Особенности мотивации персонала в опыте российских и зарубежных сервисных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

В настоящий момент в нашей стране наблюдается кризисное состояние рынка труда. Труд для многих людей не является смыслом жизни, теперь это средство выживания. В такой ситуации не может идти речи ни о высокой производительности и эффективности труда, ни о росте квалификации и профессиональных навыков сотрудников, ни о развитии их инициативы, ни о создании мощной мотивационной системы.
Любой руководитель всегда понимает, что необходимо мотивировать людей на работу на благо организации, но при этом он думает, что для этого достаточно простого денежного вознаграждения. Порой политика такого плана бывает разумной и оправданной, но по существу, она неверна. К сожалению, руководители редко принимают в расчет результаты принимаемых ими решений, а сами решения часто носят не комплексный, а технический характер.
Человек качественно включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов, а самое главное с учетом его мотивации.
Что же такое мотивация персонала?
Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей. [9]

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА1. Развитие теории мотивации персонала 4
1.1 Теория мотивации в трудах зарубежных ученых 7
1.2 Теория мотивации в трудах отечественных ученых 11
1.3 Особенности мотивации персонала сервисных предприятий 13
ГЛАВА 2. Опыт использования теории мотивации в отечественной и зарубежной практике 18
2.1 Способы мотивации сотрудников сервисного предприятия на примере ресторана 18
2.2 Мотивация в деятельности международных компаний 20
Заключение 25
Библиографический список 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

   Но  обращаем Ваше внимание, что корпоративные  праздники в отрыве от целей компании, от совместной работы теряют всякий смысл, более того приносят немалый вред. Корпоративный праздник предполагает понимание цели данного мероприятия (обсуждения каких-либо рабочих аспектов, создание неформальных отношений, отдых и т.д.). Праздник должен быть оформлен соответствующим образом, чтобы было понятно – это праздник данной компании, а не любой другой: элементы корпоративного стиля и оформления в соответствии с целями праздника, программа, подчеркивающая элементы корпоративности. Важно, чтобы проведение корпоративных праздников должно быть четко регламентировано.

   Также регламентируются все внутренние мероприятия, вне зависимости от их масштабности: ежедневные утренние собрания,  дни  рождения, награждения.

   4. Еще один метод воздействия на персонал – эффективная внутренняя коммуникация между подразделениями заведения и всей компании в целом. Отсутствие сильной и качественной коммуникации приводит не только к сбоям в работе, но и к утрате сотрудниками чувства причастности к делам компании.

   5. Еще один, не менее действенный  способ мотивирования персонала  – соревнованиие. Природой в  человеке заложено соревновательное  начало, желание быть первым, лучшим. Важно, чтобы высокими наградами  премировали действительно лучших  работников, никто не хочет, чтобы все выплаты были уравнительными. Основу экономического соревнования создает система оценки труда персонала. Соревнование – это элемент, с одной стороны, обеспечивающий реализацию соревновательного духа сотрудников, с другой — позволяющий администрации выделить лучших и продемонстрировать свою благодарность им. Соревновательный стиль работы обеспечивает наилучшее понимание целей и задач заведения и компании всеми сотрудниками, а также культивирует чувство причастности каждого к результатам труда всего коллектива. Достаточно придумать на чем будет основано соревнование в Вашем заведении и заинтересовать на результат персонал, как Вы увидите изменения и в работе и в общем духе сотрудников.

2.2 Мотивация в деятельности  международных компаний

   Существует  очень много различных предприятий, корпораций, фирм, направленных на оказание услуг потребителям. Некоторые из них известны только в одном городе, некоторые только в одной стране, а другие же стали всемирноизвестными международными корпорациями и на сегодняшний день насчитывают десятки тысяч своих сотрудников. В этих международных предприятиях (таких как Мегафон, Макдоналдс, Билайн, Кока-Кола и др.) существует мощная система менеджмента, основыванная на людях, которые работают там. Существует довольно развитая система мотивации персонала к труду, система поощрений, различные тренинги, программы обучения и повышения квалификации.

   Чтобы разобраться подробнее, рассмотрим несколько организаций такого типа и систему мотивации в них.

         Ресторан быстрого питания «Макдоналдс»

   На  данный момент в России работают 285 ресторанов Макдоналдс. Рестораны ежедневно  обслуживают более 950 000 посетителей. Компания «Макдоналдс» - лидер и  крупнейший работодатель в индустрии  питания на российском рынке.

