Основные свойства внешней среды и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

Все факторы во внешней среде тем или иным образом взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

К основным свойствам внешней среды относятся: сложность, объемность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность.

Сложность характеризуется определением трудозатрат материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды.

Выделяют три уровня сложности: высокий, средний, низкий.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 20.92 Кб (Скачать)

Основные свойства внешней  среды и их характеристика. Все  факторы во внешней среде тем  или иным образом взаимосвязаны  и взаимодействуют друг с другом.

К основным свойствам внешней  среды относятся: сложность, объемность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность.

Сложность характеризуется  определением трудозатрат материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку  требуемого количества элементов внешней  среды.

Выделяют три уровня сложности: высокий, средний, низкий.

Уровень сложности — величина субъективная для каждой организации. К снижению уровня сложности элементов  внешней среды для их обработки  ведут повышение квалификации персонала  и ресурсного содержания.

Объемность определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должны учитывать предприятия при разработке и реализации управленческих решений.

Выделяются три уровня объемности элементов внешней среды, учитываемых в первую очередь: большая (7:10), средняя (4:6), малая (1:3).

Неопределенность характеризуется  неполнотой или неточностью информации о текущем и перспективном  состоянии элементов внешней  среды, например информации о времени  принятия новых законов и их содержании.

Неопределенность связана  прежде всего с,возможностью возникновения в ходе реализации проекта компании неблагоприятных для нее ситуаций и последствий.

Коммуникабельность характеризуется  уровнем отношений между компанией  и внешней средой. Различают три  уровня коммуникабельности: полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие, преимущественное противодействие.

Виды анализа внешней  среды. Сущность анализа внешней  среды состоит в систематическом  изучении и оценке контролируемых и  неконтролируемых факторов (объектов и событий), отно-, сящихся к предприятию. Главная цель такого анализа — получе-, ние необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель — выявление сильных и слабых сторон самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.

Менеджер, занимаясь анализом состояния внешней среды, должен анализировать рынки, уровни конкуренции  и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов  строится по той же схеме, что IT анализ работы собственного предприятия.

Используются различные  виды анализа и их комбинации:

анализ, проводимый исключительно  на базе прошлой фактической информации — анализ фактов, или фактический  анализ;

анализ, проводимый на базе информации, ориентированной в прошлое и  будущее — анализ событий и  отклонений. Анализ отклонений является частью процессов контроля;

анализ, проводимый на базе будущей  информации — анализ планируемых  показателей. Служит для оценки составленных планов и выбора плановых альтернатив.

Анализ может проводиться  как в форме чистого анализа  фактов, так и в форме причинно-следственного  анализа, чаще всего при изучении отклонений.

Рассмотрим наиболее популярные методы анализа.

Функционально-стоимостной анализ. Объектом функционально-стоимостного анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы.

Этот анализ позволяет оптимизировать, с точки зрения соотношения «затраты—результаты», выполнение процессов, требуемых для  разработки и производства того или  иного продукта. Для функционально-стоимостного анализа необходима координация  всех участвующих в решении проблемы подразделений предприятия, а последопательность шагов при стоимостном анализе соответствует этапам процесса принятия решения.

Бенчмаркинг {benchmarking). Бенчмаркинг — аналитический процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и производству продуктов мирового класса как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом данного анализа являются продукты и их компоненты, а также функции и процессы на предприятии, связанные с разработкой, производством и сбытом продукции. В центре анализа чаще всего стоит сравнение одних и тех же функций, выполняемых различными предприятиями отрасли для выявления «лучшего в своем классе». Цель такого анализа — обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и причин этих явлений в сравнении с «лучшим в своем классе» и принятие соответствующих мер по их устранению.

Анализ цепочки создания стоимости. Совокупность функций, выполняемых  предприятием, может быть представлена как цепочка процессов создания стоимости, которая в начале и  конце интегрируется с деятельностью  партнеров по рынку.

Инструмент анализа, ориентированный  на цепочку процессов, был разработан известным западным специалистом Майклом  Е. Портером.

Анализ полей бизнеса {Profit Impact of Market Strategies — PIMS). Анализ полей бизнеса — анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится как для предприятия в целом, так и для отдельных полей бизнеса на базе банка данных более чем о 20 тыс. однородных полей бизнеса. Рассматривается воздействие специфической среды того или иного вида бизнеса и внутренних факторов, действующих на самом предприятии, на показатели прибыли и денежного потока.

Сравнительный анализ деятельности предприятий. Этот вид анализа считается классическим. При использовании этого метода сопоставляются в основном технико-экономические  и финансовые показатели двух и более  предприятий-конкурентов. Объектом анализа  является предприятие в целом. Сравнение  может относиться конкретному моменту  или периоду.

Сравнительный отраслевой анализ. Объект такого анализа — показатели предприятий  одной отрасли, например, оборот и  производительность труда, рентабельность.

