Организация управления в муниципальном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, направлениях развития. С одной стороны, состояние его оценивается как кризисное, что связано с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, ухудшением материальной базы туристической отрасли. С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение зарубежных поездок россиян и числа туристских организаций по всей территории России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические основы территориального развития туризма……………7
1.1. Организация управления туристским комплексом в России……………..7
1.2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации…...10

2. Анализ развития туризма на примере г. Геленджик Краснодарского края.14
2.1 Место курортных муниципальных образований Причерноморья в системе расселения и социально-экономическом развитии Краснодарского края…...16
2.2 Город-курорт Геленджик в туристско-рекреационной системе Черноморского побережья Краснодарского края……………………………..19
2.3 Анализ проблем и оценка перспективных возможностей развития Черноморской рекреационной зоны и города-курорта Геленджика…………22
3. Предложения по развитию туристической инфраструктуры на муниципальном уровне………………………………………………………….24
3.1. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках……………………………………………24
3.2. Повышение качества туристских и сопутствующих услуг………………27
3.3. Перспективы развития курортной зоны Причерноморья………………...30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемых источников……………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая для Аллы.doc

— 1.52 Мб (Скачать)

По своей экономической специализации  муниципальные образования Причерноморья  существенно разнятся друг от друга. Промышленное производство в наибольшей мере представлено в  Сочи и Туапсе. В последнем развит и морской торговый транспорт международного значения. Сочи по объему отгруженных товаров собственного производства занимает второе место на Черноморском побережье (после Новороссийска) – 6,9 млрд. руб. или 2,3% от уровня края. Здесь в основном выпускаются пищевые продукты (мясоколбасные, молочно-маслосыродельные и хлебобулочные изделия).

Промышленный показатель Туапсе составлял  в 2009 г. 3,5 млрд. руб. (1,3% от общекраевого показателя). Ведущими отраслями здесь являются нефтеперерабатывающая и рыбная отрасли. Анапа и Геленджик имеют наиболее низкие показатели объема промышленного производства (соответственно 887 млн. руб. и 693 млн. руб.) и здесь, как и в Сочи представлены переработка мясной и молочной продукции, а также выпечка хлебо-булочных изделий.

По качеству жизни и уровню социального  развития курортные муниципальные  образования превосходят практически  все города и районы Краснодарского края, за исключением Краснодара.

Одним из главных социальных показателей  является среднемесячная заработная плата. В среднем по краю она составляла в 2009 г. – 14953 рубля. Новороссийск имел второй рейтинг по этому показателю (18 664 руб.) после Краснодара (19 160 руб.), а Сочи занимал третье место (17 848 руб.). Геленджик занимал пятую позицию (15 653 руб.), уступая, кроме трех названных еще и Северскому району (15 870 руб.). Город-курорт Анапа находился на 8 месте – 15 047 руб.

 

2.2 Город-курорт Геленджик в туристско-рекреационной системе Черноморского побережья Краснодарского края

Геленджик располагает разнообразной  рекреационной специализацией. Важнейшей  ее частью является отдых пляжно-морской  направленности. Практически на всем побережье Геленджика представлены гравийно-каменистые пляжи.

Оздоровление является также одной из составляющих развития курорта. На его территории расположен 21 санаторий-профилакторий и 29 пансионатов и лечебно-оздоровительных комплексов (ЛОК). Здесь располагается 6 спортивно-оздоровительных лагерей для взрослых и 16 детских.

Всего на курортной территории Геленджика функционировало 107 учреждений, рассчитанных на 33 014 мест, средняя заполняемость составила 81,5%. Падение по сравнению с 2007 г. (88,7%) и 2008 г. (84,3%) сопряжено в финансовым кризисом. Общее количество отдыхающих составило 2 593,2 тыс. чел. из которых 581,5 тыс. чел. (22,4% от общего числа) относились к разряду организованных, а 2011,7 тыс. чел. (67,6%) к самодеятельным. Объем туристско-рекреационных услуг по крупным и средним организациям составил 2738 млн. руб.

По числу коллективных средств размещения Геленджик уступает другим курортам Черноморского побережья. Их здесь насчитывается 107, в то время как в Сочи – 433, Туапсинском районе – 249, Анапе – 188. Всего в Причерноморье зарегистрировано 1027 гостиниц и приравненных к ним других организованных средств размещения, что составляет 77% от их количества в Краснодарском крае (1334 предприятий). Доля Геленджика по этому показателю по отношению к краю -7,9% (рис. 2).

Рис. 2 Число мест и численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения, 2009 г.

По номерному фонду  и числу мест, а также численности  размещенных лиц и доходах  в коллективных учреждениях Геленджик, также отстает от Сочи, Анапы, Туапсинского района (табл. 3).

Таблица 3 Основные показатели коллективных средств размещения, 2009 г.

Муниципаль ное образование

Число учреждений

Номерной фонд, тыс.

Чис

ло мест, тыс. коек

Коэф

фициент заполняемости  мест

Числен ность размеще  ния лиц, тыс. чел.

Доходы от предоставляемых  услуг, млн. руб.

Анапа

188

16,8

44,0

0,37

34,2

5811,5

Геленджик

105

11,7

27,3

0,33

19,9

3377,8

Сочи

433

30,5

63,6

0,42

375,3

9741,3

Туапсинский район

249

14,0

40,0

0,29

57,8

3102,3

Краснодарский край

1334

86,3

200,3

0,33

749,0

24526,5


Вместе с тем по качественной структуре гостиничного хозяйства Геленджик уступает только Сочи в абсолютном размере. «Четырехзвездочных» отеля в Сочи  28, а в Геленджике – 9. Число коллективных средств размещения за 2008 – 2009 гг. возросло на 7,1% (с 98 до 105). При этом номерной фонд и число мест (коек) практически не изменилось (табл. 4).