   Девиз компании: «Макдоналдс впишется в твой мир!»

   Мотивационные программы:

   1. «В ДВУХ ШАГАХ»

   Возможность выбрать ресторан, который расположен рядом с местом жительства или  местом учебы. Такая возможность  сэкономит время и средства на проезд.

   2. «КОГДА УДОБНО»

   Предоставляется своим работникам гибкий график работы, составленный с учетом возможностей и пожеланий самих работников - с учетом дней недели и времени дня.

   3. «ВСЁ ВКЛЮЧЕНО»: бесплатная униформа, бесплатные обеды, бесплатное  обучение, веселые мероприятия.

   4. «КРУГОМ ДРУЗЬЯ»

   Каждый  из нас проводит на работе какую-то часть своей жизни и вправе ожидать не только материальное вознаграждение, но и чего-то большего… Возможности  попробовать что-то новое, получить определенные навыки и опыт, обрести  новых друзей, чувствовать себя удобно и жить в привычном для себя ритме.

   5. В начале работы новоявленный  работник получает наставника, который  находится рядом с ним в  течение всего процесса обучения, потом он принимает экзамен.  В течение уже непосредственно  работы в компании наставник не теряет данного статуса и всегда готов прийти на помощь.

   6. Каждые 3 месяца проводится аттестация  персонала. Оцениваются знания, опыт  и профессионализм, приобретенный  за это время, по 5 бальной шкале.  Каждой шкале соответствует определенный  процент премии за 3 месяца. Чтобы получить самую большую премию, нужно при аттестации набрать 5 балов.

   7. Интенсивная программа карьерного  роста сотрудника: от простого  работника ресторана до ассистента  директора.

   8. Акция «Лучший работник месяца».

   9. Еженедельные воскресные собрания с директором ресторана, на которых все работники могут высказать замечания и положительные моменты работы.

   10. Пакет социальных гарантий, в  который входит медицинское обслуживание  за счет организации и страхование  от несчастных случаев.

   11. Программа «Менеджер-стажер» - это  возможность: на практике получить  профессиональные знания, необходимые  руководителю; за 240 дней пройти интенсивную  программу обучения и стать  вторым ассистентом директора  Ресторана.

   Программа обучения:

   В основе программы «Менеджер-стажер» лежит интенсивный курс обучения, рассчитанный на 240 дней. Цель программы обучения – подготовить менеджера уровня второго ассистента, с перспективой дальнейшего карьерного роста до уровня директора ресторана и выше.

   Результат

   По  окончании программы проводится общая оценка навыков менеджера-стажера, по результатам которой принимается  решение о повышение менеджера-стажера  до уровня второго ассистента директора  ресторана.

   Для вторых ассистентов, успешно завершивших  программу «Менеджер-стажер» и показывающих отличные результаты в самостоятельной работе, может быть предложено участие в продолжении программы: «за 12 месяцев от 2-го ассистента до директора ресторана».

   12. С увеличением времени работы  в компании увеличивается и  заработная плата.

   13. Командировки в другие города  с целью открытия нового ресторана и обучения персонала.[14]

   Компания  «Coca-Cola»

   Бренд Coca-Cola — один из самых дорогих  брендов в мире, который знают  94% населения в мире. В Компании по всему миру работает более 90 тысяч  высококвалифицированных сотрудников. История Coca-Cola насчитывает более  ста двадцати пяти лет, и это история больших открытий, дальновидных поступков и нестандартных решений, которые принесли Компании всемирную известность.

   Главные принципы компании:

   • Мы стремимся создать такую атмосферу в компании, чтобы люди с удовольствием приходили на работу каждый день, гордились своей Компанией, развивались не только профессионально, но и личностно.

   • Мы ценим индивидуальность, уважаем личные свободы, права человека и предоставляем равные возможности и не приемлем любые виды дискриминации.

   • Мы предоставляем возможность бесплатного обучения, реализуем мотивационные программы и приглашаем в инсентив-туры.

   • Специалисты отдела кадров помогают составить индивидуальный план развития нашим работникам.

   •  В Компании высоко ценятся инициатива и лидерские способности, полная отдача и преданность своему делу.

   Мотивационные программы

   1.В  компании Coca-Cola всегда рады энергичным, целеустремленным и талантливым  людям, желающим начать или  продолжить карьеру. Основная  наша задача — определить сильные  стороны человека, необходимые для успеха Компании, и создать комфортные условия для его самореализации и развития.

