Организация управления персоналом государственной и муниципальной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 02:13, реферат

Краткое описание

Профессионально подготовленный аппарат необходим каждому органу власти с учетом специфики его функций при обеспечении представительной, исполнительной и судебной власти. Без него не может осуществляться государственное управление. Между тем низкий престиж чиновников, отсутствие достаточно эффективного механизма материального стимулирования их труда, социальной и правовой защиты существенно мешают притоку и закреплению на государственной службе перспективных, профессионально подготовленных сотрудников, особенно молодых, способных поднять государственное управление на качественно новый уровень, избравших служение государству и народу своей профессией.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. 5
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. 6
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 7
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ 7
И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ. 7
Проблемы муниципальной службы. 9
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ. 10
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ. 17
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ 17
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ. 19
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ. 20
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ 20
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ. 21
ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. 22
ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ – НАБОР ПЕРСОНАЛА. 24
Элементы конкурса: 25
Аттестация персонала: 25
ПРОХОЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. 26
ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ – НАБОР ПЕРСОНАЛА. 26
ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
ЛИТЕРАТУРА. 31
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 32

Файлы: 1 файл

Управление персоналом государственной и муниципальной службы.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

       Действующее российское законодательство содержит два основных подхода к классификации  муниципальных должностей.

       Так, Федеральный закон «Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации» и законы о местном  самоуправлении и муниципальной  службы ряда субъектов РФ весь комплекс муниципальных должностей подразделяют на:

    1. выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов. К ним относятся депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица, например, главы муниципальных образований;
    2. должности, замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления, например, главы муниципальных образований, избранные из числа депутатов, или председатели представительных органов;
    3. иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора, например, руководители и работники структурных подразделений местных администраций.

       Не  менее распространена в законодательных  актах субъектов РФ и иная классификация  муниципальных должностей. Она представляет собой аналог классификации государственных  должностей, содержащейся в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». В соответствии с данным подходом муниципальные должности подразделяются на три следующие категории:

  1. должности, устанавливаемые уставом муниципального образования для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления, замещаемые путем выборов населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления (депутаты представительных органов местного самоуправления и главы муниципальных образований), – должности категории «А»;
  2. должности, утверждаемые в установленном уставом муниципального образования порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», – должности категории «Б»;
  3. должности, учреждаемые органами местного самоуправления для обеспечения исполнения их полномочий, – должности категории «В».

        Должности категорий «Б» и «В» в свою очередь подразделяются еще на пять групп: – высшие, главные, ведущие, старшие  и младшие. [8, с. 94-95] 

Государственный и муниципальный  служащий.

Государственные служащие

 

       В Федеральном законе от 5.07.1995 «Об  основах государственной службы Российской Федерации» в ст. 10 отмечается:

         1.Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

         2.Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

         3.Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

         4.Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. 

Муниципальный служащий.

 

       Признак должности является базовым признаком, характеризующим муниципального служащего. В то же время муниципальные должности  по своему содержанию весьма разнообразны. Отсюда нередки проблемы с толкованием  категории «муниципальный служащий». Свойственны эти проблемы и действующему российскому законодательству.

       Так, в соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальными служащими считаются лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления (ст. 21, п.1), т.е. граждане, исполняющие обязанности по любой из муниципальных должностей.

       Несколько иного взгляда на данную проблему законодатель придерживается в Федеральном  законе «Об основах муниципальной  службы в Российской Федерации». В  этом нормативном документе муниципальным служащим признается гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 7, п.1).

       Как видно, в приведенном определении  муниципальным служащим признается не всякое должностное лицо, а лишь то, которое исполняет обязанности  по муниципальной должности муниципальной службы, т.е. по муниципальным должностям категорий «Б» и «В». В данном случае из состава муниципальных служащих исключаются лица, замещающие выборные должности местного самоуправления, т.е. муниципальные должности категории «А». . [8, с. 95-96] 
 
 
 
 
 

Прохождение государственной  службы.

 

       Общие условия прохождения государственной  службы описываются в главе 2 федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации» от 25.04.2003.

       Статья 12 говорит о поступление на государственную  службу, ее прохождении и прекращении:

         1. На государственную  службу по контракту вправе  поступать граждане, владеющие государственным  языком Российской Федерации  и достигшие возраста, установленного  федеральным законом о виде  государственной службы для прохождения  государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

         2. Условия контрактов, порядок их заключения, а также  основания и порядок прекращения  их действия устанавливаются  в соответствии с федеральным  законом о виде государственной  службы.

          3. В соответствии  с федеральным законом о виде  государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

          4. Федеральным законом  о виде государственной службы  определяется предельный возраст  пребывания на государственной  службе данного вида.

          5. Прохождение государственной  службы включает в себя назначение  на должность, присвоение классного  чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

          6. Основания прекращения  государственной службы, в том  числе основания увольнения в  запас или в отставку государственного  служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. 

 

Поступление на службу –  набор  персонала.

 

       О формировании кадрового состава  государственной службы говорится  в статье 11 федерального закона «О системе  государственной службы Российской Федерации» от 25.04.2003:

  1. Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:
  • созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;
  • развитием профессиональных качеств государственных служащих;
  • оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;
  • созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;
  • использованием современных кадровых технологий;
  • применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
  1. Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

        3. Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        4. Переподготовка, повышение квалификации  и стажировка государственных  служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 
     

       Назначение  гражданина на государственную должность  государственной службы без прохождения  конкурса (когда это предусмотрено  Федеральным законом "Об основах  государственной службы в Российской Федерации") ограничивает конституционное  право граждан на равный доступ к государственной службе других граждан, может повлечь нарушение принципа государственной службы "профессионализм и компетентность государственных служащих", причинить ущерб гражданам, интересам государства и так далее. Поэтому конкурсный набор персонала играет важную роль при приеме на государственную службу и может способствовать решению важных задач:

  • повышение престижа государственных должностей с целью привлечения наиболее квалифицированных специалистов;
  • демократизация кадровых процессов, привлечение к кадровым решениям о принятии на работу других лиц;
  • внедрение новых технологий кадровой работы;

    интенсификация  процессов адаптации персонала  и формирования рабочих проектных  групп и управленческих команд. [1, с.89]

     Элементы  конкурса:

  1. наличие претендентов, выставляющих свою кандидатуру на конкурс;
  2. конкурсная комиссия, которой предоставляется право на основании положения о проведении конкурса выбрать приемы и методы его проведения;
  3. механизмы оценки достоинств конкурсантов и принятие решений по итогам конкурса;
  4. механизмы информирования общественности о ходе и результатах конкурса.

     Аттестация  персонала:

       Главной задачей аттестации в системе  государственной службы является оценка степени соответствия сотрудника своей  должности и выявление резервов повышения качества и уровня отдачи работника.

       Две составные части аттестации:

    1. Оценка труда имеет своей целью сопоставить содержание, качество и затраты труда с планируемым, который представлен в технологических картах, планах и программах работы организации. Оценка труда дает возможность оценить: количество, качество, интенсивность труда.
    2. Оценка персонала имеет своей целью изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для определения перспектив роста (ротации). [1, с.119-121]

Информация о работе Организация управления персоналом государственной и муниципальной службы