Отчет по преддипломной практике в ТОО «Машсвар»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:04, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики: изучение содержания существующей управленческой деятельности по управлению человеческими ресурсами и основных принципов ее организации в ТОО «Машсвар».
Задачами моей преддипломной практики являются:
1. Знакомство с компанией, являющейся базой практики
2. Изучение организационной структуры и форм организации работы в управлении трудовым ресурсом организации
3. Знакомство со структурой специализированных подразделений в системе управления трудовым ресурсом и должностными инструкциями

Файлы: 1 файл

отчет трудовые рксурсы.doc

— 194.00 Кб (Скачать)
 

    Введение 

    Наименование объекта преддипломной практики ТОО «Машсвар».

    Цель  практики: изучение содержания существующей управленческой деятельности по управлению человеческими ресурсами и основных принципов ее организации в ТОО «Машсвар».

    Задачами  моей преддипломной практики являются:

    1. Знакомство с компанией, являющейся  базой практики

    2. Изучение организационной структуры  и форм организации работы  в управлении трудовым ресурсом организации

    3. Знакомство со структурой специализированных  подразделений в системе управления трудовым ресурсом и должностными инструкциями

    4. Знакомство с нормативной и  методической документацией, регламентирующей  процессы управления трудовым ресурсом предприятия, системой и порядком осуществления документооборота

    5. Приобретение практических навыков работы с документами, определяющими организацию работы отдельных подсистем в системе управления трудовым ресурсом

        Переход к рыночной экономике  требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных  форм хозяйствования  и управления производством, преодоление бесхозяйственности активизации производства, инициативы и т.д.

        Важная роль в реализации этой  задачи отводится экономическому анализу  деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы  и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений, работников.

      В преддипломном отчете излагаются  теоретические  вопросы, связанные с использованием трудовых ресурсов и организации, анализа  их использования  на предприятии, так же раскрывается  методика комплексного системного анализа основных экономических показателей, используемые для анализа использования трудовых ресурсов  результатов деятельности  предприятия, характерные для рыночной экономики. 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические основы  управления трудовым ресурсом на предприятии 

    1.1 Основные концепции  управления трудовым ресурсом 

    В настоящее время используется целый  ряд терминов, отражающих участие  людей в общественном производстве: рабочая сила, кадры, персонал, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы. Термин раскрывает различные аспекты управления трудовым ресурсом, изменения общественных взглядов.

    Концепция управления трудовым ресурсом — система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления трудовым ресурсом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций.

    Она включает: разработку методологии управления трудовым ресурсом, формирование системы управления трудовым ресурсом и разработку технологии управления трудовым ресурсом.

    Методология управления трудовым ресурсом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления трудовым ресурсом.

    Система управления трудовым ресурсом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления трудовым ресурсом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

    Технология  управления трудовым ресурсом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.

    Основу  концепции управления трудовым ресурсом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

    Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление трудовым ресурсом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления трудовым ресурсом организации. Укрупненно можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.

    Первый  — иерархическая структура организации, где основное средство воздействия  — это отношения «власти —  подчинения», давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

    Второй - культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки  поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без  видимого принуждения.

    Третий  — рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции  и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и  покупателя.

    Эти факторы воздействия — понятия  достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.

    При переходе к рынку происходит медленный  отход от иерархического управления, жесткой системы административного  воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным отношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

    Главное внутри организации — работники, а за пределами — потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю, перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.

    Новые службы управления трудовым ресурсом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др.

    Как часто бывает, при попытке дать определение и раскрыть содержание того или иного понятия авторы акцентируют внимание на наиболее важной, по их мнению, стороне, задачах, формах проявления и т.д. Так, говоря об управлении трудовыми ресурсами, имеют в виду часть населения, относящуюся к данной категории, которая подвергается планомерному воздействию и регулированию со стороны общества на стадии формирования, распределения и использования в территориальном разрезе.

    Понятие "управление трудовым ресурсом (кадрами)" по смыслу близко к понятию "управление человеческими ресурсами". И в том и в другом случае объект управленческого воздействия один и тот же, разница в специфическом подходе к работнику, к его рабочей силе как ресурсу.

    Не  случайно концепция управления трудовым ресурсом несколько лет назад стала логически перерастать в концепцию управления человеческими ресурсами как составной частью производственных ресурсов (наряду с финансовыми, материальными, технологическими). А это значит, что, сообразуясь со стратегией развития, предприятие как производственно-хозяйственная система может либо увеличивать человеческие ресурсы (экстенсивный путь), либо (при необходимости) сокращать, ориентируясь на более рациональное использование оставшейся части (интенсивный путь).

    Ориентация  на управление человеческими ресурсами  меняет задачи управления, функции и структуру соответствующих служб на предприятии. Так, одной из важнейших функций управления трудовым ресурсом в связи с возросшей ролью человеческого фактора в современном производстве становится развитие персонала, а не просто приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест.

    Практика  показывает, что в управлении кадрами  как составной части менеджмента  на предприятии имеются два крайних  подхода - технократический и гуманистический.

    При технократическом подходе управленческие решения подчинены, прежде всего, интересам производства (максимизация выпуска продукции, выполнение плана и т.п.): численность и состав работников определяются исходя из применяемой техники, технологического и операционного разделения труда, заданного ритма производства, внутрипроизводственной кооперации труда и т.д. Таким образом, управление кадрами как бы поглощается процессом управления производством и сводится к подбору кадров с соответствующими профессионально-квалификационными характеристиками и их расстановке исходя из задач организации производства и труда.

    Гуманистический подход к управлению кадрами подразумевает  создание таких условий труда  и такое его содержание, которые  позволили бы снизить степень  отчуждения работника от его трудовой деятельности и от других работников. Поэтому, согласно данной концепции, функционирование производства, а главное - его результативность (эффективность) во многом зависят уже не только от соответствия численности и профессионально-квалификационного состава рабочей силы требованиям техники и технологии, но и от уровня мотивации работников, степени учета их интересов и т.д., что требует большего внимания к учету интересов работника как личности: повышения содержательности труда, улучшения условий труда, реализации личностных устремлений человека, его представлений о месте работы среди жизненных целей и т.д.

    При таком подходе "управление трудовым ресурсом" трактуется более широко. Управленческие решения выходят за пределы чисто экономических положений и базируются на положениях социологии, физиологии и психологии труда.

    Развитие  концепции управления трудовым ресурсом шло по пути преодоления технократического подхода к человеку как к машине, подключения его мотивационных ресурсов, социально-психологических факторов роста производительности труда и эффективности производства, большего учета интересов работника как личности.

    На  смену широко распространенной практике работы с кадрами, ориентированной  на потребление рабочей силы в  условиях стабильной занятости, а также  жестких организационных структур, приходят новые модели управления, предусматривающие:

  • создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования;
  • использование "пакетов" мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений;
  • формирование новых моральных ценностей, разделяемых всем трудовым ресурсом фирмы;
  • гибкое и адаптивное использование "человеческих ресурсов", повышение творческой и организаторской активности персонала, формирование гуманизированной организационной культуры.

    Таким образом, новая идеология управления кадрами во многом базируется на мотивации  работника. Отношение работника  к труду формируется под влиянием устремлений, жизненных целей, возможности  самовыражения и самореализации, содержания труда.

Информация о работе Отчет по преддипломной практике в ТОО «Машсвар»