Таблица 4  Основные показатели курортной деятельности  г. Геленджика за 2008-2009 гг.

 

2008

2009

Коллективные средства размещения (гостиницы и приравненные к ним учреждения) в их составе:

- номерной фонд

- число мест (коек)

- коэффициент использования коечных мест

- численность лиц обслуживающих  КСР, (тыс. чел).

 

98

11626

27122

0,34

273,8

 

105

11698

27304

0,33

276,6

Специализированные средства размещения (ССР)

- число мест (коек).

- число обслуживающих  лиц, тыс. чел.

83

25,3

251,9

84

25,0

258,8


 

В составе специализированных средств размещения в 2009 году было зарегистрировано 31 санаторий и пансионатов с  лечением, 11 домов и пансионатов  отдыха, 37 баз отдыха, 2 туристические  базы. В общей сложности 61 специализированное учреждение.

В коллективных средствах  размещения было обслужено 276,6 тыс. чел., а в специализированных 258,8 тыс. чел. Таким образом, в общей сложности  число организованных отдыхающих составило 535,4 тыс. чел. или 8,3% от их общего числа  в Краснодарском крае.

Основная часть предприятий санаторно-курортного комплекса располагается непосредственно в г. Геленджике. Из других поселений следует отметить Кабардинку и Дивноморское (рис. 3).

Рисунок 6 – Территориальная  организация санаторно-курортного комплекса муниципального образования город-курорт Геленджик, 2010 г.

 

2.3 Анализ проблем и оценка перспективных возможностей развития Черноморской рекреационной зоны и города-курорта Геленджика

Исследуемый город-курорт имеет много общих сложностей в своем развитии с другими  муниципальными образованиями Черноморского побережья.

Среди этих проблем можно  отметить:

1. Автотранспортная перегруженность,  особенно в летнее время. Массовые  автомобильные потоки затрудняют  продвижение к местам отдыха.

2. Нереализованными остались проекты строительства автодороги Абинск – Кабардинка и объездной  автострады  в районе курортных поселков Криница и Архипо-Осиповка.

3. Высокая концентрация  автомобилей на относительно  небольшой территории способствует  повышенной загазованностью уклекисло-сернисто-свинцовыми элементами. Это отражается не только на состоянии природной среды, имеющий большое аттрактивное значение и на здоровье отдыхающих и местного населения.

4. Трудности расширения  жилой и курортной застройки.  Равнинно-предгорная часть (до 500 м над уровнем моря) занимает незначительное пространство вдоль побережья, а ведение строительства на более высоких участках намного дороже. Кроме того, они значительно удалены от морских берегов, что вызывает необходимость создания весьма затратных коммуникаций.

5. Существенным сдерживающим  фактором в развитии курортного  хозяйства Причерноморья, в том  числе и Геленджика является  дефицит пресной воды. Местные  ее запасы в летнее время  истощаются, а внешние поставки  не удовлетворяют необходимых  потребностей. Это ведет к проблемам в водоснабжении, особенно в курортный сезон Одной из кардинальных сложностей является повышенный уровень загрязненности Геленджикской бухты.

Среди других проблем  можно отметить недостаточную мощность коммунальных служб, особенно канализации, а также трудности утилизации отходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предложения по развитию туристической инфраструктуры на муниципальном уровне

3.1. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках 

 

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики России.

Одним из главных законов  рекламы являются значительный объем, регулярность и продолжительность  воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект с определенного минимального порога. 

С этой целью необходима имиджевая рекламно-информационная кампания в СМИ как в России, так и за рубежом, участие в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентации туристских возможностей России.

Для повышения конкурентоспособности  российского туристского продукта и создания благоприятного имиджа страны необходима организация выпуска  рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках основных направляющих рынков.

Многое из этого уже осуществляется. Вместе с тем при существующем в настоящее время бюджетном финансировании деятельность по продвижению российского национального турпродукта может лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.

Большинство государств мира, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристского продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков. 

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. 

Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения  одного иностранного туриста, обеспечивающего  поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу туристского продукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных средств, выделяемый в европейских странах на продвижение туристского продукта, составляет 31,7 млн.евро.

К сожалению, при действующем  в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет 0,69 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.

Только широкая имиджевая  некоммерческая рекламная кампания туристических возможностей страны, сосредоточенная на ключевых направляющих внешних и внутренних туристских рынках и носящая стабильный характер, позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей туристской сферы России. Данные по странам- мировым лидерам по объемам потребительских расходов в сфере международного туризма приведены в Приложении 9. Особое внимание необходимо уделить всестороннему продвижению российского туризма в странах СНГ, способствовать не только возрождению традиционных туристских маршрутов, но и представлению новых туристических продуктов.

Проводниками активного  продвижения туристского продукта на основных направляющих рынках за рубежом   могут и должны стать представительства Российской Федерации по туризму за рубежом, которые должны обеспечивать связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовой информации, другими участниками туристского процесса. Ранее планировалось, что эту работу возьмут на себя Торговые представительства Российской Федерации за рубежом. К сожалению, этого не произошло. Эффективность подобных мер не вызывает сомнений, только в Российской Федерации в настоящее время действует более 40 иностранных представительств по туризму.

Таким образом, задача состоит в продвижении российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.

Информация о работе Организация управления в муниципальном образовании