Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:45, реферат
Цель данной курсовой работы - осмысление, систематизация и выявление наиболее важных механизмов, критериев, способов набора, отбора и найма персонала на примере организации ООО «Евросеть».
Объектом исследования данной курсовой работы является персонал ООО «Евросеть».
Предмет исследования – инструменты и механизмы набора, отбора и найма персонала в ООО «Евросеть».
- внутриорганизационных, определяемых стратегическими и тактическими целями организации на планируемый период, а также показателями динамики рабочей силы на предприятии (увольнения, выход на пенсию, декретные отпуска и т. п.);
- внешних, определяемых экономической конъюнктурой (структурные изменения в экономике, уровень инфляции, уровень безработицы, состояние рынка сбыта и т. п.). Для определения реальной потребности в персонале все новые и существующие работы и вакансии необходимо подвергнуть анализу в разрезе предприятия в целом и его отдельных подразделений в целях выяснения того, какая работа действительно должна быть сделана и как она может быть сделана.
При проведении укрупненных расчетов определяется общая потребность предприятия или компании в персонале путем соотношения планируемых объемов производства и выработки одного работающего. Более точные расчеты можно проводить по отдельным категориям персонала.
На основе общей планируемой потребности можно установить дополнительную потребность, которая представляет собой разность между общей планируемой потребностью и фактическим наличием персонала.
2.3. Характеристика существующего процесса поиска и набора персонала
Отдел персонала ООО «Евросеть» при приеме на работу, выделяет следующие качества, присущие большинству по настоящему хороших работников: развитое чувство ответственности, профессионализм, аккуратность.
Руководитель отдела персонала в ООО «Евросеть», отвечающий за набор персонала, должен ответить на три вопроса:
• Где можно найти подходящих кандидатов для имеющихся вакансий?
• Как лучше всего установить с ними контакт?
• Как заинтересовать их работой в организации?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знание рынка труда, источников рабочей силы и методов поиска кандидатов на имеющиеся вакансии.
Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого далее отдел персонала отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа проводиться в ООО «Евросеть» буквально по всем специальностям — техническим, административным, работников торговых точек. Например, необходимый объем работы по набору грузчиков в значительной мере определяется разницей между наличием и будущей потребностью в нем. При этом учитываются такие факторы, как, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор рабочего персонала отдел персонала обычно ведет из внешних источников. Это связано с тем, что рабочий персонал, другими словами, грузчик – низший уровень во всем персонале фирмы и нет смысла проводить внутренний набор на данную должность. Наоборот, вакансии на административные должности, как правило, заполняются людьми, давно работающими на фирме.
2.4. Методы сбора информации о кандидате
Отбор персонала нельзя осуществлять, лишь ориентируясь на какой - то один признак или решение одной задачи. Отбор работников, отвечающих по своим профессиональным, деловым и личностным качествам требованиям организации, требует комплексного подхода. Отдел персонала ООО «Евросеть» в рамках данного подхода к найму персонала решает следующие задачи:
•четко представлять, что представляет собой должность, которая должна быть заполнена;
•определить личностные и деловые качества, необходимые для эффективного выполнения данной работы;
•найти возможные источники и методы отбора подходящих кандидатов;
•определить какие методы позволят лучше всего оценить пригодность кандидатов для необходимой работы;
•обеспечить введение нового работника в должность и в организацию.
Далее отдел персонала
проводит анализ работы персонала, который
является центральным пунктом
Конечно, вряд ли можно найти идеального, или, абсолютно подходящего кандидата. Поэтому требования к должности должны быть реалистичными и допускать определенную степень гибкости. Для выявления степени соответствия кандидата предлагаемой должности, применяются специальные методы сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе. К этим методам относятся испытания и собеседования, и они являются первым этапом процесса отбора рабочего и любого другого персонала.
Так, например, конкретные сведения, которые требуется указать в персональной анкете для приема на работу в ООО «Евросеть» - это сведения о предполагаемой должности, стаже предыдущей работы, зарплате, характере образования и оконченном учебном заведении, хобби и т.д., т.е. все, что помогает отличить более эффективных от менее эффективных работников, уже работающих в данной организации. Пример подобной анкеты, разработанной отделом персонала и в настоящей момент применяющейся при приеме на работу персонала рассматривается в приложении 1.
Второй вид сбора информации о кандидате – собеседование. Оно до сих пор является наиболее широко применяемым методом отбора персонала. Не исключение и ООО «Евросеть». Даже работников неуправленческого состава никогда не принимают на фирму без хотя бы одного собеседования.
Также обязательным в ООО «Евросеть» является прохождение теста на коммуникабельность (см. таблица 2).