Также различают количественный и  качественный анализ состояния внешней  среды. Количественный анализ базируется преимущественно на абсолютных, относительных  показателях и индексах, представляемых в виде аналитических таблиц и  графиков.

Данные качественного анализа  в концентрированном виде характеризуют  состояние внешней среды и  работу предприятия. При этом используются понятия шансов и рисков, сильных  и слабых сторон предприятия.

Прогноз состояния внешней среды, или прогнозная информация о внешней  среде, содержит предположения о  будущем состоянии (развитии) определенных переменных внешней среды предприятия  с учетом определенных исходных условий. Общая цель такого прогноза — создать  по возможности надежные основы для  планирования собственного будущего поведения, поскольку динамичные системы должны всегда учитывать развитие своей  внешней среды. Специальная цель — по результатам анализа выявить  во внешней среде возможные шансы  и риски для предприятия.

Возможности классификации прогнозов  состояния внешней среды связаны  с видом и величиной исследуемой  области, видом и характером исследуемых  переменных (объекты, явления), а также  с процессами обработки информации или методами ее получения (методы прогнозирования). Так, объектами прогноза состояния  внешней среды могут быть экономические, социально-культурные, технологические, политико-правовые и экологические  сферы внешней среды или их специфические сегменты в соответствующих  регионах. Для выбранных регионов различают общие и специальные  прогнозы состояния внешней среды. По характеру измерения переменных прогнозы состояния внешней среды  подразделяются на качественные и количественные. Наконец, прогнозы внешней среды различаются по методам сбора и обработки информации. Здесь существуют количественные и качественные методы. Их комбинирование и интеграция проводятся в рамках разработки сценариев.

Деловая обстановка. Кроме анализа  внешней и внутренней среды хороший  менеджер должен уметь анализировать  и оценивать деловую обстановку, в которой функционирует его  предприятие. В зависимости от результатов  такого анализа и должны приниматься  многие управленческие решения, влияющие на стратегию поведения предприятия  на рынке.

Деловая обстановка — вся совокупность элементов внешней и внутренней среды, оказывающих существенное влияние  на достижение стратегических целей  в деятельности предприятия

на рынке.

Основные сферы деловой обстановки во многом совпадают: политическая, экономическая, социально-политическая, юридическо-правовая, криминальная сферы.

Для менеджеров очень важно уметь  определять и прогнозировать деловую  обстановку. От этого зависят не только рост или падение экономических  показателей ведения бизнеса, но и безопасность деятельности компании в определенных условиях. В западных компаниях работа по оценке деловой  обстановки и ее прогнозированию  уже давно ведутся. Российские фирмы  зачастую этим пренебрегают, за что  и расплачиваются. Такая работа должна быть поставлена на научный уровень  и доверена только грамотному специалисту. Смысл такой деятельности должен быть сведен к трем основным направлениям: во-первых, к классификации уровня безопасности; во-вторых, к оценкам  внешних и внутренних воздействий  на компанию; в-третьих, к выработке  мер противодействия.

Оценка состояния деловой обстановки включает несколько параметров.

Внешние воздействия могут классифицироваться следующим образом: недобросовестная конкуренция; недобросовестные отношения; споры; опасности; угрозы; конфронтация.

Внутренние воздействия могут  классифицироваться таким образом: межличностные, кадровые; техногенные  и технологические.

Состояния деловой обстановки определяются по следующим уровням: благоприятная или нормальная; неблагоприятная, или усложняющая; сложная; напряженная, илипредконфликтная; конфликтная; катастрофическая.

Ранжирование обстановки по вышеперечисленным  уровням позволяет руководителям  и менеджерам предприятий определять степень напряженности деятельности системы безопасности, необходимости  обращения за поддержкой к государственным  органам и фирмам, работающим в  негосударственной системе безопасности.

Прогнозирование деловой обстановки. Под прогнозом деловой обстановки, как правило, понимается обоснованное суждение о ее возможном состоянии  в будущем и об альтернативных путях и сроках ее изменения. При  прогнозировании деловой обстановки служба безопасности предприятия встречается  с большим количеством проблем  в связи со сложностью формирования базы данных, алгоритмов описания, необходимостью привлечения специалистов - экспертов.

Существует два вида прогноза деловой  обстановки: поисковый '(исследовательский) и нормативный.

Поисковый {исследовательский) прогноз  строится на основе исследования существующего  состояния деловой обстановки, который  может осуществляться силами самого предприятия.

Нормативный прогноз строится на основе тех норм, которые уже существуют и описаны для конкретной ситуации.

Для формирования стратегических управленческих решений могут разрабатываться  целевые, программные и проектные  прогнозы.

По периоду упреждения — промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различают прогнозы оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные.



Информация о работе Основные свойства внешней среды и их характеристика