются объемы потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топливе и энергии всех видов, по временным периодам осуществления инвестиционного проекта и их расчетная стоимость);
• обеспечении и выпуска и прогнозируемых затратах на производство продукции, услуг (дается принципиальная схема обеспечения производства ресурсами, источники их получения в разрезе поставщикови во времени, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества и свойств, техники, технологии и организации производства);
• трудовых ресурсах (приводятся данные о наличии и потребности в рабочих кадрах, источники и формы привлечения их, подготовкаи повышение квалификации работающих, затраты на обучениеи подготовку кадров);
• издержках производства (даются расчеты постоянных и переменных издержек, с распределением по статьям, включаемым в эти издержки; приводятся обосновывающие расчеты с указанием примененных норм затрат и цен потребляемых ресурсов);
• экологической безопасности (излагаются мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, отражаются затраты на их осуществление и их эффективность). При составлении производственного плана используется достаточно обширная исходная информация, от качества, достоверности и полноты которой зависят качество и обоснованность показателей эффективности инвестиционного проекта в целом.
К такой информации относятся:
•
структура и объем
• номенклатура и объем производства продукции, услуг;
• технология производства продукции;
• организация производственных процессов в пространстве и времени;
• показатели трудоемкости выполнения операций и тарифы пооплате труда рабочих основного производства;
• нормы загрузки и производительности оборудования;
• объем и характеристики используемого сырья, материалов, комплектующих изделий, в том числе их стоимость;
• потребное количество энергии, пара, топлива, сжатого воздуха и т.д. и стоимость единицы их потребления;
• перечень услуг сторонних организаций, необходимых для производства и сбыта продукции;
• объем внутренних и внешних перевозок по всем видам грузов и транспорта, тарифы транспортных перевозок и др.
Производственный план необходим не только товаропроизводителю,но и другим участникам инвестиционного проекта. Данные плана являются важной составляющей обоснования надежности и эффективности проекта, а значит, влияют на решения потенциальных инвесторов, кредитующих организаций и т.д. Производственный план изучают также эксперты при проведении экономической и экологической экспертизы инвестиционных проектов.
Раздел «Организационный план» представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта. Центральное место в данном разделе бизнес-плана занимает принятая организационная структура управления реализацией проекта. В ней должны быть четко определены: формы, функции и задачи служб и отделов; формы и порядок взаимодействия исполнителей; порядок координации, учета и контроля работ по реализации проекта; обязанности и ответственность отделов, служб и отдельных исполнителей. Очень важно определить круг лиц, наделенных правами принимать соответствующие решения по необходимому кругу вопросов на различных этапах и участках реализации проекта. В данном разделе бизнес-плана отражается потребность в руководителяхи специалистах для реализации инвестиционного проекта; требования, предъявляемые к ним по профилю и опыту деятельности,специальности и квалификации; условия принятия на работу, а также порядок и система оплаты труда руководителей и специалистов, их аттестации, организации повышения квалификации; условия премирования, участия в распределении прибыли; другие формы материального и морального поощрения эффективной работы.
Организационный план обычно состоит из следующих подразделов:
•
организационная структура
• требования к управленческому персоналу и сведения о нем (по специальностям, возрасту, стажу работы, образованию, владению акциями предприятия и т.д.);
•
система материального
Одна из основных задач, которая решается организационным планом, — планирование работ по осуществлению инвестиционного проекта.
«Финансовый план» — один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации. Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности. На первом этапе расчетов, исходя из сметной стоимости работ, составляется график потока инвестиций, связанных со строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением) объекта и вводом его в эксплуатацию. В этом графике в составе инвестиций, связанных с вводом в действие основных фондов, учитываются не только прямые затраты по смете, но и накладные расходыподрядчика и инвестора, а также отражается потребный объем инвестиций в оборотные активы и создание необходимых резервных фондов. График составляется по годам реализации проекта, причем на первый год — в помесячном разрезе, на второй — в поквартальном, далее — в годовом.
На втором этапе расчетов обосновывается план доходов и расходов, связанных с эксплуатацией реализуемого инвестиционного проекта. Он содержит такие показатели хозяйственной деятельности эксплуатируемого проекта, как: валовой доход от реализации продукции(услуг), общий объем и состав основных текущих затрат; налоговые платежи; валовая и чистая прибыль; денежный поток. Этот расчет составляется так же, как и график потока инвестиций. На третьем этапе расчетов определяется точка безубыточности (или точка критического объема реализации) по рассматриваемому инвестиционному проекту. Критический объем представляет собой уровень выручки, которая точно покрывает общие затраты и расходы по функционированию предприятия. Точка безубыточности показывает, при каком объеме продаж будет достигнута самоокупаемость хозяйственной деятельности объекта инвестирования на стадии его эксплуатации. Другими словами, в точке безубыточности достигается равновесие: если реализовывать больше этого уровня, то предприятие получает чистую прибыль, если же меньше — чистые потери.
Для расчета точки безубыточности (ТБ) используют формулу
ТБ = СПЗ : (ЧД - ПТЗ),
где СПЗ — сумма постоянных текущих затрат,ЧД — уровень чистого дохода к объему продаж (%);ПТЗ — уровень переменных текущих затрат к объему продаж (%)
При расчете точки безубыточности объем производства приравнивается к объему реализации. Сумма постоянных текущих затрат складывается из расходовпо аренде и содержанию основных фондов; амортизации основных фондов; расходов на рекламу; других видов текущих затрат, суммакоторых не изменяется при изменении объемов продажи или производства.
Сумма переменных текущих затрат складывается из расходов насырье и материалы; транспортных расходов; расходов по уплате процентов за краткосрочный кредит; других видов текущих затрат, сумма которых изменяется пропорционально изменению объемов продажи или производства.
На четвертом этапе расчетов определяется период окупаемости инвестиций в проект. На основе всех проведенных расчетов разрабатывается три документа:
1) план доходов и расходов;
2) план денежных поступлений и выплат (движения денежных
средств);
3) план-баланс активов и пассивов.
План доходов и расходов содержит такие показатели, как: инвестиционные затраты, ожидаемый объем выручки, себестоимость реализованной продукции и услуг, эксплуатационные затраты, в том числе на управление, сбыт, аренду, рекламу, страхование имущества и рисков и т.д.,сумма валовой и чистой прибыли, размер налоговых и других платежей.
План денежных поступлений и выплат составляется для прогноза сальдо реальных денег у инвестора по стадиям реализации инвестиционного проекта. Если окажется, что для какого-либо периода сальдо реальных денег имеет отрицательное значение, для этого периода не обходимо взять финансовые средства в кредит. Если сальдо реальных денег положительное и составляет существенную сумму, возникает возможность использовать свободные финансовые средства (например, сделать депозитный вклад в банк на возможный срок).
Важным моментом в прогнозировании сальдо реальных денег является определение размера денежных поступлений и затрат (выплат)по временным периодам (месяцам, кварталам, годам). Иногда по вполне рентабельным инвестиционным проектам их инициаторы могут обанкротиться из-за того, что в определенный момент у них не окажется нужных денежных средств для расчетов по услугам и долгам. Если инвестор-предприниматель будет судить о своем успехе только по показателю прибыли, он также рискует просчитаться, так как деньги на балансе и банковском счете — это не то же, что прибыль.