Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:27, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение характерных особенностей американской модели менеджмента.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Изучить историю формирования американской модели менеджмента;
2. Дать характеристику американской модели менеджмента;
3. Проанализировать особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской.
Введение ...………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Характеристика и особенности американской модели менеджмента..…………………………………………………………………… 5
1.1. Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента…………………......................................................................... 5
1.2. Характеристика американской модели менеджмента...……………......… 8
1.3. Отличительные черты американской модели менеджмента…………...…17
Глава 2.Анализ деятельности ООО «Промконсервы» с позиции американского менеджмента……………………...……………………..……...21
2.1. Характеристика предприятия ООО «Промконсервы ……..…...………... 21
2.2. Деятельность функциональных подразделений предприятия и системы их взаимодействия ………………………………...…………………………… 24
Глава 3. Рекомендации по развитию предприятия ООО «Промконсервы»……………………………….………………………………...32
3.1. Перспективы развития предприятия …………………………………..… 32
3.2. Стратегия предприятия ……………………..………………………..… ... 35
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………38
Приложение…………………………………………………………………..…41
Федеральное агентство по образованию
Смоленский государственный университет
Кафедра
экономики и менеджмента
Особенности
американского менеджмента на примере
организации ООО «Промконсервы».
Курсовая
работа
Студент 4 курса
группы 41-М
Беликов
А. В.
Научный руководитель
Шакиров
И. М.
Смоленск
2011
Оглавление
Введение ...………………………………………………………………………
Глава 1. Характеристика
и особенности американской модели менеджмента..……………………………………………
Глава 2.Анализ
деятельности ООО «Промконсервы» с позиции
американского менеджмента……………………...……………………
2.1. Характеристика предприятия ООО «Промконсервы ……..…...………... 21
2.2. Деятельность функциональных подразделений предприятия и системы их взаимодействия ………………………………...…………………………… 24
Глава 3. Рекомендации
по развитию предприятия ООО «Промконсервы»……………………………….………
3.1. Перспективы развития предприятия …………………………………..… 32
3.2. Стратегия предприятия ……………………..………………………..… ... 35
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
За
всю историю существования
Вовсе не случайно, что центр развития теории и практики менеджмента в начале XX в. переместился из Англии в Америку. Деятельность основоположников «научного менеджмента» отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма - свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших предприятий. Организация труда и управления в такой «локальной экономике» не требовала систематического применения науки, да и сама наука ещё не была доминирующим общественным институтом, главной производительной силой промышленности. Именно в такой среде могло пройти формирование такого вида деятельности как менеджмент. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес - крупные и сверхкрупные корпорации, например, такие как Midvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало по несколько тысяч человек. В Америке, писал Питер Друкер, «крупные корпорации составляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типическую структуру общества, поведение людей, их образ жизни». Большой бизнес выступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует и вызывает к жизни также большую науку. Даже профсоюзы и органы правительственной администрации есть не что иное, как социальный ответ на феномен большого бизнеса. Именно невмешательство государства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами. Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений. Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.
Целью данной работы является рассмотрение характерных особенностей американской модели менеджмента.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Изучить историю формирования американской модели менеджмента;
2. Дать характеристику американской модели менеджмента;
3. Проанализировать особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской.
Работа основана
на трудах отечественных и зарубежных
экономистов по вопросам американской
модели менеджмента, а также в
работе использованы материалы периодической
печати.
Глава 1
Характеристика
и особенности
американской модели
менеджмента
1.1.
Факторы, оказавшие
влияние на формирование
американской модели
менеджмента
Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915).
Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.
В 19 веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам.
В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия – гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Великая индустриальная революция XVII - XVIII веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров, т.е. совместных владельцев одного капитала. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наёмных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов.
При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.
Здесь важно отметить следующую закономерность.
Вначале собственник и менеджер представлены
в одном лице. Затем управление отделяется
от капитала и производства. Вместо одного
капиталиста-менеджера возникают два
сообщества: акционеров и наёмных руководителей.
Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др.
Именно с учетом этих особенностей американской
экономики и формируется американская
модель менеджмента.
1.2.
Характеристика американской
модели менеджмента
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный
способ организации
3. Корпорация как основная форма предпринимательства [23, с.88; 35, с.111].
Американский
экономист Роберт Хейлбронер указал
на три основных исторически сложившихся
подхода к распределению
Современная американская модель менеджмента ори¬ентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия - это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей [34, с.89]. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достиже¬ния главной цели корпорации [5, с.80]. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким об¬разом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.
Информация о работе Особенности американского менеджмента на примере организации ООО «Промконсервы»