Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 01:47, курсовая работа
В настоящий момент в нашей стране наблюдается кризисное состояние рынка труда. Труд для многих людей не является смыслом жизни, теперь это средство выживания. В такой ситуации не может идти речи ни о высокой производительности и эффективности труда, ни о росте квалификации и профессиональных навыков сотрудников, ни о развитии их инициативы, ни о создании мощной мотивационной системы.
Любой руководитель всегда понимает, что необходимо мотивировать людей на работу на благо организации, но при этом он думает, что для этого достаточно простого денежного вознаграждения. Порой политика такого плана бывает разумной и оправданной, но по существу, она неверна. К сожалению, руководители редко принимают в расчет результаты принимаемых ими решений, а сами решения часто носят не комплексный, а технический характер.
Человек качественно включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов, а самое главное с учетом его мотивации.
Что же такое мотивация персонала?
Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей. [9]
Введение 3
ГЛАВА1. Развитие теории мотивации персонала 4
1.1 Теория мотивации в трудах зарубежных ученых 7
1.2 Теория мотивации в трудах отечественных ученых 11
1.3 Особенности мотивации персонала сервисных предприятий 13
ГЛАВА 2. Опыт использования теории мотивации в отечественной и зарубежной практике 18
2.1 Способы мотивации сотрудников сервисного предприятия на примере ресторана 18
2.2 Мотивация в деятельности международных компаний 20
Заключение 25
Библиографический список 26
Многие ученые в области мотивации трудовой деятельности полагали, что механический перенос американских теорий мотивов на российскую деятельность не всегда правильный выбор. Это связано, прежде всего, с ментальными различиями людей и уровня развития менеджмента. Так, по результатам социологических исследований середины 1990-х гг., около 80% сотрудников считали — «от каждого по способностям, каждому — по потребностям». В связи с этим в нашей стране разрабатывались концепции мотивации трудовой деятельности с ориентацией на различные слои общества, отрасли экономики РФ и категории сотрудников в организациях.
1.3 Особенности мотивации персонала сервисных предприятий
Можно много говорить о материальных и нематериальных поощрениях и об удовлетворении потребностей. Но, так или иначе, мотивация персонала начинается с хорошего климата в коллективе и, прежде всего, с его руководителя.
Руководитель - человек, который может создать этот климат. Он может проявить человечное отношение ко всем людям, уделять им внимание, журить, хвалить, когда требуется и создавать эффект "небольшой семьи, общины". При этом можно и не распускать коллектив, но работать над его общим духом.
Очень многие руководители не находят времени и желания для работы с людьми. Большинство из них просто недооценивают важность такого вида работ.
Директор - человек, который должен распоряжаться определенным премиальным фондом и единолично решать, кого, за что и как поощрить. И если работники будут получать деньги от него лично то они будут ощущать его отношение, вес и авторитет. Недоверительная ситуация может возникнуть, когда заработную плату будет выдавать бухгалтер, как происходит во многих компаниях. При выдаче зарплаты лично директор должен смотреть сотруднику в глаза, посвятив небольшое количество времени для того, чтобы обговорить предыдущий месяц - достижения и поражения, неудачи и радости. Он должен дать советы и похвалить. Если наказать - то обязательно объяснив, за что и почему. Спросить, осознал ли человек ошибку или остался при своем мнении.