Табл. 2 Предлагаемый тест на коммуникабельность
Ф.И.О. | ||
Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми? |
Да |
Нет |
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из товарищей? |
||
Всегда ли Вам трудно ориентироваться
в создавшейся критической |
||
Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь? |
||
Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения? |
||
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами, телевизором или за каким-либо другим занятием, чем с людьми? |
||
Если возникали помехи
в осуществлении ваших |
||
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше по возрасту? |
||
Любите ли Вы придумывать и организовывать различные игры и развлечения? |
||
Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)? |
||
Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? |
||
Легко ли Вам устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми? |
||
Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением? |
||
Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе? |
Задача отдела персонала на втором этапе отбора заключается в определении ограниченного числа кандидатов, с которыми отдел персонала мог бы работать индивидуально.
Приведем для примера примерный перечень вопросов, задаваемых на интервью с кандидатами, желающими устроиться на работу в ООО «Евросеть»:
•Ф.И.О. кандидата
•Домашний адрес и номер телефона
•Работает ли кандидат в настоящий момент?
•Почему кандидат хочет занять данное вакантное место?
•Опыт работы и основные профессиональные навыки, которыми он владеет
•Зарплата на последнем месте работы
•Кандидату предлагается охарактеризовать своего последнего непосредственного руководителя и указать его сильные и слабые стороны. Как у него складывались отношения с руководством?
•Основное достижения в работе, достигнутые во время работы в других организациях
•В какой мере предыдущие места работы позволяли кандидату использовать свою инициативу и стремление взять на себя ответственность
•Были ли трудности в работе, которые кандидату приходилось преодолевать в процессе работы? В чем они состояли и как с этим удалось справиться?
В принципе, на фирме можно
обнаружить целый ряд проблем, снижающих
эффективность собеседований
Основа этих проблем имеет
эмоциональный и
После собеседования с начальником отдела персонала вновь происходит отсев кандидатов, не прошедших новых испытаний в процессе отбора. Самые лучшие готовятся к следующему этапу отбора.
3 этап отбора представляет
собой выбор кандидата и
На основе результатов
собеседования, а также всех собранных
на нем других данных руководитель
отдела персонала совместно с
руководителем отдела, в который
набирается человек, выбирает кандидата,
который наиболее подходит для данной
должности. Если должность серьезная,
то обязательно практикуется еще
собеседование, теперь уже в присутствии
будущего начальника нынешнего кандидата.
Далее отдел персонала готовит
письмо-предложение кандидату
4 этап отбора - испытательный срок. В настоящее время в ООО «Евросеть» распространился опыт приема на работу с испытательным сроком в 3 месяца, дающий возможность оценить кандидата непосредственно на рабочем месте без принятия на себя обязательств по его постоянному трудоустройству (с работником заключается трудовой договор). В период испытательного срока кандидат исполняет должностные обязанности в полном объеме, получает вознаграждение, однако, может быть уволен по его окончании без каких - либо последствий для организации.
В течение испытательного
срока руководитель соответствующего
подразделения уделяет особое внимание
кандидату и оценивает его
с точки зрения потенциала работы
в данной должности. Для повышения
эффективности испытательного периода
руководителю подразделения и кандидату
рекомендуется совместно
5 этап отбора - решение о найме.
Решение о найме, о зачислении кандидата на работу является самым важным моментом, кульминацией процесса отбора. Оно должно быть максимально объективным, и надо предпринять все, чтобы прийти к верному решению. Принять такое решение помогает анализ работы и продуманная система оценки деловых и личностных качеств кандидата.
Если во время испытательного срока работник зарекомендовал себя как специалист с хорошими знаниями и способностями, его переводят в разряд постоянных работников.
Процесс отбора персонала состоит из 5 этапов, каждый из которых важен для конечного результата – найма лучшего работника из имеющихся кандидатов. Пренебрежение одним из этапов может привести к другому итогу. Процесс отбора, наверное, даже более важен по значимости, чем процесс набора и объясняется это ответственностью за принятое решение. Однако, в целом можно заключить, что для эффективности процесса формирования персонала необходим каждый из вышеперечисленных этапов и тщательное его проведение только поможет фирме отобрать действительно лучших.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качественно новый уровень развития экономики и, в частности, конкретной организации не может быть достигнут без эффективного использования персонала. Это давно поняли на большинстве фирм промышленно развитых стран. Пришло время для осознания этого и в России.
Значение правильного выбора персонала исключительно важно для любой фирмы. Высококлассный персонал повышает эффективность функционирования организации, максимизируя прибыль и минимизируя вероятность неудач.