   2.В  компании работает Корпоративный  университет Coca-Cola, который позволяет  удовлетворить почти все потребности  в обучении. Университет предлагает  как стандартные тренинги в классе, так и дистанционные программы. В целом университет насчитывает более 1500 курсов. Например, программа Центр мастерства продаж может стать первой ступенью, ведущей торгового представителя к должности руководителя команды продаж.

   3.Благодаря проекту Innova каждый сотрудник имеет возможность изложить свои взгляды на те или иные трудовые процессы, а самые полезные предложения внедрить в работу.

   4.Для  своих сотрудников компания Coca-Cola — это в первую очередь компания-лидер  с международным опытом, в том числе в области маркетинга. Работники очень ценят знания, которые им удается получать в компании.

   5.Начиная  с 2004 года, лучшие сотрудники системы  компаний Coca-Cola ежегодно проходят  необычный бизнес-тренинг в Антарктиде  под руководством известного всему миру исследователя Роберта Свона.

   6.Программа  «Ветер перемен!», основанная  на алгоритме Джона Коттера  из 8 шагов, помогает линейным  руководителям эффективно управлять  бизнес-процессами и коллективом  в условиях динамичного рынка  и постоянного роста компании. Для достижения этих же результатов средними и старшими менеджерами в компании создана программа «Управление изменениями».

   7. Программа «Доверие» - менеджерам  младшего звена предоставляется  возможность побыть в роли  руководителя, то есть их ставят во главе проекта и обозначают сроки сдачи. Конечно же, при этом есть наставники, готовые при любой проблеме прийти на помощь. В результате этой программы человек растет профессионально, и самое главное он чувствует всю ответственность за проект. Ведь доверие – сильнейший мотивационный фактор.

   8. Контакт с иностранными коллегами  по любым вопросам, командировки  за границу для повышения профессиональной  квалификации и карьерного роста.

   9. Компания старается создавать  такие условия, чтобы каждый  коллективный «гений» смог проявить себя.

   Мотивационный девиз: «Одна компания. Единая команда. Общее дело. Возможно это сходство характеров с нашими брендами, или  неограниченные возможности, которые  предоставляет Компания, а может  стремление изменить мир: нас всех объединяет общее дело. С самого первого дня вы почувствуете особенную культуру Компании, где люди живут ценностями Coca-Cola.

   Начав работать в Компании, вы сможете  насладиться атмосферой, в которой  ваши идеи получают право на жизнь, где руководство поддерживает смелые, инновационные решения и стремление к росту».

   Сотрудники  компании Coca-Cola это люди, которые  творят чудеса. Мы все работаем над  тем, чтобы «освежить» мир, вкладывая  усилия, энтузиазм и душу. Компания всегда строила свои отношения с  сотрудниками на основе честности, открытости и готовности вести диалог. Мы ценим командную работу.

   Любовь  в Компании Coca-Cola не ограничивается любовью только к нашим брендам, людям и Компании. Мы стремимся  распространить её по всему миру. Это  выражается в наших программах по защите окружающей среды, помощи детям, нуждающимся в лечении и особом внимании, воспитанию здорового образа жизни и развитию спорта. Мы стараемся быть примером не только для своих сотрудников, но и для всего общества.[13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Успешность  компании достигается за счет многих факторов, но особое внимание стоит  уделять, конечно, работникам. Ведь работники  – это двигатели организации. Поэтому одной из наиболее выжных задач компании является задача мотивирования сотрудников с учетом их индивидуальных потребностей.

   Возможности человека весьма широки, это касается и профессиональной сферы. Работник для достижения определенного результата или цели может работать день и  ночь, если при этом он будет мотивирован чем-то выгодным для него. Опытному руководителю известно, что лучшие из сотрудников это те, что реально осознают положительность целей и результат своей работы. Стимул и мотивация являются ключевыми условиями эффективности работы, несмотря на сферу бизнеса. Однако следует помнить, что каждый человек индивидуален и не всегда его потребности совпадают с потребностями других работников. Поэтому создание мотивации и стимулирования индивидуально для каждого из сотрудников - задача не из легких. А ведь любому человеку крайне важно иметь четкое понимание, на что именно у него изо дня в день уходит восемь часов времени.

Информация о работе Особенности мотивации персонала в опыте российских и зарубежных сервисных предприятий