Есть несколько возможностей привить определенную культуру на предприятии, способствующую здоровой атмосфере, даже конкурентной и в чем-то соревновательной, если требуется. Перечислим эти методы:
- доска объявлений;
- объявления по громкой связи;
- поздравления ко дню рождения;
- вручение дипломов и призов;
- ящик для жалоб и предложений сотрудников – анонимно;
-
еженедельные совещания и
-
постоянное сообщение об
Необходимость проведения ежедневного оперативного совещания утром, а в некоторых предприятиях - и вечером очевидна. Утреннее оперативное совещание для всего коллектива имеет несколько функций и задач:
- распределение обязанностей и задач - выдача и обсуждение (в случае возникновения вопросов) сменных заданий;
- ответы на вопросы;
-
выступление "Что я хочу
сказать вам сегодня утром"
одного из сотрудников (
Каждое утро необходимо собираться в круг и произносить какие-то слова. Коротко и лаконично - ответить самим себе на вопрос. Зачем я сегодня пришел на это рабочее место, в этот коллектив. Вечернее оперативное совещание необходимо для подведения итогов дня и для общего обсуждения ошибок, новой информации, всего, что скопилось за день. Вечером можно проводить фитбек. Желательно чтобы персонал больше говорил, а не только слушал руководителя. [12]
Мотивация сотрудников ресторана
Для нижнего уровня сотрудников в ресторане все более или менее ясно. Грузчиками, уборщицами, мойщиками посуды и подсобными работниками на кузне становятся чаще всего люди в возрасте – бывшие сотрудники бюджетных организаций, реже студенты. Кроме стабильной зарплаты (по рыночным меркам относительно невысокой) и питания в течение рабочей смены для мотивации этой части персонала необходимы хорошая организация труда и, конечно, уважение. Тогда они готовы задерживаться и не просить сверхурочных, потому что гораздо более их мотивирует чувство сопричастности, благодарность начальства и коллектива.
Именно эти сотрудники в момент приема на работу особенно остро чувствуют, как к ним относятся: как к дешевой рабочей силе или как к необходимому элементу технологического процесса и полноправным членам коллектива. Для руководителя забыть поздороваться с кем-то из них означает лишить этого человека рабочего настроя. Правильно выбранная тактика общения с персоналом – еще один аспект его мотивации для эффективной работы на конкретном предприятии.
Линейный персонал ресторанов и кафе – официанты и их помощники – изначально мотивированы к работе, поскольку работают прежде всего за чаевые. В отличие от вышеупомянутых технических сотрудников сам оклад для них нельзя рассматривать как мотивационный фактор. Суммой чаевых выражается удовлетворенность гостя качеством обслуживания, а значит, измеряется эффективность работы официанта и его помощников. Высокая заполняемость зала также в интересах этой категории персонала, поэтому мотивировать их к тому, чтобы случайный гость превратился в постоянного, не нужно – это заложенно в специфике профессии.
Существует задача мотивировать персонал к активным продажам с целью получения рестораном, баром или кафе дополнительной прибыли. Удачное решение этой задачи – премия, которую можно сразу определить как бонус в процентном соотношении к сумме чеков всех обслуженных столиков.
Хороший эффект дают конкурсы продаж по определенным позициям меню или винной карты:
• бонус за каждую позицию эксклюзивного коньяка;
• процентный бонус от стоимости всех проданных десертов;
• премия, подарок в виде путевки на выходные или билетов на нашумевший спектакль тому, кто продаст самое большое количество порций сезонного блюда.
В этом случае на лицо как материальный компонент мотивации, так и «публичный» - работодатель признает заслуги сотрудника в конкретном направлении его деятельности.
Рестораны высокой кухни используют в обслуживании компоненты шоу: блюда, приготавливаемые и разделываемые прямо у стола гостя. И в этом случае для мотивации всего персонала к овладению этими трудоемкими навыками хороши тематические конкурсы профессионального мастерства с последующим присуждением номинаций и званий.
Хорошо оплачивается и премируется персонал среднего руководящего звена – метрдотели, администраторы и заместители директоров. Само назначение сотрудников на эти ответственные должности, сочетающие задачи руководства персоналом и общения с гостями, - факт признания их персональных качеств. С другой стороны, сотрудники, занимающие эти должности, испытывают стресс от постоянного общения и вынуждены находиться под «перекрестным обстрелом» глаз и суждений подчиненных и гостей. Их рабочий день гораздо продолжительнее, чем предполагает рабочий график, а его интенсивность вообще не поддается описанию. Для них мотивирующим фактором становятся дополнительные выходные дни, выделенные после праздников и важных крупных мероприятий; направление на профессиональные ассамблеи и красочные тренинги; возможность в периоды максимальной нагрузки по собственному усмотрению делегировать часть своих обязанностей наиболее перспективным подчиненным.
Предоставление сотрудникам среднего руководящего звена полной профессиональной свободы и возможности принятия самостоятельных решений в некоторых зонах функциональной ответственности мотивирует их к дальнейшему профессиональному и личностному росту, повышению ответственности, совершенствованию внутренней культуры и общеобразовательного уровня, что в конечном итоге на благо как им самим, так и работодателю.
Правильно спланированная методика периодической аттестации этой категории персонала (по результатам работы, навыкам и знаниям, потенциалу), открытость и доброжелательность в ознакомлении сотрудника с ее итогами, грамотно составленный индивидуальный план на период до следующей аттестации и содействие кадровой службы в его реализации – все это серьезный компонент мотивации этой категории персонала. [12]
Особое внимание следует уделить верхнему слою руководства. Руководитель сервисной структуры не может быть немотивирован, так как он стоит во главе достаточно сложной структуры, нередко является совладельцем предприятия и поэтому напрямую заинтересован в максимальной эффективности труда. Применительно к этой категории сотрудников следует говорить о «мотивации удержания». Выстроить систему, которая предоставит руководителю возможность в полной мере проявить себя, стать «лицом» ресторана; правильно спланировать PR-мероприятия, поддерживающие его перспективные проекты; дать возможность гордиться работой именно в этой системе – в этом заключается мотивационная задача работодателя.
Говоря обо всех уронях персонала ресторанной сферы, необходимо отметить, что эти люди занимаются нелегким трудом как в моральном, так и в физическом отношении. Поэтому дополнительный фактор мотивации для них – это комнаты психологической разгрузки, общение с психологом, медкабинет и т.д.
Еще один фактор, введение которого в систему управления персоналом любой структуры дает отличный мотивационный эффект, - возможность так называемого доступа к первому лицу. Например, появление опечатанных ящиков, куда каждый сотрудник, анонимно или подписавшись, может опустить послание по любому вопросу. Право доступа к ящикам имеет только личный помощник первого лица, передающий все адресату. Просмотрев письма, руководитель принимает меры и по необходимости делегирует решение проблемы руководителям конкретных участков.
В одном из пятизвездочных отелей практиковалась система еженедельных завтраков с первым лицом, куда приглашались сотрудники разных служб. В неформальной обстановке они могли услышать слова признания заслуг (их личных или их подразделений) и обсудить проблемные участки работы, наболевшие вопросы. Для каждого сотрудника перспектива высказаться в высшей инстанции, быть услышанным и понятым является, как это не удивительно на первый взгляд, мощнейшим стимулом к качественному выполнению своих обязанностей.
ГЛАВА 2. Опыт использования теории мотивации в отечественной и зарубежной практике
2.1 Способы мотивации сотрудников сервисного предприятия на примере ресторана
1.
Мотивация персонала
2. Еще одним способом является - корпоративная культура заведения — это набор элементов, которые обеспечивают мотивацию сотрудников без каких-либо денежных выплат, создавая благоприятный климат для работы. К ним относятся:
— Миссия компании (общая философия и политика)
— Базовые цели (стратегия компании)
— Этический кодекс компании (отношения с Гостями, поставщиками, сотрудниками)
— Корпоративный стиль (цвет, логотип, флаг, униформа)
Наличие
всего комплекса элементов
3. Одним из самых важных способов мотивации персонала является корпоративная социальная политика компании, которая подразумевает разработку и реализацию мероприятий и программ, обеспечивающих социальную защищенность и высокий социальный статус сотрудника. Она определяет условия труда, корпоративные праздники, фирменную спецодежду и защиту. Чем более интересен социальный пакет для сотрудника, тем сложнее с ним расстаться. Медицинское страхование здоровья, коллективные походы в спортзал, поддержка в обучении и профессиональном росте, спецодежда с логотипом заведения, веселые корпоративные праздники, конкурсы и подарки – все это не только работает на мотивацию персонала, но и создает неповторимую атмосферу самого заведения.